Получить грант можно не только у учредителя

880
 Чернявская С.
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса
С вступлением в силу Федерального закона от 02.07.2013 № 181-ФЗ, который внес поправки в ст. 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ, кардинально меняется порядок предоставления и использования грантов. О том, как теперь будет организован данный процесс в отношении бюджетных и автономных учреждений, читайте далее.

Порядок предоставления

Закон № 181-ФЗ установил правовые основания предоставления грантов в форме субсидий. Указанные субсидии могут выделяться на конкурсной основе юридическим и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, индивидуальным предпринимателям и некоммерческим организациям. Данное положение следует из ч. 7 ст. 78 и ч. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). При этом в законе (решении) о бюджете должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление грантов (субсидий).

Порядок предоставления грантов в виде субсидий устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации. За исключением случаев, когда данный порядок определен решениями, предусмотренными абзацем первым ч. 7 ст. 78 и абзацем первым ч. 4 ст. 78.1 БК РФ.

Таким образом, исходя из норм БК РФ, получателями грантов могут выступать государственные (муниципальные) учреждения, в частности, бюджетные и автономные.

С согласия учредителя

Итак, в соответствии с новым п. 4, внесенным в ст. 78.1 БК РФ, бюджетным и автономным учреждениям наряду с субсидиями на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, а также субсидиями на иные цели могут быть предоставлены гранты в форме субсидий. В качестве грантодателей при этом могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организующие соответствующие конкурсы на предоставление грантов.

Запомнить

Грантом признается субсидия, предоставляемая на конкурсной основе юридическим и физическим лицам, в целях реализации конкретных мероприятий, оказания поддержки в области науки, образования, культуры, искусства и иных областях, с обязательным отчетом об их использовании.

Важным моментом является то, что, в конкурсах на получение грантов вправе принимать участие бюджетные и автономные учреждения, находящиеся в ведении не только организатора конкурса, но и иных органов государственной власти (органов местного самоуправления). При этом условиями проведения конкурса может быть установлено требование об осуществлении контроля за использованием гранта учредителем. Данное условие должно быть подписано руководителем органа-учредителя либо иным лицом, уполномоченным им на принятие таких решений.

Участие бюджетных и автономных учреждений в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий возможно при условии получения ими согласия учредителя. Форма, по которой оформляется согласие учредителя на участие учреждений в конкурсах, каким-либо нормативным актом не определена. Вследствие чего оно может быть оформлено в произвольной письменной форме на бланке учредителя.

Нормативный документ

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 181-ФЗ, ст. 78.1 БК РФ преду сматривает возможность предоставления соответствующими органами власти по результатам проводимых ими конкурсов грантов бюджетным и автономным учреждениям, независимо от их подведомственности.

Что признается грантом?

С 1993 г. для целей налогообложения под термином «грант» понимались целевые средства, предоставляемые безвозмездно предприятиям, организациям и физлицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании (совместное письмо Государственной налоговой службы РФ № ЮУ-4-06/88н и Минфина России № 04-06-01 от 11.06.1993). Однако в Гражданском кодексе РФ определения гранта нет.

Статьей 582 предусматривается близкое по значению понятие – пожертвование.

Но, несмотря на сходство, эти понятия существенно различаются.

Понятие «грант» дано также в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно ст. 2 документа грантами признаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юрлицами, в т. ч. иностранными гражданами и иностранными юрлицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. В качестве гранта может быть предоставлена дополнительная господдержка (см., например, постановление Правительства РФ от 28.02.2013 № 166 «О государственной поддержке (грантах), предоставляемой в 2013–2015 годах в сфере культуры и искусства»).

Ограничения

Согласно ст. 138.1 БК РФ федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ могут быть предоставлены межбюджетные трансферты в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов госвласти РФ, в случаях, установленных федеральными законами.

Учитывая, что положениями п. 4 ст. 78.1 БК РФ не предусмотрена передача полномочий по предоставлению грантов из бюджета субъекта РФ федеральному бюджету, то и соответствующие межбюджетные трансферты осуществляться не могут.

Таким образом, федеральные государственные учреждения не могут принимать участие в конкурсах на предоставление грантов, проводимых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, условиями которых установлено требование об осуществлении контроля учредителем за использованием гранта учреждениемпобедителем.

На основании изложенного, в нормативном правовом акте Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, муниципальном правовом акте местной администрации, устанавливающих порядок предоставления грантов в форме субсидий учреждениям, могут быть установлены ограничения на участие в конкурсе.

Организаторам и учредителям

В настоящее время подготовлены изменения в приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», которые необходимо учитывать организаторам конкурса – органам власти. В частности, бюджетная классификация дополнена новыми видами расходов бюджета в части предоставления грантов в форме субсидий:

  • 613 «Гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям»;
  • 623 «Гранты в форме субсидий автономным учреждениям».

Виды расходов 613 и 623 вводятся в действие с 2014 г.

Если условиями проведения конкурса на предоставление гранта установлено требование об осуществлении контроля учредителем за использование средств, то учреждению-победителю целевая субсидия предоставляется по коду вида расходов 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели» или 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели». В этом случае организатор конкурса, если он не является учредителем учреждения-победителя, обеспечивает передачу в установленном порядке соответствующих бюджетных ассигнований учредителю учреждения-победителя по виду расходов 612 или 622.

Поступления грантов в форме субсидий учреждениям-победителям подлежат отражению по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ на лицевых счетах, открытых им в установленном порядке для учета операций:

  • с субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания – в случае предоставления гранта по виду расходов 613 или 623;
  • с целевыми субсидиями – в случае предоставления гранта по виду расходов 612 или 622.

Выбор победителя – получателя гранта в форме субсидии осуществляется по итогам проведения конкурса, соответственно, на момент планирования бюджетных ассигнований он не может быть известен. Поэтому главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) – организатор конкурса не имеет возможности определить конкретные виды расходов бюджетов. Исходя из этого, бюджетные ассигнования на предоставление грантов могут планироваться по следующим видам расходов бюджетов:

  • 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг»;
  • 630 «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений)»;
  • 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели» (622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели») – в случае если условиями проведения конкурса на предоставление гранта установлено требование об осуществлении контроля за использованием гранта органом-учредителем и учреждению-победителю предоставляется целевая субсидия;
  • 613 «Гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям» (623 «Гранты в форме субсидий автономным учреждениям») – в случае если условиями проведения конкурса на предоставление гранта не установлено требование об осуществлении контроля за использованием гранта органом-учредителем.

После подведения итогов конкурса в целях предоставления гранта победителю ГРБС в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, могут быть внесены изменения в сводную бюджетную роспись без корректировки закона (решения) о бюджете в целях перераспределения бюджетных ассигнований. Основание – п. 3 ст. 217 БК РФ.

Запомнить

Предоставление гранта учреждению-победителю осуществляется организатором конкурса по виду расходов 613 или 623, независимо от подведомственности указанного учреждения, если условиями проведения конкурса не установлено требование об осуществлении контроля учредителем.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль