У бюджетной классификации появились принципы

10648
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Нынешний год отличился тем, что новый приказ о бюджетной классификации доведен до участников бюджетного процесса не по традиции в декабре, а гораздо раньше. Соответственно у них есть время без спешки ознакомиться с новациями Минфина России и учесть их при составлении планов на будущий период.

Базовые принципы

Одним из новшеств Указаний № 65н является описание базовых принципов бюджетной классификации: единства, стабильности (преемственности) и открытости назначения кодов.

Принцип единства означает равенство значения, структуры кодов бюджетной классификации для бюджетов бюджетной системы РФ и порядка их формирования. Этот принцип применяется в отношении тех составных частей кодов, которые в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ) являются едиными для всех бюджетов. При формировании кода доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов используется единая (двадцатизначная) разрядность.

Принцип стабильности (преемственности) заключается в том, что, во-первых, назначение кодов бюджетной классификации должно сохраняться в течение отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного года и планового периода). А во-вторых, при изменении кодов (единых по БК РФ их составных частей) Минфин России, финорганы субъектов РФ и муниципальных образований обязаны размещать на своих официальных сайтах таблицы соответствия ранее действовавших и новых кодов. Это правило распространяется и на вновь вводимые коды, которые утверждаются правовыми актами указанных органов.

При реорганизации органа госвласти (госоргана), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, органа местной администрации, государственного (муниципального) учреждения или его ликвидации присвоенный ему код главы (код ГРБС, ГАДБ) может быть использован в бюджетной классификации РФ не ранее чем через пять лет с года, следующего за годом реорганизации (ликвидации).

Принцип открытости означает, что бюджетная классификация (перечень кодов, правила их установления и применения) должна быть доступна для всеобщего ознакомления. Регулирующие вопросы применения бюджетной классификации, правовые акты, таблицы соответствия изменяемых кодов в обязательном порядке размещаются в Интернете на сайтах органов власти.

Присвоение документам, регулирующим вопросы применения бюджетной классификации РФ, грифов ограничения доступа к информации (степеней секретности) не допускается.

Классификация расходов бюджета

Разделы и подразделы. В связи с тем что расходы на модернизацию силовых министерств с 2014 г. перенесены в соответствующие Федеральные целевые программы (далее – ФЦП), из перечня кодов разделов (подразделов) исключены: 0202 «Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований»; 0312 «Модернизация внутренних войск, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов».

Также исключен подраздел 0703 «Начальное профессиональное образование». Это связано с тем, что с 1 сентября 2013 г. вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором начальное профобразование как отдельный вид не рассматривается.

Название подраздела 0301 теперь звучит как «Органы прокуратуры и следствия» (вместо использовавшегося ранее «Органы прокуратуры»).

Но суть при этом не изменилась.

Из подраздела 0709 «Другие вопросы в области образования» убраны расходы на обеспечение деятельности централизованных бухгалтерий, групп хозяйственного обслуживания, учебных фильмотек. А из подраздела 1403 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера» – перечень конкретных ФЦП.

Целевые статьи. Код целевых статей расходов (далее – ЦСР) остался семизначным (8–14 разряды кода классификации расходов бюджетов). Но в целом классификация ЦСР поменялась принципиально. Обратим внимание на основные положения, актуальные для бюджетов всех уровней.

Согласно ст. 21 БК РФ единая для всех бюджетов бюджетной системы РФ классификация ЦСР не предусмотрена. Единственный случай, когда финансовый орган может определять перечень и коды ЦСР для бюджета нижележащего уровня, – это расходы за счет целевых межбюджетных трансфертов.

Пример

Из бюджета субъекта РФ выделяется целевая субсидия бюджету муниципального образования. При этом финансовый орган субъекта РФ определяет, по какому коду ЦСР будет осуществляться расходование средств субсидии ее получателем.

Новшеством, введенным Указаниями № 65н, стало применение при формировании кода ЦСР не только цифр, но и букв: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, Б, Г, Д, Ж, И, Л, П, Ф, Ц, Ч, Ш, Э, Ю, Я. Структура кода ЦСР полностью изменилась и теперь выглядит так:

Использование в кодах ЦСР значений 3001-3999 и 5001-5999 (4–7 разряды) возможно только в целях отражения расходов федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, источником финансового обеспечения которых являются федеральные межбюджетные трансферты.

Если источником финобеспечения бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов являются субсидии, субвенции, иные целевые федеральные межбюджетные трансферты, то коды направлений расходов (11–14 разряды ЦСР) должны быть идентичны коду направлений расходов федерального бюджета, выделенных на данные трансферты. При этом наименование ЦСР не должно включать наименование федерального трансферта.

При осуществлении субъектами РФ (муниципальными образованиями) полномочий Российской Федерации используются средства единой целевой субвенции1, которые обозначаются кодом 5900. Субъекты РФ детализируют данные коды на уровне третьего разряда (59X0) согласно перечню субвенций, формирующих единую субвенцию, утв. Правительством РФ. Кроме того, с целью конкретизации расходов субъект РФ вправе дополнить детализацию на уровне четвертого разряда кода (59XX).

При исполнении публичных нормативных обязательств субъектами РФ используются коды направления расходов 5220–5300.

Виды расходов. Два сходных по содержанию и названию кода видов расходов добавлено в группу 100:

1) в подгруппе 110 «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений» появился код 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда казенных учреждений лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий». К таким лицам в т. ч. относятся:

  • физические лица, привлекаемые для участия в физкультурно-спортивных мероприятиях;
  • учащиеся образовательных учреждений, привлекаемые для проведения ими учебной и (или) производственной практики (компенсация стоимости проезда к месту прохождения практики и проживания);

2) в подгруппу 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов» включен код 123 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий», который предназначен для выплат:

  • присяжным заседателям;
  • свидетелям и иным лицам, привлекаемым уполномоченными органами для участия в судебном разбирательстве;
  • гражданам, призванным на военные сборы;
  • депутатам представительных органов муниципальных образований, для которых депутатская деятельность не является основной (возмещения и компенсации, связанные с депутатской деятельностью);
  • членам Общественных палат (возмещения, связанные с осуществлением полномочий члена палаты).

Уточнено, что по коду 133 «Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия» выплачиваются:

  • пособие по беременности и родам;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • подъемное пособие при переезде военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на новое место службы в другой населенный пункт, в т. ч. на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части;
  • пособие на обзаведение имуществом первой необходимости;
  • единовременное (выходное) пособие при увольнении.

Претерпела изменения формулировка расходной части кода 134 «Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания». Теперь по данному элементу отражаются расходы федерального бюджета, направленные на осуществление дополнительных выплат и компенсаций военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, обусловленных их статусом в соответствии с законодательством РФ, не относящихся к денежному довольствию, и (или) выплатам, зависящим от размера денежного довольствия, если иное не предусмотрено Указаниями № 65н.

Законодатели наконец-то внесли формальную ясность в группу 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд». В Указаниях № 65н официально прописано, что сюда отнесена и аренда имущества.

Код 213 «Закупка вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества вне рамок государственного оборонного заказа» больше не существует, а из названий и описаний кодов 217 и 218 исчезло упоминание о «разработке имущества».

Серьезные изменения претерпело описание порядка применения кода 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Отсюда полностью исключен перечень конкретных видов оборудования, материалов, услуг. Видимо, в Минфине России пришли к пониманию, что объять необъятное невозможно (несколько лет в ведомстве пытались, напротив, создать максимально подробный список расходов, относимых к ИКТ), и отказались от детализации.

Не обошлось и без казусов. В описании кода 242 уточнено, что «по данному виду расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации, в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении вида расходов 242…». Если перевести этот пассаж с бюрократического языка получится примерно следующее: если публично-правовое образование решит отражать свои расходы на ИКТ по коду 242, то расходы следует отражать по коду 242…

Код 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» теперь исключает расходы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.

В код 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», напротив, добавлены расходы:

  • на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), если такие расходы не отнесены к другим кодам видов расходов;
  • на оплату договоров на оказание услуг по обучению в сфере ИКТ.

В результате этого нововведения могут возникнуть проблемы со сверкой показателей расходов на ИКТ, отражаемых ежеквартально в Сведениях об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), и реальных расходов, произведенных по коду 242.

Дело в том, что по графе 090 Сведений (ф. 0503177) предусмотрено отражение расходов на «Обучение сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий: расходы на разработку курсов для обучения, обучение пользователей создаваемых прикладных систем (ПО), прочее обучение в области информационно-коммуникационных технологий». Исходя из того что теперь сюда будут заноситься расходы как по коду 242, так и 244, затраты на ИКТ по факту окажутся больше, чем запланировано.

В группе 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению» элементы 313 и 314, действующие в Указаниях № 171н, объединили в один – 313 «Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам». В Указаниях № 65н законодатели отнесли к данному элементу в т. ч. выплаты гражданам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, службы в органах внутренних дел, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах РФ, а также членам семей погибших военнослужащих и (или) сотрудников, имеющих специальные звания.

К подгруппе 340 «Стипендии» добавлены расходы на выплаты стипендий обучающимся в государственных (муниципальных) казенных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, по образовательным программам высшего образования и научных казенных учреждениях, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Группа 400 существенно реструктуризирована и теперь называется «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности». Ее бывшее название – «Бюджетные инвестиции» перешло к подгруппе 410, которая детализирована такими элементами видов расходов, как:

  • 411 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность в рамках государственного оборонного заказа»;
  • 412 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность»;
  • 413 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа»;
  • 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности»;
  • 415 «Бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями».

Подгруппы 420, 430 и 440 из Указаний № 65н удалены, а виды расходов, ранее отражавшиеся по ним, отнесены в подгруппу 410. По мнению автора, соответствие элементов группы 400 старой и новой классификации таково:

В рамках подгруппы 450 «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам» введены два новых элемента: 451 «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства»; 452 «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства».

В группе 500 «Межбюджетные трансферты» дотации, отражаемые по подгруппе 510, делятся теперь на два элемента (вместо действовавших ранее четырех): 511 «Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности» и 512 «Иные дотации». В последний вошли дотации бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, дотации бюджетам закрытых административно-территориальных образований и дотации бюджету г. Байконура (соответственно элементы видов расходов 512, 513 и 514 Указаний № 171н).

В группу 700 «Обслуживание государственного (муниципального) долга» добавлены две подгруппы: 720 «Обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации» и 730 «Обслуживание муниципального долга».

В группе 800 «Иные бюджетные ассигнования» изменено название подгруппы 810 – «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам». Суть расходов осталась прежней. Кроме того, уточнено, что к элементу 831 не следует относить расходы на исполнение судебных актов, которые предусматривают обязательство Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования по выплате пенсий, пособий, оплату труда работников учреждений, а также на оплату кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и т. п.

КОСГУ

Из перечня расходов, прямо перечисленных в подстатье 212 «Прочие выплаты», теперь исключена ежемесячная денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам образовательных учреждений, научным сотрудникам.

В перечень расходов, которые следует относить к подстатье 221«Услуги связи», добавлена оплата услуг связи в целях кабельного телевидения.

А к подстатье 226 «Прочие работы, услуги» теперь отнесены:

  • возмещение затрат государственных (муниципальных) учреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение указанными дирекциями строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства;
  • услуги по предоставлению выписок из государственных реестров.

Из перечня медицинских услуг, перечисленных в подстатье 226, «ушли» платные услуги, оказываемые центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В 2012 г. из подстатьи 231 «Обслуживание внутреннего долга» были убраны пени и штрафы по бюджетным кредитам. Указания № 65н возвратили их с несколько иной формулировкой: штрафы за несвоевременное погашение бюджетных кредитов. В подстатью 232 «Обслуживание внешнего долга» добавлены штрафы за несвоевременное погашение кредитов иностранных государств, включая целевые, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц, полученных в иностранной валюте. А из статьи 290 «Прочие расходы» исключены штрафы за несвоевременное погашение бюджетных кредитов.

По группе 300 «Поступление нефинансовых активов» законодатели уточнили, что классификация объектов (основные средства, нематериальные и непроизведенные активы, материальные запасы) и выбор кода КОСГУ осуществляется согласно требованиям бухгалтерского (бюджетного) учета организациями госсектора по отнесению активов к соответствующей группе объектов учета нефинансовых активов.

Очевидно, что это попытка утихомирить споры между учреждениями, с одной стороны, и органами казначейства, с другой, в отношении того, «с какой статьи платить – 310 или 340». Также очевидно, что существенной пользы учреждениям для отстаивания своего мнения это уточнение не принесет.

В комментариях к статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» изменена формулировка. Ранее было: «модернизация и дооборудование», стало «модернизация (модернизация с дооборудованием)». Однако п. 27 в Инструкции № 157н остался без изменений: модернизация – отдельно, дооборудование – отдельно. К статье 310 отнесли расходы на приобретение объектов для комплектования библиотечного фонда, в т. ч. лицензионных копий аудиовизуальных произведений и иных объектов авторских прав на магнитных носителях. Поскольку магнитные носители сейчас практически не используются, это уточнение вряд ли можно назвать актуальным.

Разъяснения экспертов о порядке применения КОСГУ в 2014 году в журнале "Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение"

У бюджетной классификации появились принципы


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль