За ненадлежащее использование участок могут изъять

1167
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
В сентябре текущего года вступил в силу Закон № 123-ФЗ, уточняющий порядок прекращения ограниченных вещных прав на земельные участки ввиду их ненадлежащего использования. Рассмотрим, каким образом данные преобразования отразятся на деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Право пользования земельным участком

Существует несколько правовых оснований, при которых земельные участки могут принадлежать лицам, не являющимся их собственниками: 1) право пожизненного наследуемого владения (ст. 216, 265 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), ст. 21 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ));
2) право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 216, 268 ГК РФ, ст. 20 ЗК РФ);
3) право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 216, 274, 277 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ);
4) право аренды (ст. 22 ЗК РФ);
5) право безвозмездного срочного пользования (ст. 24 ЗК РФ).

При этом право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставляется только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и местного самоуправления (ст. 20, 28 ЗК РФ).

Основанием приобретения такого права является решение исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, обладающего полномочиями на предоставление земельных участков (далее уполномоченный орган)1 (п. 1 ст. 268 ГК РФ, ст. 29 ЗК РФ).

Юридические лица, не относящиеся к указанным выше категориям, обязаны были до 1 июля 2012 г. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности (согласно правилам ст. 36 ЗК РФ). Данная норма закреплена в ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ). За нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования ст. 7.34 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 100 тыс. руб.

Переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи и связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды или приобрести их в собственность необходимо до 1 января 2015 г. (п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ).

Для справки

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются, но право, возникшее у них до введения в действие ЗК РФ, сохраняется (пп. 2–3 ст. 20 ЗК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование им в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Данное лицо, в частности, вправе: 1) если иное не установлено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, которые становятся его собственностью (п. 2 ст. 269 ГК РФ);
2) осуществлять иные права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ (п. 1 ст. 41 ЗК РФ).

Распоряжаться земельным участком субъекты права постоянного (бессрочного) пользования не могут (п. 3 ст. 264 ГК РФ, п. 4 ст. 20 ЗК РФ).

У юрлиц, не являющихся собственниками земельных участков, есть не только права их использования при соблюдении определенных условий, но и обязанности. Согласно ст. 42 ЗК РФ к ним относятся:

  • использование участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в т. ч. земле как природному объекту;
  • сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на участках в соответствии с законодательством;
  • осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в т. ч. мер пожарной безопасности;
  • своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки их освоения предусмотрены договорами;
  • своевременная оплата землепользования;
  • соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
  • выполнение иных требований, предусмотренных законодательством.

Неисполнение землепользователями указанных обязанностей влечет прекращение права пользования участком.

Основания прекращения права пользования

Гражданским и земельным законодательством РФ предусмотрена возможность прекращения права собственности и иных вещных прав на землю, в т. ч. в принудительном порядке. Например, в соответствии со ст. 287 ГК РФ прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, установленными земельным законодательством.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком поименованы в ст. 45 ЗК РФ в уточняющей ее положения редакции Закона № 123-ФЗ. Во-первых, право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 ЗК РФ (п. 1 ст. 45 ЗК РФ). Во-вторых, вещное право прекращается принудительно:

1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно:

  • при использовании участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в т. ч., если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
  • при порче земель;
  • при невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по их улучшению и охране почв;
  • при невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • при неиспользовании участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом (в указанный период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого он не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование);

2) при изъятии участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 55 ЗК РФ;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях (п. 2 ст. 45 ЗК РФ).

Приведенный выше перечень является открытым и может быть детализирован как в актах федерального законодательства так и на уровне субъектов РФ.

Пример

В соответствии с пп. 1 и 8 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ – города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность, принятое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом, является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных ГК РФ и ЗК РФ.
Законом № 123-ФЗ исключен ряд оснований для принудительного изъятия земельных участков, включая систематическую неуплату земельного налога. Напомним, что ответственность за подобное противоправное деяние устанавливается Налоговым кодексом РФ (ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)») и Уголовным кодексом РФ (ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»). Кроме того, в новой редакции изложен п. 3 ст. 45 ЗК РФ, содержащий отсылочную норму, согласно которой, по общему правилу, решение о принудительном прекращении прав на земельные участки в перечисленных выше случаях, принимается судом в соответствии со ст. 54 ЗК РФ. На сегодняшний день оговорка о судебном порядке исключена.

Принудительное прекращение права пользования

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования осуществляется в порядке, установленном ст. 54 ЗК РФ.

В случае выявления при осуществлении государственного земельного надзора предусмотренных подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ нарушений требований земельного законодательства федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, выдают землепользователям, землевладельцам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Форма указанного предписания должна быть установлена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 54 ЗК РФ).

Органами, осуществляющими государственный земельный надзор, являются Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы (постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном надзоре», далее – Постановление № 689).

Отметим, что вместо упомянутого выше предписания об устранении нарушений прежняя редакция ст. 54 ЗК РФ предусматривала выдачу нарушителю предупреждения о допущенных земельных правонарушениях по форме, приведенной в приложении к Постановлению № 689.

Из формулировок п. 1 рассматриваемой статьи ЗК РФ следует, что одновременно с выдачей предписания об устранении выявленных нарушений надзорный орган налагает на нарушителя административное взыскание, установленное КоАП РФ. Чаще всего за нарушение норм земельного законодательства применяется такой вид наказания, как административный штраф (см., например, ст. 8.6 «Порча земель», ст. 8.8 «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению» и т. д.).

В случае если в ходе последующей проверки будет установлен факт неустранения организацией в установленный срок нарушений, указанных в предписании, выдавший его надзорный орган направляет в уполномоченный орган копию акта проверки выполнения землепользователем такого предписания с приложением копии самого предписания и иных связанных с результатами проверки документов (п. 5 ст. 54 ЗК РФ).

В свою очередь, уполномоченный орган после получения поименованных выше материалов направляет в суд требование об изъятии земельного участка, т. к. по общему правилу принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта, о чем было сказано выше (п. 1 ст. 54 ЗК РФ).

Теперь о главном!

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным в т. ч. государственному или муниципальному учреждению, осуществляется не в судебном, а в административном порядке, по решению уполномоченного органа, принятому им самостоятельно, при условии неустранения ненадлежащего использования данного участка (пп. 2, 6 ст. 54 ЗК РФ).

Как установлено п. 9 ст. 54 ЗК РФ, такое решение может быть обжаловано в суде в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Порядок принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка должен устанавливаться Правительством РФ. Но поскольку на сегодняшний день такой нормативный правовой акт еще не принят, соответствующее решение в отношении госучреждений будет приниматься в общем порядке, т. е. судом (п. 23 ст. 3 Закона № 137-ФЗ).

Если в ЕГРП имеется запись о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, то в течение 10 дней со дня принятия решения об его изъятии либо со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта уполномоченный орган обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о госрегистрации прекращения такого права.

К заявлению прикладываются копии решения об изъятии участка либо судебного акта.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» госрегистрация прав является юридическим актом признания и подтверждения государством прекращения прав на недвижимое имущество.

При отсутствии в ЕГРП записи о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком такое право прекращается со дня вступления в законную силу судебного акта о его изъятии или со дня принятия уполномоченным органом соответствующего решения (п. 25 ст. 3 Закона № 137-ФЗ). Кроме того, в этом случае уполномоченный орган обязан сообщить о прекращении права в налоговый орган по месту нахождения земельного участка и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости. Срок, отведенный на это, составляет семь дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта о его изъятии (п. 8 ст. 54 ЗК РФ).

Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает нарушителя от обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда в полном объеме (п. 4 ст. 76 ЗК РФ).

Например, в соответствии с п. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи и т. п., осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных правонарушениях, своими силами (исполнение обязанности в натуре) или за их счет. При этом возмещение вреда производится нарушителем в добровольном порядке либо на основании решения суда.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль