Зарплата - дело тонкое

720
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Операции по расчету оплаты труда и начислений на нее являются одними из самых сложных в бюджетном учете, поскольку требуют от бухгалтера знания массы нормативных и правовых документов. Рассмотрим, какие ошибки могут возникнуть при выявлении в учреждении излишне выплаченной заработной платы.

Нет виновных – нет ущерба

СИТУАЦИЯ 1. В учреждении была проведена ревизионная проверка за 2012 г. и I квартал 2013 г., в ходе которой выявлены ошибки при расчете оплаты труда: 1) ряду сотрудников ошибочно начислялась надбавка к заработной плате;
2) руководителю ежеквартально начислялась премия по результатам работы. В то время как по Положению об оплате труда такая премия могла быть выплачена только на основании распоряжения ГРБС.

В акте о ревизионной проверке предписано возместить в бюджет ущерб от излишне начисленных сумм заработной платы. Величина ущерба рассчитана ревизорами как сумма соответствующих надбавок и премий. Виновные лица в акте о ревизионной проверке не указаны.

На основании устной договоренности с руководителем учреждения сотрудники добровольно внесли ранее полученные денежные средства в кассу в общей сумме, как было предписано ревизорами. При этом не было оформлено ни соответствующего уведомления, ни заявлений работников о добровольной сдаче денег.

Денежные средства в части заработной платы за 2012 г. оприходованы в кассу с кредита счета 1 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» с отражением по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ и в дальнейшем направлены в доход бюджета. В части заработной платы за 2013 г. денежные средства оприходованы с кредита счета 1 401 20 211 «Расходы по заработной плате» (код 211 «Заработная плата» КОСГУ) и в дальнейшем сданы на лицевой счет как восстановление кассовых расходов.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Согласие сотрудников о внесении излишне выплаченных денежных средств в кассу учреждения не было подтверждено документально. Деньги были классифицированы бухгалтером как компенсация и восстановление расходов. Поступившие в кассу денежные средства следовало классифицировать как прочие доходы и отразить по статье 180 КОСГУ, а затем включить в налоговую базу по налогу на прибыль.

КОММЕНТАРИЙ. Возместить суммы излишне выплаченной заработной платы учреждение может двумя способами: удержание из зарплаты сотрудника, которому выплачены неположенные суммы, и внесение указанным сотрудником денежных средств в кассу учреждения в добровольном порядке.

Согласно ст. 137 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) зарплата, излишне выплаченная работнику (в т. ч. при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

  • счетной ошибки;
  • если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);
  • если зарплата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

В соответствии с письмом Роструда от 09.08.2007 № 3044-6-0 необходимо получить письменное согласие работника на удержание сумм из его заработной платы. Во избежание негативных последствий добровольное внесение денежных средств также целесообразнее оформить заявлением работника.

В рассмотренной ситуации внесение денежных средств было добровольным. То есть не были установлены виновные лица, а значит, нет и ущерба.

Исходя из этого, поступившие в кассу деньги можно классифицировать как доходы от безвозмездных поступлений. Следовательно:

  • доходы должны были быть отражены по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ;
  • нет оснований классифицировать эти доходы как целевые средства, т. е. они подлежат обложению налогом на прибыль;
  • при отсутствии документально подтвержденной связи внесенных физическими лицами денежных средств и причиненного учреждением ущерба государству, поступление денег в бюджет не исполняет требования о возмещении ущерба, нанесенного соответствующему публично-правовому образованию.

Возмещение ущерба к финобеспечению не относится

СИТУАЦИЯ 2. Предположим, ситуация, описанная выше, развивалась следующим образом. Руководитель учреждения издал распоряжение о взыскании ущерба с бухгалтера, ответственного за начисление зарплаты. Бухгалтер вину не оспорил и внес деньги в кассу организации. При этом денежные средства в части излишних начислений за 2012 г. оприходованы с кредита счета 1 205 31 660 с отражением по коду 130 КОСГУ и в дальнейшем направлены в доход бюджета. В части переплаты за 2013 г. денежные средства оприходованы с кредита счета 1 401 20 211 (код 211 КОСГУ) и в дальнейшем сданы на лицевой счет как восстановление кассовых расходов.
ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Денежные средства, поступившие в учреждение как восстановление ущерба, отражены как компенсация затрат государства (статья 130 КОСГУ) и восстановление кассовых расходов (подстатья 211 КОСГУ). Внереализационные доходы в виде признанных должником сумм ущерба не были учтены. Доходы от возмещения ущерба следует отражать в учете по статье 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ. В соответствии с п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ следует включить в состав внереализационных доходов сумму признанного должником ущерба.

КОММЕНТАРИЙ. В предписании по факту проверки ревизоры указали, что учреждению следует возместить ущерб. Согласно Указаниям № 171н доходы от возмещения ущерба относятся к статье 140 КОСГУ. При этом не играет роли, когда был причинен ущерб: в текущем финансовом году или в предыдущем. Оснований направлять полученные деньги на восстановление кассовых расходов у учреждения нет. Согласно п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а не за счет средств, полученных в возмещение ущерба.

Расчеты с виновным сотрудником по возмещению ущерба следует отразить на счете 1 205 41 000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия». Если учреждение не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений доходов от возмещения ущерба (коды бюджетной классификации доходов 1 16 21000 00 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу» или 1 16 90000 00 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба»), денежные средства должны быть зачислены на лицевой счет соответствующего администратора кассовых поступлений доходов бюджета.

Нередко бухгалтеры казенных учреждений считают, что налог на прибыль касается их только в части необходимости своевременно сдавать декларацию, даже пустую. Однако по сравнению с бюджетными и автономными учреждениями, коммерческими организациями у казенных учреждений всего одна поблажка. Согласно подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения иных государственных (муниципальных) функций. Все прочие виды доходов (реализационных и внереализационных) подлежат налогообложению на общих основаниях.

Какие еще могут быть ошибки

Помимо рассмотренных выше ошибок при учете возврата излишне выплаченной зарплаты бухгалтером был произведен еще ряд нарушений.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Не были уменьшены: суммы начислений, отраженные на соответствующих счетах учета;суммы платежей во внебюджетные фонды; показатели дохода сотрудников, применяемые для расчета отпускных, больничных и НДФЛ. Следовало сторнировать ошибочно начисленные суммы.

КОММЕНТАРИЙ. Ошибочное начисление завышенных сумм надбавок и премий приводит к излишнему начислению платежей во внебюджетные фонды, а также к завышению сумм тех начислений, которые рассчитываются от среднего заработка (дохода) сотрудника за период. Все это также надо учесть при отражении возврата в кассу учреждения денежных средств.

В первую очередь следовало сторнировать начисления:

(1) Дебет счета 1 401 20 211 – Кредит счета 1 302 11 730 – красное сторно.

Это привело бы к следующим сторнирующим операциям:

(2) Дебет счета 1 302 11 830 – Кредит счета 1 303 01 730 – красное сторно;

(3) Дебет счета 1 401 20 213 – Кредит счета 1 303 ХХ 730 – красное сторно.

Сторно начисленных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды приведет к уменьшению кассовых расходов по соответствующим направлениям. Уменьшать выплаты сотрудникам оснований нет. Поэтому сформировавшееся лишнее сальдо счета 1 302 11 000 «Расчеты по заработной плате» следует закрыть. Хотя приведенная далее корреспонденция отсутствует в Инструкции № 162н, это единственный способ корректно отразить описанную ситуацию арифметически: Дебет счета 1 401 10 140 – Кредит счета 1 302 11 730.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×