Налог на прибыль в казенных учреждениях

2941
В общем случае казенное учреждение не уплачивает налог на прибыль. Однако есть ситуации, в которых налог придется рассчитать и перечислить в бюджет. И сделать это нужно своевременно, иначе не избежать налоговых санкций*. Кроме того, учреждению необходимо сдавать отчетность по налогу на прибыль. Причем даже если отсутствует налог к уплате.

* Решение Арбитражного суда Тверской области от 25 апреля 2014 г. № А66–2714/2014.

И.В. Коженкова, аудитор

Общие правила уплаты налога

Казенное учреждение может вести приносящую доходы деятельность, если такое право предусмотрено в его учредительном документе (п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Статьей 251 Налогового кодекса РФ определен перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли. К ним относятся доходы в виде средств, полученных от оказания (выполнения) казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (работ). А также доходы от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Это определено подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Аналогично статьей 270 Налогового кодекса РФ определены расходы, которые не учитываются для целей исчисления налога на прибыль. К таковым пунктом 48.11 названной статьи отнесены расходы казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций. В том числе расходы, связанные с оказанием (выполнением) государственных (муниципальных) услуг (работ). Далее для удобства будем называть их государственными функциями и госуслугами.

Все про налог на прибыль в казенных учреждениях T1M29S Налог на прибыль в учреждениях

Налог на прибыль в казенных учреждениях

Госуслуги налогом не облагаются

Позиция финансового ведомства. Как отмечает Минфин России, перечень госуслуг, выполняемых казенным учреждением в том числе за плату, должен быть предусмотрен в уставе учреждения. Однако не все услуги, предусмотренные учредительным документом, могут быть отнесены к государственным (письмо от 19 августа 2013 г. № 03-03-05/33760).
Платные услуги включаются в перечень госуслуг только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания.
При этом формирование госзадания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным (письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 12-08-25/4392).

Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2011 г. № 729-рутвержден Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.

Для определения госуслуги обратимся к статье 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Согласно ему, под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, понимается деятельность по реализации функций такого органа. Она осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Так о каких же госуслугах идет речь? Ответ на этот вопрос чиновники Минфина России дали в письме от 28 октября 2013 г. № 03-03-06/4/45534. Речь идет о госуслугах, иных государственных функциях, оказание которых непосредственно связано с предусмотренными законодательством РФ полномочиями органов госвласти (госорганов) или органов местного самоуправления. По мнению чиновников, только к ним применимы положения вышеуказанных норм (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 и п. 48.11 ст. 270 Налогового кодекса РФ). А вот при оказании казенным учреждением на договорной основе платных услуг, не отнесенных к госуслугам, доходы и расходы от оказания данных услуг учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Аналогичный вывод сделан в письме № 03-03-05/33760.
Мнение ФНС России. Налоговики в письме от 1 августа 2013 г. № ЕД-4-3/13995@ пояснили следующее. Платные услуги включаются в перечень госуслуг только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках госзадания. Оказание платных услуг, не включенных в перечень услуг, должно быть напрямую связано с полномочиями (функциями) органов госвласти. Соответственно оно в этом случае может быть отнесено к выполнению иных государственных (муниципальных) функций. А доходы от их исполнения тоже не облагаются налогом на прибыль (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, к необлагаемым доходам казенного учреждения отнесены, например, доходы от оказания услуг по предоставлению на платной основе парковочных мест. Речь идет об услугах, предоставляемых на основании постановления Правительства Москвы от 5 октября 2012 г. № 543-ПП «О проведении пилотного проекта организации платных городских парковок в г. Москве». Согласно постановлению № 543-ПП, административными регламентами предусматривалось предоставление следующих госуслуг:

  • «внесение в реестр парковочных разрешений инвалидов города Москвы записи о парковочном разрешении инвалида, сведений об изменении записи о транспортном средстве в парковочном разрешении инвалида и о продлении действия парковочного разрешения инвалида»;
  • «внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о транспортном средстве в резидентном парковочном разрешении и об аннулировании резидентного парковочного разрешения».

При этом плата за размещение транспортных средств подлежала зачислению в бюджет г. Москвы. Поэтому, хотя такие услуги не включены в перечень госуслуг, доходы от них чиновники ФНС отнесли к доходам от выполнения иных государственных функций, которые не облагаются налогом на прибыль.

Доходы, облагаемые налогом

Не все виды деятельности казенного учреждения могут быть признаны государственными услугами. Поэтому некоторые виды его доходов включаются в базу по налогу на прибыль на общих основаниях.
Так, казенное учреждение может быть заказчиком по гражданско-правовому договору, отличному от государственного контракта. В рамках данного договора учреждение может получить от исполнителя неустойку при нарушении им условий договора. Такая неустойка должна учитываться в составе внереализационных доходов при определении налоговой базы на основании статьи 250 Налогового кодекса РФ. Об этом сказано в письме Минфина России от 28 августа 2013 г. № 03-03-06/4/35325.

Расходы, понесенные в рамках приносящей доход деятельности, могут уменьшить базу по налогу на прибыль при их соответствии положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Это же касается, как отмечено в письме УФНС России по г. Москве от 13 августа 2012 г. № 16-15/073584@, видов деятельности, которые не обозначены в уставе казенного учреждения как основные. Например, это такие виды приносящей доход деятельности казенного учреждения, как:

  • сдача в аренду имущества;
  • реализация высвобождаемого имущества;
  • другие аналогичные виды деятельности, предусмотренные уставом казенного учреждения.

Так, в письме № 03-03-06/4/35325 рассмотрен вопрос налогообложения компенсации сумм коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, полученной казенным учреждением. Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ, к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ. А также внереализационные доходы, предусмотренные статьей 250 Налогового кодекса РФ. При этом исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 Налогового кодекса РФ.
Доходы в виде средств, полученных от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, в статье 251 Налогового кодекса РФ не указаны. Поэтому они учитываются в составе внереализационных доходов на основании положений статьи 250 Налогового кодекса РФ.

Налоговая отчетность

Даже если у казенного учреждения отсутствует база по налогу на прибыль, данный факт не освобождает его от необходимости сдачи отчетности. Это объясняется тем, что учреждение как российская организация признается плательщиком данного налога (п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ). А налогоплательщики по истечении каждого отчетного и налогового периода обязаны представлять в инспекцию налоговые декларации. Причем независимо от наличия у них обязанности по уплате налога (авансовых платежей по нему), а также особенностей исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ).
Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год, отчетные периоды – I квартал, полугодие и 9 месяцев. Если по итогам отчетного (налогового) периода у казенного учреждения не возникло обязательства по исчислению и уплате налога, оно сдает декларацию по упрощенной форме (титульный лист, листы 02 и 07, и приложение к декларации (при необходимости)).

Кто должен сдавать

Так же как и коммерческие организации, декларацию по налогу на прибыль должны составлять:

  • государственные (муниципальные) учреждения, в том числе органы государственной власти, которые применяют общую систему налогообложения и являются налогоплательщиками по статье 246 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 14 сентября 2011 г. № 03-03-05/91, от 12 декабря 2005 г. № 03-03-04/4/99);
  • учреждения, которые являются налоговыми агентами по налогу на прибыль (независимо от применяемой системы налогообложения).

Когда сдавать

По общему правилу учреждения-налогоплательщики должны сдавать декларацию по налогу на прибыль по окончании каждого отчетного и налогового периода.

  • Отчетный период по налогу на прибыль – это I квартал, полугодие и девять месяцев (п. 2. ст. 285 НК РФ).
  • Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год (п. 1. ст. 285 НК РФ).

То есть декларацию подавайте ежеквартально. Причем сдать декларацию надо, даже если в каком-то из периодов нет обязательств по уплате налога на прибыль (абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ).

Учреждения обязаны сдать декларацию:

  • за I квартал – не позднее 28 апреля;
  • за полугодие – не позднее 28 июля;
  • за девять месяцев – не позднее 28 октября;
  • за год – не позднее 28 марта следующего года.

Такой порядок установлен пунктами 3 и 4 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

Но из данного правила есть исключения. Декларации по итогам налогового периода (т. е. один раз в год) подают:

1. Театры, музеи, библиотеки и концертные организации, которые являются бюджетными учреждениями.

2. Учреждения, у которых не возникает обязательств по уплате налога, по упрощенной форме.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

Несвоевременная подача декларации по налогу на прибыль является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Штраф по статье 119 Налогового кодекса РФ составляет 5 процентов от суммы налога, которая должна быть уплачена (доплачена) на основании декларации, но не была перечислена в установленный срок. Этот штраф придется платить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации. Общая сумма штрафа за весь период опоздания может быть от 1000 руб. до 30 процентов от неуплаченной суммы налога по декларации. Если налог полностью уплачен в срок, то штраф составит 1000 руб. Если учреждение уплатило только часть налога, то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога, которая должна быть уплачена по декларации, и суммой, фактически перечисленной в бюджет в установленный срок.

В каком размере взимается штраф за несвоевременное представление годовой налоговой декларации. В течение года организация перечисляет авансовые налоговые платежи;

Какой штраф налоговая инспекция может взыскать с организации за несвоевременное представление нулевых деклараций.
Кроме того, за непредставление или несвоевременное представление декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам учреждения (например, к его руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

У некторых учреждений есть вопрос: можно ли оштрафовать учреждение по статье 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль за отчетный период? Налоговое законодательство разграничивает категории «налог» и «авансовый платеж по налогу». Каждой из этих категорий соответствует самостоятельный отчетный документ. По итогам отчетных периодов учреждения перечисляют в бюджет не налог, а авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 2 ст. 286 НК РФ). Поэтому независимо от того, как называется форма отчетности, которую нужно подавать по окончании отчетного периода (налоговая декларация или расчет авансовых платежей), оштрафовать учреждение за то, что эта форма сдана позже установленного срока, по статье 119 Налогового кодекса РФ нельзя. Такой вывод содержится в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

Постановления Пленума ВАС РФ являются обязательными для всех арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ). Поэтому судебная практика по данному вопросу, которая раньше была неоднородной, должна стать единообразной. Суды прекратят поддерживать решения инспекций о привлечении налогоплательщиков к ответственности по статье 119 Налогового кодекса РФ в тех случаях, когда она применяется за несвоевременную подачу деклараций по итогам отчетных периодов. В связи с этим ФНС России рекомендовала налоговым инспекциям в практической работе руководствоваться разъяснениями Пленума ВАС РФ (письмо от 30 сентября 2013 г. № СА-4-7/17536).

Следует отметить, что действия учреждения, которое несвоевременно сдало декларацию по налогу на прибыль за отчетный период, можно квалифицировать как правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. То есть как непредставление документов, необходимых для налогового контроля. Размер штрафа – 200 руб. за каждый документ, который не был представлен в установленный срок.

Пример заполнения листа 07 декларации по налогу на прибыль

Налог на прибыль в казенных учреждениях

Порядок сдачи уточненной декларации по налогу на прибыль за обособленное подразделение

Вопросы, которые предстоит решить

Уточненная декларация за период до перехода на централизованную уплату налога

Уточненная декларация за период после перехода на централизованную уплату налога

Действующее обособленное подразделение*

В какую налоговую инспекцию сдавать

По местонахождению ответственного подразделения

На каком бланке оформить

На таком же, на каком составлена первичная декларация

Какой код указывать в графе «по месту нахождения (учета)»

220

Какой КПП указывать

КПП обособленного подразделения

Какой код ОКТМО (ОКАТО) указывать в уточненной декларации

Такой же, как в первичной декларации.

Если в первичной декларации в соответствующем поле указан код ОКТМО, то этот же код укажите и в уточненной.

Если же в первичной декларации значился код ОКАТО, его же впишите в уточненку

По реквизитам какой инспекции перечислить доплату

В региональный бюджет – по реквизитам инспекции по месту учета ответственного подразделения

По реквизитам инспекции по месту учета ответственного подразделения

Какой код ОКТМО указывать в платежном поручении на доплату

При доплате в региональный бюджет – код ОКТМО по местонахождению ответственного подразделения

По местонахождению ответственного подразделения

В какую налоговую инспекцию обратиться за зачетом или возвратом

При переплате в региональный бюджет – в инспекцию по месту учета ответственного подразделения

По месту учета ответственного подразделения

Ликвидированное обособленное подразделение**

В какую налоговую инспекцию сдавать

По месту учета головного подразделения

По местонахождению головного отделения организации, если:
– налог за ликвидированное подразделение перечисляло головное отделение организации;
– ликвидировано единственное обособленное подразделение (одновременно все обособленные подразделения) организации;
– ликвидировано обособленное подразделение, ответственное за перечисление налога по субъекту РФ, его полномочия переданы головной организации

По местонахождению обособленного подразделения, ответственного за перечисление налога по субъекту РФ, – если налог по ликвидированному подразделению уплачивался централизованно через другое обособленное подразделение

По местонахождению обособленного подразделения, вновь назначенного ответственным за перечисление налога по субъекту РФ, – если ликвидировано обособленное подразделение, ответственное за перечисление налога по субъекту РФ, а его полномочия переданы другому обособленному подразделению

На каком бланке оформить

На таком же, на каком составлена первичная декларация

Какой код указывать в графе «по месту нахождения (учета)»

223

Какой КПП указывать

КПП обособленного подразделения

Какой код ОКТМО (ОКАТО) указывать в уточненной декларации

Такой же, как и в первичной декларации.

Если в первичной декларации в соответствующем поле указан код ОКТМО, то этот же код укажите и в уточненной.

Если же в первичной декларации значился код ОКАТО, его же впишите в уточненку

По реквизитам какой инспекции перечислить доплату

В региональный бюджет – по реквизитам инспекции по месту учета головного подразделения

По месту учета ответственного подразделения*

Какой код ОКТМО указывать в платежном поручении на доплату

Код ОКТМО по бывшему местонахождению обособленного подразделения

При доплате в региональный бюджет – код ОКТМО по местонахождению ответственного подразделения

В какую налоговую инспекцию обратиться за зачетом или возвратом

По месту учета головного подразделения

По месту учета ответственного подразделения*

 
* Порядок подачи уточненных деклараций по налогу на прибыль по действующим обособленным подразделениям следует из положений пунктов 5 и 6 статьи 81, пунктов 1 и 5 статьи 289, пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

** Правила подачи уточненных деклараций по налогу на прибыль по ликвидированным обособленным подразделениям установлены в пункте 2.8 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600, и разъяснены в письмах ФНС России от 30 декабря 2009 г. № ШС-22-3/990, УФНС России по г. Москве от 28 мая 2009 г. № 16-15/053908, от 15 апреля 2009 г. № 16-15/36239, от 15 декабря 2008 г. № 20-12/116390.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль