Новые правила закупки у «малышей» и «социалов»

1609
 Кичанов С.
Эксперт ТН «Госзакупки» Международного центра финансово-экономическо- го развития
С 1 января 2014 г. Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков размещать определенный объем госзаказов среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Рассмотрим особенности осуществления таких закупок путем проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок и запросов предложений.

Кому даются преференции

Законом № 44-ФЗ предусмотрена поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНО), которые осуществляют виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Это, в частности, социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф (и оказание помощи пострадавшим от указанных бедствий); охрана окружающей среды и защита животных; охрана и содержание объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; профилактика социально опасных форм поведения граждан; благотворительная деятельность; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физкультуры и спорта; формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ; деятельность в сфере патриотического воспитания и др.

Данный перечень не является закрытым и федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть дополнен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ.

К субъектам малого предпринимательства (далее – СМП) относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юрлица (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

За предшествующий календарный год средняя численность работников СМП не должна превышать 100 человек, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) ограничивается 400 млн руб. (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 Постановления № 101).

Запомнить

Поддержка в форме осуществления закупок у СОНО не распространяется на организации, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования (ч. 2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования

Если закупки осуществляются у СМП и СОНО, то в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение, что их участниками могут быть только указанные субъекты. В свою очередь, участник закупки в заявке должен декларировать свою принадлежность к СМП и СОНО и представить документы (или их заверенные копии), подтверждающие право на получение соответствующих преимуществ.

Такими документами являются:

  • для СМП:
    • копии учредительных документов, из которых следует, что участник закупки не является государственным (муниципальным) унитарным предприятием и суммарная доля определенных лиц в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) с учетом исключений не превышает 25% (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);
    • Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (форма по КНД 1110018, утвержденная приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@), подтверждающая, что средняя численность работников СМП за предшествующий календарный год не превышает 100 человек включительно;
    • выписка из книги учета доходов и расходов, подтверждающая годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) или бухгалтерский отчет за предыдущий год для подтверждения, что годовая выручка СМП не должна превышать 400 млн руб.;
  • для СОНО:
    • копии учредительных документов для проверки соответствия указанных там видов деятельности видам СОНО, разрешенным Законом № 44-ФЗ;
    • выписка из Реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, в которой перечислены получатели поддержки (в некоторых регионах, например в Санкт-Петербурге, такие реестры размещены на официальных сайтах администраций).

Запомнить

Поддержка в форме осуществления закупок у СМП не распространяется на государственные и муниципальные унитарные предприятия (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Размер обеспечения заявки при проведении конкурсов и аукционов должен составлять от 0,5 до 2% от начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК). Если при проведении электронного аукциона НМЦК не превышает 3 млн руб. – 1% от цены (ч. 14 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Если после заключения контракта заказчик выяснил, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не является СМП и СОНО, то, по нашему мнению, он обязан принять решение о расторжении контракта с ним в одностороннем порядке в соответствии с ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и вправе потребовать возмещения фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Нормативный документ

Как указано в ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, заказчики (за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии) обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНО в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планомграфиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. Такие закупки осуществляются путем проведения конкурсов (открытых, с ограниченным участием, двухэтапных, далее – спецконкурсов), электронных аукционов, запросов котировок и запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СОНО. При этом заказчикам дополнительно предоставлено право осуществлять закупки у СМП и СОНО для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупки работ в области использования атомной энергии.

Планирование закупок

При планировании закупок на 2014–2015 гг. у СМП и СОНО заказчики должны готовить и размещать в единой информационной системе (а до ее ввода в эксплуатацию – на сайте www.zakupki.gov.ru) планы-графики размещения заказов по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ. При этом должны учитываться особенности, утвержденные приказом № 544/18н (ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Согласно п. 5 приложения к приказу № 544/18н размещение плана-графика на официальном сайте осуществляется по форме, утвержденной приказом № 761/20н.

В соответствии с абз. е) подп. 2 п. 5 приложения к приказу № 544/18н при планировании конкурентных закупок в столбце 6 формы указывается информация об ограничениях, связанных с участием в закупке только СМП и СОНО.

Информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, указывается в столбцах 1, 9 и 13 формы плана-графика одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в виде совокупного годового объема денежных средств.

Согласно подп. 5 п. 5 приложения к приказу № 544/18н после информации о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в столбцах 9 и 13 формы плана-графика указывается следующая итоговая информация о совокупных готовых объемах закупок в тыс. руб.:

  • у единственного поставщика в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • у единственного поставщика в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • у СМП и СОНО;
  • осуществляемых путем проведения запроса котировок;
  • всего планируемых в текущем году.

В свою очередь, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ расчет совокупного годового объема закупок в 2014–2015 гг. у СМП и СОНО производится заказчиками без использования планов-графиков. Поэтому при расчете совокупного годового объема закупок в 2014–2015 гг. для проведения закупок у СМП и СОНО, по нашему мнению, будет правильным сначала учитывать общий объем закупок, независимо от способа определения поставщика, исходя из объема прав или плана финансово-хозяйственного развития, а затем от него планировать 15% объема закупок среди СМП и СОНО.

Исходя из запланированного объема закупок заказчик может рассчитать:

  • объем закупок, которые он будет осуществлять через конкурентные процедуры;
  • перечень товаров, работ, услуг и их объем, который будет соответствовать общей сумме требуемого объема;
  • перечень всех спецконкурсов, электронных аукционов, запросов котировок и запросов предложений;
  • НМЦК для закупаемых групп товаров, работ и услуг и подготовить ее обоснование;
  • объем товаров, работ, услуг, которые СМП и СОНО будут предоставлять, если закупка является крупной и делить предмет контракта на лоты нецелесообразно;
  • перечень товаров, работ, услуг и их объем, который будет соответствовать общей сумме требуемого объема;
  • перечень всех закупочных процедур, в которых подрядчики будут обязаны привлекать субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО.

В дальнейшем советуем контролировать закупки среди СМП и СОНО в рамках требуемого объема.

Привлечение субподрядчиков, соисполнителей

Если закупка является крупной (НМЦК превышает 20 млн руб.) и заказчик не может ее разделить или ее разделение, независимо от цены, является нецелесообразным, то при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в закупках без ограничения участников (спецконкурсы, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений) заказчик может установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП и СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа указанных субъектов.

В этом случае условие о привлечении к исполнению контрактов субпод рядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО включается в контракты (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик может потребовать заверенные копии договоров и иных документов, содержащих информацию об объемах работ, услуг, к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались субподрядчики, соисполнители из числа СМП и СОНО, а также подтверждающих их право на получение преимуществ.

В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО, например применение штрафных санкций и право принятия решения об одностороннем расторжении контракта. Если заказчик установит такое условие, то согласно ч. 2 ст. 101 Закона № 44-ФЗ он обязан осуществлять контроль за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО.

Учет закупок товаров, работ и услуг

В случае признания несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) среди СМП и СОНО, заказчик вправе отменить указанное ограничение и осуществить закупки на общих основаниях (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). При этом количество товара, объем работы или услуги, являющихся объектом закупки, учитываются в 15% совокупного годового объема закупок, осуществляемых у СМП и СОНО.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП и СОНО, об объемах работ, услуг, к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались субподрядчики, соисполнители из числа СМП и СОНО, и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить такой отчет в единой информационной системе. В отчет заказчик включает также информацию о заключенных контрактах с СМП и СОНО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП и СОНО.

Если заказчик запланирует осуществлять закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в области использования атомной энергии у СМП и СОНО, то закрытые конкурентные процедуры, предусматривают такой же порядок установления ограничений к участникам закупки и требования о включении в состав заявок документов, подтверждающих право участника закупки на получение преимуществ, или заверенных копий таких документов.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×