Заключаем мировое соглашение с налоговой

120
Следуя разъяснениям ВАС РФ, казенные учреждения могут заключать мировые соглашение по налоговым спорам*. Рекомендуем до окончания финансового года проанализировать налоговую нагрузку, состояние расчетов и при необходимости обратиться в инспекцию.

* Постановление Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 г. № 50.

А.И. Костыгина, эксперт по налоговому учету

Взаимные уступки

Порядок заключения мирового соглашения о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок определен главой 15 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Мировое соглашение можно заключить не только во время судебного разбирательства, но и на других стадиях процесса:

  • при рассмотрении дела кассационной инстанцией;
  • в ходе исполнения судебного решения.

Особенности примирения сторон по налоговым спорам проанализированы в пункте 27 постановления Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 г. № 50 (далее – постановление № 50). Судьи разъяснили, что возможность заключения мирового соглашения зависит прежде всего от предмета налогового спора. Так, соглашение не должно приводить к изменению налоговых последствий по сравнению с теми, которые определены законом, например:

  • к снижению налоговой ставки;
  • к изменению правил расчета пеней;
  • к освобождению учреждения от уплаты налогов за определенные периоды или в отношении отдельных операций.

Учитывая, что налогооблагаемая деятельность казенных учреждений очень специфична, некоторые ситуации, когда допустимо мировое соглашение, типичны исключительно для бюджетной сферы.

Расходы и налоговые вычеты

Налоговый орган в мировом соглашении может признать расходы и налоговые вычеты, влияющие на размер налоговых обязательств. Например, заключение соглашения было целесообразно в споре о доначислении налога на прибыль с реализации продукции, произведенной осужденными исправительной колонии. Об этом говорится в решении Арбитражного суда Архангельской области от 28 октября 2013 г. № А05-8384/2013 (оставлено без изменений постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2014 г.). Фискалы исчислили налог без учета расходов, понесенных для получения доходов от реализации продукции. Что привело к неверному определению налоговой базы.
Аналогичное нарушение стало предметом спора, по которому принято постановление Президиума ВАС РФ от 23 апреля 2013 г. № 12527/12. В нем рассмотрена правовая коллизия, возникшая из-за нестыковки бюджетного и налогового законодательства в отношении порядка, согласно которому доходы от приносящей доход деятельности федеральные казенные учреждения должны в полном объеме:

  • зачислять в федеральный бюджет;
  • отражать на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.
  • направлять на финансовое обеспечение функций учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Минфином России.

То, что поступления от предпринимательской деятельности являются неналоговыми доходами бюджета, не освобождает от обязанности по включению указанных средств в состав налогооблагаемых доходов. Следовательно, учреждения имеют право учесть понесенные при осуществлении деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.

Смягчающие обстоятельства

При определении размера штрафа суд в соответствии с пунктом 3статьи 114 Налогового кодекса РФ (при наличии смягчающих обстоятельств) обязан уменьшить его размер не менее чем в два раза. А согласно постановлению № 50, при наличии смягчающих обстоятельств, приводящих к уменьшению размера налоговых санкций, возникает возможность заключения мирового соглашения.
Например, мировое соглашение могло заменить постановление ФАС Уральского округа от 28 апреля 2014 г. № Ф09-2224/14 в части взыскания налоговиками штрафов с учреждения. Размер штрафа снижен судом из-за установления обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения:

  • отсутствия умысла и малой степени вины;
  • характера деятельности налогоплательщика;
  • недостаточности финансирования.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, может установить и учитывать при применении налоговых санкций не только суд, но и сам налоговый орган (п. 4 ст. 112 Налогового кодекса РФ).

Предыдущие налоговые периоды

Согласно пункту 27 постановления № 50, соглашение об урегулировании налогового спора может охватывать вопросы, не относящиеся напрямую к предмету судебного разбирательства. И в качестве примера приведены спорные ситуации предыдущих налоговых периодов.
Но такой пример, по мнению автора, вряд ли будет иметь применение на практике, если налоговый спор возник по результатам выездной налоговой проверки, проведение которой ограничено:

Отсрочки и рассрочки взысканий

Контроль суда за взысканием задолженности по налогам и сборам дает ему возможность, согласно статье 324 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, предоставлять отсрочку или рассрочку в ее взыскании. При этом вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты соответствующих сумм налогов, пеней и штрафов может быть решен судом при утверждении мирового соглашения.
Правда, в отличие от смягчающих обстоятельств налоговое законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов (п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ). Наиболее актуальные для учреждений основания перечислены в подпункте 2 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса РФ:

  • непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств;
  • недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов в объеме, достаточном для своевременного исполнения по уплате налога;
  • неперечисление (несвоевременное перечисление) из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Кроме того, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований могут устанавливать дополнительные основания и иные условия отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов (п. 12 ст. 64 Налогового кодекса РФ).

Новое соглашение, изменяющее первоначальное

В пункте 9 постановления № 50 отмечено, что мировое соглашение – это соглашение сторон, то есть сделка, одно из средств защиты субъективных прав. И к нему применяются нормы не только процессуального, но и гражданского права о договорах.
На основании правила о свободе договора (ст. 421 Гражданского кодекса РФ) в пункте 23 постановления № 50 рассмотрена возможность заключения сторонами нового соглашения, изменяющего условия первоначального, ранее утвержденного судом. Например, по вопросам отсрочки, рассрочки исполнения обязательства. Новое соглашение может быть утверждено судом исходя из смысла части 1 статьи 139 Арбитражно-процессуального кодекса РФ.
При этом за рамками постановления № 50 остались следующие вопросы:

  • в какой срок после утверждения первоначального мирового соглашения стороны могут обратиться за утверждением нового;
  • как процессуально будет происходить утверждение нового соглашения, поскольку производство по делу прекращено и ходатайствующие лица уже не являются сторонами по смыслу процессуального законодательства.

Пробел отчасти заполнен пунктом 15 Протокола заседания рабочей группы ФАС Уральского округа (с 6 августа 2014 года – Арбитражный суд Уральского округа) по обсуждению вопросов, возникающих в практике применения Арбитражно-процессуального кодекса РФ, от 15 июня 2012 г. № 2 . В частности, в нем упомянуто о правомерности заключения нового мирового соглашения на стадии исполнительного производства. Однако этот протокол не является ни нормативным правовым актом, ни актом официального толкования и носит исключительно информационный характер.

Важно запомнить
Казенное учреждение может заключить с налоговой инспекцией мировое соглашение, придя ко взаимным уступкам. Но они не должны изменять принципов расчета налога.

Читайте в следующих номерах журнала "Казенные учреждения"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для бухгалтеров казенных учреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность в казенных учреждениях;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль