Право на защиту

600
 Серков А.
Служба правового консалтинга «Гарант»
Органы местного самоуправления нередко вступают в судебные тяжбы с различными организациями, в т. ч. в рамках арбитражного законодательства. Чтобы защитить свои интересы, им может потребоваться помощь адвоката. Но смогут ли они его нанять?

Ограничений нет

Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 2, ст. 124, пп. 1, 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ).

Равным образом в рамках арбитражного процесса муниципальные образования и органы местного самоуправления сами по себе (если они выступают в таком качестве) выступают на равных началах с другими участниками процесса – гражданами и юридическими лицами (ст. 7, ч. 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ)).

Представляется очевидным, что это относится и к возможности участвовать в процессе в лице своего представителя (ст. 54, 59 АПК РФ).

Для справки

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует отдельная статья, посвященная судебной защите местного самоуправления. Возможность обжалования в суде решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, установлена в рамках ст. 78 документа. Вместе с тем анализ текста указанного закона свидетельствует о фактическом усилении роли суда. Большое количество процедур может быть реализовано только при наличии судебного решения. А в некоторых случаях предусмотрено прямое обращение в суд.

Каких-либо норм, ограничивающих возможность муниципальных образований, органов местного самоуправления заключать договоры (контракты) на представление их интересов в арбитражном суде, законодательство не содержит. Есть пример судебной практики, когда суд рассмотрел спор по контракту такого рода, не признав его недействительным (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 № 16АП-3565/11).

Более того, можно заметить, что в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), в соответствии с которым органы местного самоуправления должны заключать контракты на приобретение товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 4, ст. 5), упоминаются и юридические услуги (ч. 4.2 ст. 9), к которым, безусловно, относятся и договоры о представлении интересов в арбитражном суде.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе заключить договор на представление его интересов в арбитражном суде, разместив заказ в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ.

Не адвокатами едиными

Следует учитывать, что согласно ч. 3 ст. 59 АПК РФ представителями граждан, в т. ч. индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде не только адвокаты, но и иные оказывающие юридическую помощь лица. Поэтому документация о торгах, извещение о запросе котировок не могут содержать условий, которые могли бы быть истолкованы как необходимость обладания статусом адвоката (адвокатского образования) для участия в размещении заказа.

Это может быть квалифицировано как неправомерное ограничение доступа к размещению заказа (см. тему 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2011)).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль