Поможет ли централизация улучшить кассовое обслуживание?

1713
 Богданова И.
Начальник отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления Федерального казначейства по Свердловской области
Одной из ключевых задач органов Федерального казначейства является обеспечение кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Технология данного процесса совершенствуется прямо пропорционально развитию информационно-аналитических систем казначейства. Как выстроить эффективную систему кассового обслуживания консолидированного бюджета субъекта РФ, рассмотрим на примере Свердловской области.

На пути к централизации

На сегодняшний день в Свердловской области функционирует 94 муниципальных образования (далее – МО). Каждое МО имеет самостоятельный бюджет. Операции кассового обслуживания исполнения местных бюджетов производятся на единых счетах, открытых Управлению Федерального казначейства по Свердловской области (далее – Управление) на балансовом счете 40204 «Средства местных бюджетов».

По решению 93 местных администраций кассовое обслуживание в органах Федерального казначейства (далее – ОФК) осуществляется с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу. Один муниципалитет поступил более прогрессивно, открыв лицевые счета всем участникам бюджетного процесса (на основании соглашения с администрацией), с передачей дополнительных функций ОФК. Такое решение значительно упрощает механизм кассового обслуживания, а также способствует сокращению затрат бюджета посредством исключения финансового органа (казначейского подразделения финоргана) как промежуточного звена при осуществлении кассовых операций между участником бюджетного процесса и ОФК.

Однако государство не ставит задачи полномасштабного и обязательного перевода участников бюджетного процесса бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на обслуживание в ОФК и оставляет право принятия такого решения за уполномоченным органом региона (муниципального образования).

Между тем и в отсутствие соответствующего решения органа государственной власти (местной администрации) территориальные ОФК могут непосредственно влиять на повышение эффективности организации и осуществление процесса кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ (местных бюджетов) в рамках возложенных на них полномочий с учетом стратегии развития Казначейства России.

К повышению эффективности кассового обслуживания исполнения консолидированного бюджета Свердловской области Управление приступило в 2012 г. по завершению последнего этапа реорганизационных мероприятий в ОФК, в результате которых все территориальные органы Управления (далее – Отделения управления) преобразованы в территориальные отделы.

На первоначальном этапе лицевые счета для проведения и учета операций по кассовым поступлениям и кассовым выплатам местных бюджетов открывались и велись в Отделениях Управления по принципу расположенности финоргана. Для обслуживания бюджета на территориях устанавливались отдельные автоматизированные рабочие места (АРМ), оснащенные централизованным программным продуктом (ППО). Вся информация об операциях кассового обслуживания исполнения местных бюджетов формировалась на отдельных АРМ ППО и передавалась финансовым органам непосредственно Отделениями управления в соответствии с Регламентами о порядке и условиях обмена информацией.

С 2011 г. в Свердловской области введена в эксплуатацию Автоматизированная система Федерального казначейства (АСФК). Она является единой централизованной автоматизированной системой для отражения операций во всех ОФК, а также единым централизованным хранилищем аналитических и учетных данных по всем проводимым операциям.

Ранее заключенные территориальными органами Управления с финансовыми органами муниципальных образований Регламенты о порядке и условиях обмена информацией, были перезаключены на уровне Управления.

Для справки

В отсутствие Соглашения об осуществлении органом Федерального казначейства дополнительных функ ций финансового органа организация проведения операций на лицевых счетах главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета, открытие и ведение которых осуществляется финансовым органом, является обязанностью самого финансового органа.

Переход на АСФК, применение информационных технологий взаимодействия с участниками бюджетного процесса способствовали оперативной и не затруднительной передаче функций территориальных отделов Управления в части кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, и ведения лицевых счетов, открытых финорганам МО, на уровень Управления.

В результате поэтапного перевода финансовых органов из территориальных отделов казначейства функции кассового обслуживания 93 МО в полном объеме были сосредоточены непосредственно в Управлении, их обеспечение поручено профильному отделу ОФК. Таким образом, отпала необходимость координации и непосредственного участия территориальных подразделений в данном процессе.

Централизация функций способствовала повышению эффективности процесса кассового обслуживания исполнения консолидированного бюджета Свердловской области на всех его стадиях.

Очевидные выгоды

В результате концентрации функций на едином уровне, обработка выписок по счетам № 40204 осуществляется централизованно в совокупности с контрольными мероприятиями, проводимыми функ циональными специалистами Управления, что уменьшает операционные риски и значительно сокращает время выполнения операции.

Управление процессом обработки банковской выписки включает:

  • анализ количества и качества оформления кредитовых документов (документов на восстановление кассовых расходов и возврат средств в бюджет МО);
  • прогноз и анализ необходимости обработки промежуточных выписок по счетам отдельных бюджетов;
  • возможность гибкого регулирования времени начала и окончания обработки банковской выписки в рамках установленного графика и регламентированных интервалов выполнения операций;
  • возможность оперативного решения проблемных вопросов на уровне Управления при непосредственном взаимодействии с иными профильными отделами.

Это в значительной степени повышает качество кассового обслуживания и обеспечивает совершенствование процесса в рамках реализации одного из основных мероприятий Стратегической карты Казначейства России.

Автоматизация процессов кассового обслуживания, рациональная систематизация документов в рамках программного обеспечения ОФК, а также унификация процессов однотипных платежных операций на основании расчетных и иных документов финансовых органов в рамках нормативных правовых актов и регламентированных технологических процедур позволили минимизировать количество исполнителей платежных и иных операций без существенного увеличения операционной нагрузки.

Централизованная обработка документов финорганов в условиях электронного документооборота способствует оперативному предотвращению (уменьшению риска возникновения) однотипных системных и форматных ошибок.

При централизации повышается эффективность формирования, анализа (сверки) и отправки финансовым органам отчетной и иной информации об операциях кассового обслуживания исполнения бюджетов.

В настоящее время, на этапе совершенствования визуализации и локальной группировки аналитической информации об операциях кассового обслуживания, предусмотрено формирование и представление финансовым органам более десятка оперативных форм (по мере осуществления операций), а также форм месячной отчетной информации, основная часть которых формируется по принципу необязательности на основании отдельных запросов.

Учет запросов и контроль их исполнения осуществляет профильный отдел Управления. Технология выполнения операций в АСФК предусматривает централизованное пакетное формирование аналитической и отчетной информации, что обеспечивает возможность организации автоматизированного контроля за ее достоверностью, а также синхронизацию и оперативность отправки информации в финансовые органы всех МО. Централизация аналитических и учетных функций на уровне Управления упрощает процесс сверки консолидированной информации об операциях кассового обслуживания исполнения бюджета Свердловской области ежемесячно представляемой в Минфин региона, а также бюджетной отчетности.

Для справки

В течение 2012 г. функциональный отдел Управления сформировал и представил финансовым органам МО более 95 тыс. форм отчетной аналитики, из них около 66 тыс. – по отдельным запросам.

Начиная с 2012 г. Управление в порядке, установленном Федеральным казначейством, формирует Отчет об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета и подлежащих учету на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (далее – Отчет (ф. 0531888)).

В Отчете (ф. 0531888) отражается информация об операциях с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета при исполнении бюджетов субъекта и МО. Отсутствие возможности формирования Отчета (ф. 0531888) в разрезе бюджетов МО на первоначальном этапе его внедрения существенно усложняло процесс сверки взаимосвязанных с отчетностью финансовых органов показателей.

Для справки

В 2012 г. в Управлении осуществлено внедрение портала «Система удаленного финансового документооборота» (СУФД-online). Это также повысило производительность операций как со стороны финансового органа, так и со стороны Управления.

Централизация финорганов на уровне Управления в части реализации возможности формирования Отчета (ф. 0531888) в разрезе бюджета субъекта и местных бюджетов способствовали внедрению алгоритма перекрестной сверки взаимосвязанных показателей с минфином региона и финансовыми органами МО по операциям с межбюджетными трансфертами. В результате был значительно ускорен процесс сверки консолидированной отчетности и в целом повышено качество проводимых операций.

В условиях централизации существенно упростился механизм ведения перечня участников бюджетного процесса МО, справочника бюджетов, справочника финансовых органов (посредством исключения промежуточного звена – территориального подразделения Управления). Эта информация представляется финансовыми органами непосредственно в Управление.

Отрицательные моменты

Несмотря на массу положительных результатов централизация процессов открытия и ведения лицевых счетов финансовых органов, а также кассового обслуживания исполнения консолидированного бюджета Свердловской области на уровне Управления имеет определенные недостатки. В их основе – существенная удаленность большинства финансовых органов МО от областного административного центра.

Также отрицательным аспектом является недостаточная степень автоматизации бюджетного процесса в рамках нормативных правовых актов РФ.

На сегодняшний день ОФК не имеют законодательно установленной возможности обмена отдельными документами в условиях электронного документооборота (заявлениями на открытие, закрытие (переоформление) лицевых счетов клиентов, карточками образцов подписей, др.).

Однако на пути развития электронной России недостатки регламентации и функционирования электронного документооборота – вопрос времени.

Ежегодно Казначейство России внедряет мероприятия и решает кардинальные стратегические задачи в области кассового обслуживания исполнения бюджетов. Реализация каждой такой задачи на уровне Управления – очередной этап повышения качества и эффективности данного процесса.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль