За каждое нарушение - административная ответственность

2965
 Бычков С.С.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России
Закон № 252-ФЗ ни для кого не стал неожиданностью. Идея реструктуризации системы госфинконтроля уже несколько лет обсуждалась в Минфине России и, наконец, нашла свое воплощение в нормативно-правовом акте. Одни эксперты отмечают, что контроль стал жестче, другие – эффективнее. Но как бы то ни было, очевидно одно: за каждый расход бюджетных средств учреждение будет отвечать самым серьезным образом, вплоть до административной ответственности.

Можно ли утверждать, что со вступлением в силу Закона № 252-ФЗ система государственного (муниципального) финансового контроля обрела завершенность, соответствие современным требованиям, в т. ч. международных стандартов, или необходимы еще какие-то доработки?

– Пределов совершенства, конечно же, нет, но Закон № 252-ФЗ определил основы для формирования современной и эффективной системы финансового контроля. Документ четко регламентирует и проведение контрольно-ревизионной деятельности в финансово-бюджетной сфере, и применение мер профилактического характера с использованием инструментов внутреннего контроля и аудита, и вопросы контроля (анализа) эффективности бюджетных расходов. Все эти элементы необходимы и должны быть сбалансированы, что является уже предметом подзаконных актов.

Новый закон направлен на все типы учреждений? Либо автономные, бюджетные и казенные учреждения должны вынести из него что-то свое?

– Статьей 266.1 Закона № 252-ФЗ автономные, бюджетные и казенные учреждения определены как безусловные объекты госфинконтроля. Но конкретная регламентация финансового контроля в отношении бюджетных и автономных учреждений все-таки находится вне сферы Бюджетного кодекса РФ, поэтому в данной части нужны дополнительные нормативные правовые акты, регулирующие финансовый контроль в отношении этих организаций.

В Законе № 252-ФЗ четко разделен функционал между различными органами (организациями) в рамках контрольных мероприятий.
С одной стороны – это хорошо.
С другой – не создаст ли это ситуацию, когда ответственность будет «перекидываться» с одного ведомства на другое, либо, наоборот, каждый будет «тянуть одеяло на себя», а учреждения вынуждены будут заниматься бесконечной чередой отчетов перед различными структурами?

– Сначала ответим на вопрос о разделении функционала. В новой системе финансового контроля присутствуют следующие взаимодополняемые функции:

  • контрольно-ревизионная функция, направленная на расследование финансового нарушения, принятия решения о его квалификации и применение мер ответственности за такое нарушение;
  • казначейская функция предварительного контроля за финансовыми операциями, осуществляемая до списания соответствующих средств бюджета с единых бюджетных счетов путем санкционирования операций;
  • функция внутреннего финансового контроля и аудита, которая носит упреждающий и профилактический характер и закрепляется за главным распорядителем бюджетных средств;
  • экспертно-аналитические функции контрольно-счетных органов, направленные на проведение анализа реализации госпрограмм, государственных (муниципальных) заданий и аудита эффективности.

С точки зрения наличия определенного административного давления на учреждения контрольно-ревизионная функция является наиболее значимой.

Но эта функция закреплена только за Росфиннадзором (аналогичными органами на региональном и муниципальном уровне) и Счетной палатой (контрольно-счетными органами). При этом в целях исключения дублирования контрольных мероприятий этих органов в отношении одних и тех же учреждений и проверяемых периодов в подзаконных актах по внутреннему госфинконтролю предполагается ввести принципы планирования контрольной деятельности, исключающие такое дублирование.

Таким образом, именно такое четкое разделение функционала финансового контроля не позволит «перекидывать» ответственность или «тянуть одеяло на себя», заниматься бесконечной чередой проверок и перепроверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

…Закон № 252-ФЗ определил основы для формирования современной и эффективной системы финконтроля…

В связи с чем появилась необходимость заменить понятие «органы государственного финансового контроля» на «контрольно-счетные органы»?

– Понятие «контрольно-счетные органы» появилось в Законе № 6-ФЗ. Этот документ регулирует деятельность региональных и муниципальных контрольно-счетных органов, которые относятся к органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. В части использования наименований органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля положения Закона № 252-ФЗ соответствуют положениям Закона № 6-ФЗ, что снимает какие-либо разночтения и противоположные интерпретации в отношении наименований и полномочий органов внешнего контроля.

Что изменилось в понятиях «внешний» и «внутренний» контроль?

– Понятие внешнего государственного (муниципального) финансового контроля введено Законом № 6-ФЗ. Закон № 252-ФЗ только расширяет понятийный аппарат, дополняя его термином «внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль».

Методы финансового контроля, по сути, остались прежними. Необходимо ли было специально прописывать их в новом законе?

– Любой законодательный акт, регулирующий сферу контрольной деятельности должен как минимум отвечать на следующие вопросы: кто делает? что делает? какими способами он это делает? Определение методов финансового контроля – это ответ на третий вопрос.

В Законе № 252-ФЗ выделена специальная часть, посвященная бюджетным нарушениям и бюджетным мерам принуждения.

Отметьте основные моменты, зафиксированные в ней. Что должны особо помнить учреждения?

– Закон предусматривает меры административной ответственности за каж дое нарушение бюджетного законодательства в Кодексе РФ об административных правонарушениях (18 статей).

Например, устанавливается ответственность за такие нарушения бюджетного законодательства как нецелевое использование бюджетных средств, нарушение условий предоставления субсидии, несвоевременное доведение лимитов бюджетных обязательств, нарушение порядка представления бюджетной отчетности, бюджетной сметы и др.

При этом предусматривается усиление мер административной ответственности.

В частности, увеличиваются размеры административных штрафов на конкретных должностных лиц (до 50 тыс. руб.).

Для юридических лиц за исключением казенных учреждений устанавливаются «кратные штрафы» (в процентном отношении к объему бюджетных средств, использованных с нарушениями). Кроме того, вводится дисквалификация должностных лиц за нарушения бюджетного законодательства до трех лет.

В части административного производства и Росфиннадзору, и контрольно-ревизионным органам субъектов РФ предоставляется право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях. До вступления в силу Закона № 252-ФЗ на уровне субъектов РФ этот вопрос не был урегулирован.

…Законом № 252-ФЗ вводится дисквалификация должностных лиц за нарушения бюджетного законодательства до трех лет…

В Бюджетном кодексе РФ устанавливаются бюджетные меры принуждения, которые будут использоваться в дополнение к мерам административной ответственности только в пяти случаях, когда может быть полностью или частично возмещен ущерб в связи с неправомерным использованием бюджетных средств без рисков для бюджетного процесса (например, бесспорное взыскание межбюджетных субсидий или приостановление их предоставления).

Какое нарушение наказывается особо строго и почему?

– К таким нарушениям относятся нецелевое использование бюджетных средств, невозврат (неперечисление) бюджетного кредита (процентов по нему) и размещение бюджетных средств на банковских депозитах, за которые в отношении должностного лица преду сматривается максимальный административный штраф или дисквалификация, в отношении юрлиц, включая бюджетные и автономные учреждения, – максимальный «кратный» штраф (до 25% суммы средств, в отношении которой допущено нарушение).

Различные положения закона вступают в силу в разное время. С чем это связано?

– Закон № 252-ФЗ регулирует не только государственный (муниципальный) финансовый контроль, но и другие вопросы, например, связанные с передачей с местного на региональный уровень полномочий в сфере дошкольного образования с 2014 г.

Именно в отношении этих положений закона устанавливаются особые сроки их вступления в силу. При этом все положения, касающиеся государственного (муниципального) финансового контроля, уже вступили в силу.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль