«Работаем над унификацией перечней услуг и нормативов»

2062
В 2013 г. Минфином России обобщался и анализировался опыт реализации реформы оказания государственных и муниципальных услуг в различных публично-правовых образованиях. Об итогах проделанной работы, а также о законодательных инициативах, предлагаемых в целях устранения выявленных недостатков, рассказывает заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Татьяна Васильевна Саакян.

Можно ли считать, что реформа системы оказания государственных (муниципальных) услуг завершена?

Об этом говорить пока преж девременно. Безусловно, проведен большой объем работы: сформирована нормативная база, определяющая правовое поле для реализации реформы, приобретен опыт реализации законов и подзаконных актов. Однако осталось немало вопросов, которые на сегодняшний день до конца не урегулированы.

До сих пор существует значительное количество учреждений, которые занимаются преимущественно деятельностью коммерческого характера, не соответствующей целям их создания. Очевидно, что структура бюджетной сети подлежит дальнейшей оптимизации.

Анализ хода реализации реформы выявил ряд системных недостатков. Так, некоторые государственные (муниципальные) услуги, оказываемые учреждениями, не соответствуют полномочиям публично-правового образования, создавшего данные учреждения, а также целям, для достижения которых созданы учреждения. У отдельных учреждений в государственные (муниципальные) задания включены платные услуги, которых в силу закона там быть не должно.

Преобладает практика определения нормативных затрат исходя из фактически сложившихся расходов, а не из объемов оказываемых учреждениями услуг и выполняемых работ. Бюджетное планирование порой осуществляется без учета показателей государственных и муниципальных заданий, а отдельные виды затрат в структуре нормативных затрат на оказание услуг в соответствии с заданиями необоснованны.

Нарекания вызывают существенные ограничения экономической самостоятельности бюджетных и автономных учреждений, в том числе со стороны органов власти, выполняющих функции и полномочия учредителей.

Действительно, нужно признать, что законодательство давало возможность органуучредителю с любой степенью детализации регулировать финансовую деятельность учреждения, в т. ч. в разрезе видов услуг или работ.

В связи с этим были приняты поправки в п. 12 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

В них уточнено, что объемы выплат, связанных с выполнением задания, в пределах общего объема субсидии могут рассчитываться и отражаться в плане ФХД с превышением нормативных затрат. Иными словами, эти выплаты необязательно должны соответствовать объему и назначениям нормативных затрат, учтенных при расчете субсидии.

В случае достижения экономии средств эти суммы могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения на иные выплаты, в т. ч. на премии сотрудникам, но с обязательным уточнением плана ФХД. Естественно, такое перераспределение не должно влиять на выполнение показателей объема и качества услуг, утвержденных в задании.

Будут ли внесены еще какие-нибудь изменения в целях расширения экономической самостоятельности учреждений?

В статью 14 Закона № 174-ФЗ и п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ планируется внести изменения, увеличивающие минимальный размер крупной сделки до 100 тыс. руб. Сейчас у многих учреждений этот размер, рассчитанный исходя из 10% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности, составляет очень маленькую сумму, поэтому им приходится почти все сделки согласовывать с органом-учредителем или наблюдательным советом. Поправка значительно облегчит таким учреждениям жизнь. Для учреждений, у которых размер крупной сделки сегодня составляет более 100 тыс. руб., ничего не изменится.

Кроме того, из понятия крупной сделки планируется вывести сделки, совершаемые учреждением в процессе обычной хозяйственной деятельности, такие как приобретение услуг связи, коммунальных услуг, аренда помещений и т. п.

В конце текущего финансового года всегда возникает вопрос о порядке использования в очередном году остатка субсидий.

Порядок использования остатка средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям из бюджета в соответствии со ст. 78.1 БК РФ, разъяснен в письмах Минфина России от 11.01.2013 № 02-13-10/28, от 24.04.2013 № 02-13-09/14197.

Если говорить кратко, не использованные по состоянию на 1 января остатки субсидий, предоставленных учреждениям на финансовое обеспечение выполнения госзадания, не подлежат возврату в бюджет и используются в текущем финансовом году в соответствии с планом ФХД.

Неиспользованные остатки целевых субсидий перечисляются в бюджет, но могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя. При неперечислении учреждением указанных остатков они взыскиваются в бюджет в порядке, установленном финансовым органом с учетом требований приказа Минфина России от 28.07.2010 № 82н.

Минфином России подготовлены поправки в ч. 18 ст. 30 Закона № 83-Ф3 и ч. 3.18 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, согласно которым перечислению в бюджет подлежат только те остатки целевых субсидий, в отношении которых учредителем не принято решение о наличии потребности в этих средствах.

Кстати, решение о потребности в направлении филиалом остатков целевых субсидий в очередном финансовом году на те же цели принимает учреждение, создавшее филиал, а не учредитель. В случае принятия решения об отсутствии такой потребности средства подлежат перечислению филиалом на отдельный лицевой счет, открытый учреждению, для последующего перечисления в бюджет.

Где в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями отражаются суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет?

Минфином России подготовлены поправки в приказы от 28.07.2010 № 81н и от 16.07.2010 № 72н, касающиеся отражения в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению, сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, на которые согласно решению учредителя подтверждена потребность в направлении их на те же цели.

В Сведениях (ф. 0501016) вводится отдельная графа для отражения указанных средств. Для санкционирования целевых расходов, источником финансового обеспечения которых является сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет, учреждением представляются в орган Федерального казначейства Сведения, в которых данная сумма указывается в графе 7 «Планируемые выплаты», а код целевой субсидии – в графе 2 в случае сохранения кода целевой субсидии в новом финансовом году. Если коды целевой субсидии, присвоенные в прошлые годы, в новом финансовом году не сохранены, код целевой субсидии прошлых лет указывается в графе 6 «Планируемые поступления».

Может быть, есть другие проекты изменений, на которые необходимо обратить особое внимание читателей.

Готовятся поправки в Законы № 174-ФЗ и № 7-ФЗ, позволяющие уменьшить субсидию в течение срока выполнения задания в случае сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества или его реализации.

Также рассматривается возможность уменьшения субсидии, если уменьшилась потребность в коммунальных платежах, например, в результате утепления фасада здания. В настоящее время субсидия на выполнение задания не может быть уменьшена в течение срока его выполнения без соответствующего изменения самого задания.

Также Минфином России подготовлены поправки в ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ограничивающие деятельность бюджетных учреждений по предоставлению и получению кредитов (займов).

В целях защиты интересов публично-правового образования от отчуждения или обременения имущества в результате проведенных учреждениями сделок, подготовлена поправка в БК РФ. Она предусматривает, что доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося у бюджетных или автономных учреждений на праве оперативного управления, должны поступать в бюджет. Сейчас этими доходами учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.

Много споров вызывает вопрос о возможности включения в государственное (муниципальное) задание платных услуг.

Необходимо избегать включения любых платных услуг в задание. Этот вопрос требует более тщательной проработки на конкретных примерах. Определение стоимости платных услуг будет находиться в компетенции органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения. Диапазон полномочий учредителя достаточно широк – от полного регулирования цены каждой услуги до предоставления учреждению самостоятельности.

Одним из важнейших направлений бюджетной политики, определенной Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 2013 г., является создание условий для перехода к формированию задания на оказание услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. Что делается для его реализации?

В рамках работы по выполнению данного поручения ст. 69.2 БК РФ была дополнена пунктом 3.1, которым вводится норма о базовых (отраслевых) перечнях государственных и муниципальных услуг и работ. Они будут утверждаться федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, и содержать исчерпывающий перечень услуг и работ, оказываемых или выполняемых государственными и муниципальными учреждениями с учетом установленного объема полномочий публично-правового образования в конкретных сферах деятельности.

На основании базовых (отраслевых) перечней услуг и работ будет формироваться сводный перечень. Из имеющейся в нем информации каждый учредитель должен сформировать и утвердить ведомственный перечень услуг и работ и уже на основании этого перечня – задание.

В какие сроки будет реализована эта задача?

Для того чтобы подготовить все необходимые порядки и условия для создания таких перечней предлагается предусмотреть переходный период. Положения о формировании сводного перечня государственных и муниципальных услуг и работ вступят в силу с 1 января 2016 г.

Все существующие общероссийские классификаторы, реестры и справочники, предназначенные для систематизации и кодирования информации о видах деятельности и государственных (муниципальных) услугах, будут интегрированы в сводный перечень государственных и муниципальных услуг и работ, который будет являться совокупностью базовых (отраслевых) перечней.

На что будут направлены основные усилия Департамента бюджетной политики и методологии в 2014 г.?

Мы будем продолжать работу по уточнению и развитию нормативной правовой базы в части совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений, по организационной и информационной поддержке реформы государственных (муниципальных) учреждений.

Результатом нашей работы и реформирования системы государственных (муниципальных) услуг в целом должны стать:

  • использование инструмента государственного задания при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи государственных программ и государственных заданий;
  • переход к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг с учетом региональной или отраслевой специфики;
  • упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в государственных учреждениях;
  • включение показателей качества государственных услуг в государственные задания;
  • переход к «эффективному контракту» с работниками учреждений.

Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям в преддверии нового года?

Желаю с оптимизмом смотреть в будущее. Все происходящие реформы и перемены нацелены на упрощение работы учреждений, повышение ее эффективности, достижение общественно-значимых результатов. Уверена, что наши усилия окупятся сторицей.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль