Как перейти на закупки по «упрощенке»

839
 Кичанов С.
Эксперт ТН «Госзакупки» Международного центра финансово-экономическо- го развития
Начиная с 2014 г. бюджетные учреждения вправе осуществлять ряд закупок в упрощенном порядке, руководствуясь Законом № 223-ФЗ. Данная норма закреплена в ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. «Упрощенные сделки» возможны при соблюдении определенных условий, а локальный правовой акт о них следует утвердить и разместить на официальном сайте до 1 января будущего года.

Обязательные условия

Руководствоваться Законом № 223-ФЗ бюджетные учреждения могут в отношении закупок, производимых за счет средств, которые получены:

  • в результате предоставления грантов, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в результате ведения приносящей доход деятельности – за исключением средств, полученных на оказание и оплату медпомощи по ОМС;
  • для привлечения иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги в ходе исполнения заключенного учреждением контракта.

Обязательным условием, позволяющим бюджетным учреждениям воспользоваться нормами Закона № 223-ФЗ, является принятие локального правового акта – Положения о закупке.

Запомнить

Положение о закупке – основной документ учреждения, регламентирующий закупочную деятельность в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ.

Положение должно содержать порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы ее осуществления), условия их выбора, порядок заключения и исполнения договоров и требования, связанные с обеспечением закупки.

Другое условие – Положение о закупке должно быть размещено в Единой информационной системе (ЕИС) до начала года, в котором планируется переход на «упрощенные» закупки.

Обращаем внимание, что Закон № 223-ФЗ определяет требования к проведению трех способов закупки: аукцион, конкурс и закупка у единственного поставщика. При этом в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки – тогда должен быть установлен порядок закупки такими способами.

Рекомендуется по аналогии с положениями Закона № 44-ФЗ описать требования к участникам закупки и их отбору, условия заключения и изменения договоров, процедуры проведения закупки и критерии отбора поставщика. При этом стоит оценить объем планируемых закупок и выбирать для себя наиболее приемлемые, не требующие больших экономических и организационных затрат условия закупок и способы их осуществления.

Необходимо также обеспечить:

  • информационную открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг с учетом (при необходимости) стоимости жизненного цикла закупаемой продукции и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика; Нельзя ограничивать допуск к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Так, например, согласно ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в Положении о закупке следует прописать, что участником закупки могут быть лица, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в указанном Положении:

  • любое юридическое лицо (или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки), независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
  • любое физическое лицо (или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки), в т. ч. индивидуальный предприниматель (или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки).

Возникает вопрос: может ли заказчик устанавливать дополнительные требования к участникам закупки? Дело в том, что в ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ определено такое условие: требования, предъявляемые к участникам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Запомнить

В Положении о закупках должны быть обязательно описаны процедуры проведения аукциона и конкурса – независимо от того, будут они применяться или нет.

Пример

Заказчиком установлено требование, что к закупке допускаются участники, имеющие действующий сертификат ISO 9001–2011, действующий сертификат OHSAS 18001. Согласно приказу Росстандарта от 22.12.2011 № 1575-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта», утвердившему национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ ISO 9001–2011 «Системы менеджмента качества. Требования», данный стандарт не является обязательным и предназначен для добровольного применения. В соответствии с п. 1 прика за Росстандарта от 06.07.2012 № 154-ст «Об утверждении национального стандарта» национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54934–2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», идентичного международному документу OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», также не является обязательным к применению.

Соответственно организации вправе применять его добровольно.

По нашему мнению, включение требования о наличии у участников закупки действующего сертификата ISO 9001–2011 или OHSAS 18001 будет нарушать их права и принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как вариант, можно установить данное условие для участников в критериях оценки при проведении конкурсов и других видов закупок, определив в порядке оценки такое условие: «при отсутствии у участника закупки действующего сертификата ISO 9001–2011 или OHSAS 18001 этому участнику по данному подкритерию присваивается 0 баллов».

Единственный поставщик

Определяя случаи закупки у единственного поставщика, следует помнить, что целями регулирования Закона № 223-ФЗ являются:
  • обеспечение единства экономического пространства;
  • создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности;
  • эффективное использование денежных средств;
  • расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;
  • развитие добросовестной конкуренции;
  • обеспечение гласности и прозрачности закупки;
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Например, осуществление закупки у единственного поставщика для поставки товара (выполнения работы, оказания услуги) в ходе исполнения заключенного бюджетным учреждением контракта (или за счет средств, полученных в результате предоставления грантов – если грантодателем не установлено иное) будет обоснованным.

А закупка товаров (работ, услуг), для которых есть функционирующий рынок, за счет средств, полученных в результате ведения приносящей доход деятельности, может быть обжалована конкурентами единственного поставщика, и действия заказчика оценены антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При обосновании закупок у единственного поставщика следует исключать условия, которыми заказчик может управлять (например: закупка у единственного поставщика для нужд заказчика осуществляется в других случаях, предусмотренных Положением о закупке (т. е. без раскрытия этих случаев), или при наличии иных обстоятельств, требующих закупки только у единственного поставщика).

«Малые закупки». Возможность планировать и осуществлять «малые закупки» у бюджетных учреждений есть: в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

Таким образом, если стоимость одной закупки превышает указанные суммы, то надо размещать ее (независимо от способа закупки) на официальном сайте, для того чтобы доступ был у всех поставщиков. Если стоимость одной закупки меньше указанных сумм, то заказчик вправе разместить эту закупку у единственного поставщика без размещения информации на официальном сайте.

В Положении о закупках заказчику необходимо указать, что обязательным условием закупки у единственного поставщика на основании ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ должно быть в т. ч. ограничение суммы одной закупки. В данном случае Закон № 223-ФЗ не ограничивает возможность закупки у единственного поставщика по предмету закупки и условиям одноименности, как это было установлено в Законе № 94-ФЗ.

Запомнить

Рекомендуется установить условие, что заказчик вправе заключать прямые договоры без размещения сведений о данной закупке на официальном сайте и хранить извещение, документацию о закупке, протоколы и отчетную документацию в соответствии с внутренними правилами документооборота. При этом (как вариант) заказчик может вести внутренний реестр таких закупок.

Из этого следует, что заказчик может определить в Положении о закупке условие, что он вправе закупать у единственного поставщика любые товары, работы и услуги и заключать с ним договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (если, например, годовая выручка учреждения не превышает 5 млрд руб.), без размещения сведений на официальном сайте.

При планировании закупок у единственного поставщика на основании ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и Положения о закупке заказчик вправе в дальнейшем в соответствии с п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) не указывать данные закупки в плане закупок.

Напоминаем, что согласно пп. 1 и 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, должен размещать на официальном сайте соответственно сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг, и сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Советуем не дробить закупки до 100 (500) тыс. руб. с целью ухода от других способов закупки, т. к. вся статистика прозрачна, и в дальнейшем подобная практика может быть выявлена контролирующими органами.

Запомнить

Описывая процедуры проведения закупок в электронной форме, заказчики должны учесть, что в настоящее время законодательно определен только порядок проведения электронных аукционов.

Электронные закупки

На основании ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительству РФ предоставлено право устанавливать перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Данный Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 (далее – Перечень № 616). Постановление предписывает проводить закупки товаров, работ и услуг из Перечня № 616, осуществляемые через торги, запрос котировок и другие конкурентные процедуры в электронной форме.

Пример

Если заказчик, реализуя принципы закупки товаров, работ, услуг и учитывая большой конкурентный рынок, выберет конкурентные способы (аукцион, конкурс, запрос котировок или предложений) для закупки запчастей для автомобилей, то ему необходимо осуществлять их в электронной форме через сторонние электронные площадки либо через свой сайт (свою электронную площадку), во всех случаях размещая информацию, предусмотренную ст. 4 Закона № 223-ФЗ, на официальном сайте.

В свою очередь, согласно п. 2 указанного постановления закупка товаров, работ и услуг, включенных в Перечень № 616, не осуществляется в электронной форме: 1 Если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ не подлежит размещению на официальном сайте, т. е. если сведения о закупке составляют государственную тайну (при условии, что такие сведения содержатся в извещении, документации о закупке или в проекте договора, а также есть сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ о неразмещении их на официальном сайте).
2 Если потребность в закупке возникла вследствие аварийной ситуации непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения.
3 Если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупке.

Определение электронной формы закупок дано в Соглашении от 09.12.2010 «О государственных (муниципальных) закупках» (далее – Соглашение), ратифицированном Федеральным законом от 11.07.2011 № 176-ФЗ.

Так, в соответствии с п. 11 ст. 1 Соглашения электронная форма (формат) закупок – это процедура закупок, осуществляемая с использованием сети Интернет, веб-портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно-аппаратных средств.

В статье 8 Соглашения описан порядок проведения конкурса в электронном формате (форме). Возможна подача заявок на участие в конкурсе в форме электронного документа, который предусматривает использование веб-портала. Заказчики могут использовать его при проведении запросов котировок (ценовых предложений).

Как вариант – заказчики могут согласовать проведение закупок в электронной форме с выбранными электронными площадками, в т. ч. федеральными, которые наряду с проведением электронных аукционов в соответствии с гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ обеспечивают закупки по Закону № 223-ФЗ, и прописать эти условия в Положении о закупке.

Запомнить

Если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров (работ, услуг) или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, то не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор, на официальном сайте размещают информацию об изменении договора с указанием измененных условий.

Информационное обеспечение

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ изменения, вносимые в Положение о закупке, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения.

Согласно п. 12 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке (утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908; далее – Положение № 908) для размещения информации о внесении изменений в Положение о закупке представитель заказчика в соответствии с п. 10 Положения № 908 размещает измененный электронный вид Положения и при необходимости корректирует документ, содержащий основные сведения о нем.

При изменении размещенной на официальном сайте информации о закупке все предыдущие редакции документов должны сохраняться и быть доступны для свободного ознакомления (п. 6 Положения № 908).

В части 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ определено, что при закупке на официальном сайте в т. ч. размещается:

  • извещение о закупке;
  • документация о закупке;
  • проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
  • изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию;
  • разъяснения такой документации;
  • протоколы, составляемые в ходе закупки;
  • иная информация (за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 и 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

В свою очередь, перечень сведений о закупке определен в ч. 5, 6, 8–10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и предусматривает обязательное наличие порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, т. е. конкурентность закупок независимо от выбранного способа закупки.

Если заказчик осуществляет закупку у единственного поставщика на основании ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ по сделке не более 100 (500) тыс. руб. , то он готовит только сведения о ней и не размещает их на официальном сайте.

Если в Положении о закупке установлены другие условия проведения закупки у единственного поставщика (например, осуществление закупки для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги в ходе исполнения заключенного контракта), то он должен размещать на официальном сайте сведения в соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Если заказчик осуществляет несколько закупок на этом основании, то протоколы должны оформлять по каждой из них.

Что касается требований к форме такой документации, то они должны соответствовать положениям ч. 8–10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ с учетом особенностей закупки у единственного поставщика.

Запомнить

Если стоимость одной закупки превышает 100 (500) тыс. руб., то заказчик обязан размещать сведения о закупке на официальном сайте, чтобы доступ был у всех поставщиков независимо от способа закупки.

Пример

В разделе «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» заказчик вправе указать: «Не применяется».

Если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, то представитель заказчика формирует информацию об изменении договора с указанием измененных условий закрытой части официального сайта (пп. 42–44 Положения № 908.).

Вместе с информацией об изменении договора представитель заказчика при необходимости может разместить электронную версию дополнительного соглашения о внесении изменений в договор и (или) его графическое изображение, другие документы, предусмотренные Положением о закупке.

Изменения, внесенные в сведения о договоре, считаются размещенными на официальном сайте надлежащим образом только после того, как в закрытой части сайта будет подписан документ, содержащий указанную информацию. Подпись осуществляется квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи лица, уполномоченного на размещение на официальном сайте информации от имени заказчика.

Планирование закупок в соответствии с п. 6 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана (утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932; далее – Правила № 932) План закупки может формироваться с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы и др.

Основание Плана – программы, определяющие деятельность заказчика: 1 производственная программа (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));
2 ремонтная программа (план ремонтов);
3 инвестиционная программа (включая техническое перевооружение и реконструкцию, в т. ч. в области информационных технологий, строительство новых зданий);
4 иные программы.

Законодатель не устанавливает строгих правил формирования Плана закупок, а лишь указывает основные направления, которые заказчик может учитывать в своей деятельности и указывать в Положении о закупке или в локальных актах.

Если в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки будет выявлено, что на момент закупки цены изменились более чем на 10% от стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), вследствие чего будет невозможно осуществить закупку согласно выделенному объему денежных средств, предусмотренному Планом закупки, то заказчик на основании п. 8 Правил № 932 вправе провести корректировку Плана закупок – изменить сведения о начальной (максимальной) цене договора (как вариант – увеличение цены либо уменьшение объемов за счет экономии материалов, не влияющих на основной вид деятельности).

Согласно п. 4 Плана закупок в него не включаются (с учетом ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ) сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, – при условии, что такие сведения содержатся в извещении, документации о закупке или в проекте договора. Не включаются также сведения о закупке, по которой принято решение Правительства РФ согласно ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

В Плане закупки можно не отражать (с учетом ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ) сведения о закупке товаров (работ, услуг), если их стоимость не превышает 100 тыс. руб., а в случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., – сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

Особенностью работы по Закону № 223-ФЗ является подготовка Плана закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, который размещается заказчиком на официальном сайте на период от пяти до семи лет. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции устанавливаются соответствующим ведомством.

Таким образом, несмотря на некоторое облегчение процедур осуществления закупок, в бюджетных учреждениях следует внимательно подойти к подготовке Положений о закупках.

Требуется осуществлять закупки в строгом соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ.

Запомнить

В случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, то изменения в План закупки вносят не позднее размещения на официальном сайте извещения, документации о закупке или вносимых в них изменений.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×