Обновлен комментарий к первой части НК РФ

1304
 Даньшин А.Е.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
30 июля 2013 г. на заседании Пленума ВАС РФ было принято постановление с разъяснениями спорных вопросов по применению норм первой части НК РФ. Документ содержит более 80 пунктов и заменит собой прежнее постановление аналогичного характера, вышедшее в 2001 г. Обратим внимание на несколько наиболее важных комментариев.

Взыскание задолженности с налогового агента

По мнению высших арбитров, положения НК РФ позволяют взыскать с налогового агента за счет денежных средств на его счетах (ст. 46 НК РФ) только сумму удержанного им налога. Это объясняется следующими положениями кодекса.

В силу ст. 24 НК РФ налоговый агент обязан перечислить в бюджет сумму налога, удержанную из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. При этом подп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога агентом.

Характерная особенность функции налогового агента состоит в том, что он перечисляет в бюджет налог, обязанность по уплате которого лежит на налогоплательщике. В связи с этим принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм, а также взыскание пеней возможно только в случае, когда агентом сумма налога была удержана, но не перечислена в бюджет.

Касательно пеней нужно учитывать, что они носят компенсационный характер, т. е. являются платежом, направленным на компенсацию потерь казны в результате неуплаты налога в срок. Поэтому с налогового агента, не удержавшего налог, могут быть взысканы пени за период с момента, когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.

Использование льгот по ходу проверки

Согласно п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Ранее множество споров вызывал вопрос: можно ли считать отказом от льготы тот факт, что она не была учтена (заявлена) в налоговой декларации за конкретный период. Судьи пришли к выводу, что нельзя. Право на льготу, не использованное в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи не только уточненной налоговой декларации, но и просто заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки либо заявления в инспекцию при уплате налога на основании налогового уведомления.

Судьи убеждены: из кодекса не следует, что льгота носит именно заявительный характер. Поэтому у налоговых органов нет оснований обязывать организации подавать именно уточненные декларации, чтобы реализовать свое право на льготу.

Срок давности привлечения к ответственности

Срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение. Это закреплено в п. 1 ст. 113 НК РФ.

Возникает вопрос: какой период понимать под «соответствующим» применительно к ст. 122 кодекса – тот, за который, или тот, в котором налог уплачивается. Пленум ВАС РФ настаивает на втором варианте. Раз налоговая база и сумма налога исчисляются после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, значит, срок давности в отношении такого нарушения, как неуплата или неполная уплата налога исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого налог должен был быть уплачен.

Индульгенция за недоимку

В силу ст. 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав правонарушения лишь в том случае, когда они привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, т. е. к задолженности по этому налогу.

В связи с этим необходимо принимать во внимание положения ст. 78, 79 НК РФ, согласно которым налоговая задолженность подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.

По смыслу взаимоувязанных положений названных норм занижение суммы конкретного налога по итогам налогового периода не приводит к возникновению задолженности по этому налогу и не влечет ответственности по ст. 122 НК РФ в случае одновременного выполнения следующих условий:

  • на дату окончания срока уплаты налога за налоговый период, за который инспекцией начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы бюджетного платежа;
  • на момент вынесения инспекцией решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения по ст. 122 НК РФ. С него взыскивается только пеня.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль