За цену контракта ответит заказчик

1009
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
Требование об определении (обосновании) начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) было включено в Закон № 94-ФЗ в 2011 г. с учетом практики проведения закупок для государственных (муниципальных) нужд. Обоснование цены является дополнительной гарантией эффективного использования бюджетных средств и направлено на пресечение попыток злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков и участников конкурсов в сфере антимонопольного законодательства. С 1 января 2014 г. в силу вступает Закон № 44-ФЗ. Требования к НМЦК определены ст. 22 этого документа, они более формализованы и подробно регулируют порядок определения цены. Ответственность за правильное определение НМЦК полностью возложена на заказчика.

Для чего это нужно?

Закон № 44-ФЗ прямо устанавливает, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не может быть передано уполномоченным органам или учреждениям, а также специализированным организациям (ч. 1 ст. 26 и ч. 1 ст. 40).

При этом корректное определение НМЦК имеет значение на всех этапах осуществления закупки: при планировании, формировании конкурсной документации, расчете суммы обеспечения заявки при проведении аукционов и конкурсов (ст. 40 Закона № 44-ФЗ), применении антидемпинговых мер (с т. 37 Закона № 44-ФЗ), изменении контракта (ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

При заключении контракта с единственным поставщиком предельная (реальная) цена также должна определяться по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Однако остается открытым вопрос, насколько применима к отношениям с единственным поставщиком ст. 421 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает свободу определения условий договора сторонами (в т. ч. условия о цене).

Рассчитанная по правилам ст. 22 цена, может, с одной стороны, считаться условием, прямо предписанным Законом № 44-ФЗ, а с другой – не согласовываться с волей подрядчика, что делает заключение договора невозможным. И, по сути, лишает заказчика возможности заключения договора с единственным поставщиком, отправляя его на поиск подрядчика, согласного на цену, рассчитанную по методам НМЦК.

В связи с этим и согласуясь с ч. 20 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, в помощь руководителям, специалистам учреждений, конкурсным управляющим Минэкономразвития России приказом от 02.10.2013 № 567 (далее – Приказ № 567) утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Методические рекомендации). Данный документ вступает в силу с 1 января 2014 г.

Методические рекомендации включают такие методы расчета НМЦК (ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ), как:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод;
  • иные методы.

Законом № 44-ФЗ предусмотрено, что приоритетным методом является сопоставление рыночных цен (анализа рынка), а иные методы могут применяться в случаях, определенных ч. 7–11 ст. 22 этого документа.

Раздел II Приказа № 567 описывает последовательность действий заказчика по определению НМЦК, начиная с установления потребности в товаре (работе, услуги), формирования требований к ним и заканчивая выбором метода обоснования НМЦК. При этом учитываются положения:

  • нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утверждающих порядки определения НМЦК (ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). Данные порядки выводят процедуру определения НМЦК изпод рекомендуемых проектом способов определения цены;
  • актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК (ч. 19 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) в дополнение или ограничение к тем, которые определены ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ. В этом случае методы расчета НМЦК применяются в соответствии с Методическими рекомендациями, но с использованием информации прямо установленной актом Правительства РФ;
  • правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ.

Под нормированием понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в т. ч. их предельной цены) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Общие правила нормирования в соответствии с Законом № 44-ФЗ будут определяться Правительством РФ. Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований будут определяться правила нормирования с учетом особенностей конкретного публично-правового образования и (или) сферы управления.

На основе правил нормирования госорганы получат право устанавливать требования к закупаемым ими, а также иными заказчиками товарам, работам, услугам, (в т. ч. предельные цены) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных и муниципальных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами.

В случае определения указанными правилами и (или) требованиями предельных цен на товары (работы, услуги) Методические рекомендации правоприменителю, по большому счету, могут и не понадобиться в том случае, если предельные размеры цен будут устанавливаться в максимальном и минимальном (начальном) значении. Пока не представляется до конца ясным, насколько широко будет применяться нормирование при организации государственных и муниципальных закупок, тем не менее этот механизм способен облегчить обоснование НМЦК многим заказчикам.

Далее рассмотрим, в чем заключается приоритетный метод сопоставления рыночных цен (анализа рынка).

Как сопоставлять рыночные цены?

Суть метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) состоит в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

При применении данного метода информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. К таким условиям заказчик может применять обоснованные коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом различий в характеристиках товаров (работ, услуг), коммерческих и (или) финансовых условий их поставок.

В основу применения метода положено определение идентичности и однородности товара (работы, услуги). Понятия идентичности и однородности, закрепленные в ст. 22 Закона № 44-ФЗ, а также воспроизведенные в пп. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций, внятных различий между этими критериями не устанавливают.

Таким образом, заказчик самостоятельно будет определять степень «одинаковости» («схожести») между товаром (работой, услугой), информация о котором является общедоступной, и товаром (работой, услугой) планируемым для приобретения.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) может использоваться общедоступная информация (ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ), информация, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен в единой информационной системе (ЕИС).

Для справки

До ввода ЕИС в эксплуатацию запрос о предоставлении ценовой информации может быть размещен заказчиком на собственном официальном сайте (при наличии), сайте вышестоящего государственного (муниципального) органа, в печатных изданиях по месту нахождения заказчика (п. 3.8.2 Методических рекомендаций).

Процедуры получения ценовой информации определены п. 3.8 Методических рекомендаций. В соответствии с ними запрос заказчика может содержать:

  • подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения количества товара, объема работы или услуги;
  • перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги;
  • приемлемый для заказчика количественно измеряемый уровень квалификации поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта;
  • планируемые к закупке количество товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • сроки предоставления ценовой информации заказчику по данному запросу;
  • информацию о том, что проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика (не является офертой);
  • указание о том, что из ответа на запрос должна однозначно определяться цена единицы продукции и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены.

Все полученные ответы на запросы информации заказчик обязан регистрировать в делопроизводстве и использовать при определении НМЦК (п. 3.13 Методических рекомендаций).

Использование в расчете цены, полученной в ответ на запрос ценовой информации позволяет заказчику не производить корректировку условий поставки, за исключением случаев, когда используется ценовая информация, полученная более чем за шесть месяцев до периода определения НМЦК (или, надо полагать, когда ценовая информация хоть и получена в пределах шестимесячного срока, но содержит сведения, выходящие за его рамки).

В случаях, если заказчик осуществлял поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками, то в расчет должны приниматься сведения по добросовестно использованным контактам. При этом п. 3.17 Методических рекомендаций установлены требования к корректировке полученных таким образом сведений: цена добросовестно исполненного контракта должна быть увеличена от 10 до 17% (за исключением случаев заключения контракта с единственным поставщиком).

Как указано выше, обеспечить учет различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг с условиями планируемой закупки, в отношении которой определяется НМЦК, заказчик сможет путем применения коэффициентов или индексов для пересчета цен.

За заказчиком сохраняется право самостоятельно (под свою ответственность) определять указанные коэффициенты и индексы с учетом их значимости.

Для справки

В связи с тем, что при определении НМЦК рекомендовано использовать не менее трех цен, предлагаемых различными поставщиками, может возникнуть необходимость в определении однородности совокупности значений выявленных цен (отсутствие необъяснимых колебаний их уровня). При значении коэффициента вариации цены 33% и выше заказчику рекомендуется провести дополнительные исследования ценовой информации.

С помощью коэффициентов, в т. ч. могут быть учтены следующие условия:

  • срок исполнения контракта;
  • количество товара, объем работ, услуг;
  • наличие и размер аванса по контракту;
  • место поставки;
  • срок и объем гарантии качества;
  • изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг), обусловленное изменением удельного веса различных позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки;
  • дополнительная номенклатура (комплектация) – появление новых (или исключение предусмотренных ранее) позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки;
  • размер обеспечения исполнения контракта;
  • срок формирования ценовой информации;
  • изменение в налогообложении;
  • масштабность выполнения работ, оказания услуг;
  • изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);
  • изменение таможенных пошлин.

Полученные заказчиком с применением указанного метода данные обрабатываются по формуле, определенной п. 3.22 Методических рекомендаций.

По сути, она представляет собой расчет отношения объема товара, планируемого к закупке, к количеству источников общедоступной информации о нем, умноженное на сумму цен товара, содержащихся в источниках общедоступной информации (приложение 3 к Методическим рекомендациям).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×