Эффективность госслужбы как результат оценки деятельности

2041
 Ставрова Т.
Заместитель начальника отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Свердловской области
На современном этапе развития одной из приоритетных задач Федерального казначейства является построение оптимальной организационной структуры, позволяющей максимально эффективно и рационально использовать человеческий капитал (трудовые ресурсы), а также бюджетные средства при выполнении своих функций. Качество деятельности по соответствующим направлениям является показателем «нужности» и «оправданности» структуры. При этом критериями качества выступают как внешняя оценка деятельности, так и оценка «изнутри».

Внешняя оценка

Внешняя оценка деятельности структуры Федерального казначейства позволяет увидеть недостатки при взаимодействии с ней и решить проблемы по мере их возникновения. Получение полной и конкретизированной оценки извне крайне важно для того, чтобы правильно понять и проанализировать ту или иную ситуацию, принять меры по устранению негатива.

Пример 1

Управление Федерального казначейства по Свердловской области (далее – Управление) перешло на взаимодействие «клиент – казначейство – клиент» посредством системы удаленного финансового документооборота (СУФД) , являющейся порталом прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ППО АСФК). С целью выявления сопутствующих проблем было проведено внешнее анкетирование участников и неучастников бюджетного процесса, обслуживающихся в Управлении, по итогам которого разработан ряд мероприятий по улучшению взаимодействия с ними.

В частности, в целях усовершенствования работы программного продукта были направлены обращения в адрес его разработчиков, проведены обучающие семинары с клиентами, разработан и запущен в эксплуатацию сайт поддержки клиентов. Это позволило в короткие сроки наладить работу программного обеспечения и ускорить процесс ознакомления клиентов с новыми возможностями.

Внутренняя оценка

Внутренняя оценка также становится важным инструментом создания целостной картины эффективности функционирования как отдельного подразделения, так и всей структуры Казначейства России. Она строится на базе множества оценок тех или иных составляющих структуры.

Пример 2

На региональном уровне структурной составляющей Федерального казначейства является его территориальный орган – Управление Федерального казначейства по субъекту РФ (далее – УФК). Применительно к данной подструктуре общая оценка результативности деятельности складывается из оценок результативности: 1) деятельности госслужащих структурных подразделений;
2) деятельности структурных подразделений;
3) деятельности руководителей структурных подразделений.

Такую оценку результативности деятельности можно назвать поэтапной, поскольку определяется она последовательно – «снизу вверх». В итоге получается «пирамида», в вершине которой складывается оценка результативности деятельности УФК и, соответственно, его руководителя (рис. 1).

Рис. 1. Оценка результативности деятельности УФК

Из оценок результативности деятельности УФК складывается оценка результативности деятельности организационной структуры Федерального казначейства. А это является показателем эффективности функционирования системы Казначейства России.

Опыт регионов

Оценка результативности деятельности в системе Федерального казначейства действует с 2010 г. В ее основу положены приказы Федерального казначейства: от 23.03.2010 № 63 «Об утверждении Порядка определения и оценки результативности деятельности федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федерального казначейства»; от 14.05.2010 № 114 «Об утверждении Порядка определения и оценки результативности деятельности отделов Управления центрального аппарата Федерального казначейства»; от 11.03.2011 № 64 «Об утверждении показателей оценки результативности деятельности управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации».

В целях совершенствования системы государственной службы Российской Федерации, повышения результативности профессиональной служебной деятельности госслужащих в 2009–2013 гг. в системе Федерального казначейства проводился ряд мероприятий, направленных на построение оптимального механизма оценки деятельности структуры «изнутри».

Управление Федерального казначейства по Свердловской области также имеет опыт в развитии данного направления. В результате чего им выработан собственный подход в оценке результативности деятельности. Цель этого подхода – сделать оценку понятной, рациональной и работающей на результат.

В основу механизма оценки результативности деятельности в Управлении положены принципы «зеркальности» и «прозрачности».

Принцип «зеркальности» заключается в следующем. Каждое структурное подразделение – отдел Управления – выполняет определенные функции в соответствии с возложенными полномочиями, закрепленными в Положении об отделе. Реализация функций отдела осуществляется посредством исполнения соответствующих должностных обязанностей его сотрудниками. Должностные обязанности определены должностными регламентами и закреплены в них в виде «проекции» функций отдела (рис. 2).

Рис. 2. Реализация принципа «зеркальности»

Оценка результативности деятельности госслужащего определяется исходя из качества выполнения его должностных обязанностей. Соответственно, показатели данной оценки основываются на должностных обязанностях госслужащего. Оценка результативности деятельности отдела определяется исходя из качества выполнения предусмотренных отделу функций и является итогом результативности деятельности, складывающимся из оценок деятельности госслужащих.

В свою очередь, принцип «прозрачности» предполагает построение схемы оценки результативности деятельности таким образом, что все ее звенья находятся во взаимосвязи, по которой можно четко проследить, за счет каких показателей сложилась та или иная оценка составляющей структуры (рис. 3).

Рис. 3. Реализация принципа «прозрачности»

Оценка результативности деятельности Управления в целом складывается из полученных оценок его структурных подразделений по направлениям деятельности исходя из выполняемых ими функций.

Таким образом, цепь взаимосвязей замыкается, и каждое звено этой цепи, являясь неотъемлемой составляющей единого целого, должно быть правильно включено в эту цепь.

Важной составляющей оценки результативности деятельности являются данные, полученные в рамках мероприятий по внутреннему (вторичному) контролю структурных подразделений. Поэтому в Управлении уделяется большое внимание порядку его проведения, средствам его реализации и т. д.

Порядок определения и оценки результативности деятельности, действующий на сегодняшний день в Управлении, состоит из следующих этапов.

1. Разработка Таблицы определения и оценки результативности деятельности структурных подразделений Управления (далее – Таблица).

В целях единого подхода по установлению показателей деятельности отделов все Таблицы разработаны отделом внутреннего контроля и аудита Управления. Набор показателей определен исходя из функций, установленных в Положениях об отделах, и представляет собой детализированные цели и задачи их деятельности. Показатели в Таблицах сгруппированы по направлениям деятельности, с целью удобной группировки информации, а также определения оценки деятельности Управления по итогам определенного периода. Форма Таблиц унифицирована и включает в себя следующие графы:

2. Форма Таблиц и порядок работы с ними утверждаются приказом Управления. Результаты деятельности структурных подразделений определяются и оцениваются с периодичностью один раз в квартал. Таблицы оформляются в электронном виде, заполняются отделами Управления только в части общих значений показателей и количества, выявленных в результате мероприятий по внутреннему (вторичному) контролю, и нарушений. Расчет санкций за нарушения и индексов результативности автоматизирован.

В целях объективной оценки результатов деятельности территориальных отделов Управления курирующие их подразделения представляют информацию о выполнении (невыполнении) ими задач в оцениваемом периоде.

Таблицы оформляются территориальными отделами с учетом дополнительной информации в электронном виде и направляются в отдел внутреннего контроля и аудита Управления для последующего анализа на Комиссии по рассмотрению результатов деятельности структурных подразделений, федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее – Комиссия). Состав и порядок работы Комиссии утверждены приказом Управления.

Комиссия рассматривает и анализирует материалы деятельности структурных подразделений, федеральных государственных гражданских служащих, служащих Управления, разрешает спорные ситуации, возникающие при анализе результатов. По итогам – Таблицы утверждаются руководителем Управления, издается приказ об оценке результативности деятельности структурных подразделений (рис. 4).

Рис. 4. Итоги результатов деятельности структурных подразделений Управления

На основе проведенного отделом внутреннего контроля и аудита Управления анализа данных, полученных в результате оценки деятельности структурных подразделений, готовится аналитическая информация. Отделы Управления, курирующие соответствующие направления деятельности, направляют разъяснения территориальным отделам с целью дальнейшего недопущения нарушений на проблемных участках работы.

Таким образом, результаты оценки деятельности являются своеобразным индикатором рискоемких (в плане возникновения нарушений) направлений деятельности Управления, где должен быть усилен вторичный контроль.

Получаемые данные являются базой для определения рейтинга результативности структурных подразделений Управления, распределения нарушений по различным направлениям деятельности, соотношения выявленных нарушений, динамики результативности деятельности структурных подразделений, составления карты нарушений и т. д. Аналитическая информация доводится до заинтересованных участников процесса деятельности Управления, часть ее размещается на сайте и является общедоступной.

Заключение

Механизм определения информативной и объективной оценки результативности, анализа и использования полученных результатов в целях повышения эффективности деятельности структуры Федерального казначейства находится в стадии совершенствования, хотя многие моменты уже опробованы на практике и принесли положительные результаты.

Понимание актуальности данного вопроса, проработка его на уровне субъектов РФ, обмен опытом позволят ускорить процесс становления эффективной, т. е. работающей на результат системы оценки.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×