Ответственность госслужащих за коррупционные проступки

1132
Глазунов Дмитрий Никодимович
юрист, эксперт по бюджетному учету
Если госслужащий не принял мер по подотвращению конфликта интересов, его могут привлечь к ответственности*. Ведь в данном случае речь идет о ненадлежащем исполнении должностных (служебных) обязанностей. Выясним, когда возникает коррупционный проступок и что он за собой влечет.

* Обзор практики по рассмотрению в 2012–2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утвержден Президиумом Верховного суда РФ 30 июля 2014 года) (далее – Обзор).

Д.Н. Глазунов, юрист

Понятие коррупционного проступка

В разделе 1 Обзора Верховным судом РФ рассмотрены общие положения о применении дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков. Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих (далее – госслужащие) к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют:

  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) госслужащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.

При этом Верховный суд РФ констатировал, что неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение служащего с государственной или муниципальной службы.
Лица, совершившие коррупционные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Верховный суд РФ обратил внимание на то, что, помимо Закона о противодействии коррупции, запреты, ограничения, обязанности и правила служебного поведения для лиц, занимающих должности государственной и муниципальной службы, могут устанавливаться и иными федеральными законами, включая конституционные, законами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Обязанности и запреты, введенные в целях противодействия коррупции, закреплены и в должностных регламентах (инструкциях) государственных и муниципальных служащих.
Проанализировав нормы законодательства, содержащие понятие дисциплинарного проступка госслужащих, Верховный суд РФ пришел к выводу: применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины.
Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном, виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к госслужащим различные виды дисциплинарных взысканий, в частности увольнение по основанию «в связи с утратой доверия».
Верховный суд РФ указал, что при рассмотрении дел по спорам, связанным с привлечением госслужащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, судами устанавливался факт противоправного, виновного неисполнения госслужащим обязанности, предусмотренной соответствующими нормативными правовыми актами.
Верховный суд РФ подчеркивает, что дисциплинарный проступок, в том числе коррупционный, – единственное основание для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Уголовно-процессуальные действия, осуществляемые в отношении госслужащего (в том числе задержание, возбуждение уголовного дела, вынесение обвинительного приговора), не являются обязательным условием для наступления дисциплинарной ответственности в связи с коррупционным проступком.

На примере ряда дел, рассмотренных в судах, Верховный суд РФ сформулировал вывод о том, что отказ в возбуждении уголовного дела в отношении госслужащего сам по себе не является основанием для освобождения его от дисциплинарной ответственности.
Так, в одном из примеров отмечено, что факт отказа в возбуждении уголовного дела по статьям 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», 290 «Получение взятки» Уголовного кодекса РФ в отношении конкретного служащего не может служить основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности при наличии доказательств, подтверждающих факт совершения дисциплинарного коррупционного проступка.

Виды дисциплинарных проступков

Раздел 2 Обзора посвящен основаниям для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Когда применяются дисциплинарные взыскания

В качестве наиболее распространенных причин применения к госслужащим дисциплинарных взысканий Верховный суд РФ выделил следующие:

  • непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий;
  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Конфликт интересов

Особое внимание уделено анализу такого понятия, как конфликт интересов. Отмечено, что содержание данного понятия раскрывается в статье 19 Закона о противодействии коррупции. Основываясь на законодательном определении, Верховный суд РФ приходит к заключению, что конфликт интересов представляет собой противоречие между частным (получение дохода и т. п.) и публичным (интересы службы, призванные служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, которым причиняется вред). Такое противоречие связано с ненадлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей.
Далее Верховный суд РФ указал, что непринятие госслужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он выступает, является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. Что проиллюстрировано примерами из судебной практики.
Еще один тезис, содержащийся в разделе 2 Обзора, – неисполнение гражданским служащим обязанности передать в доверительное управление находящиеся в его владении ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставном (складочном) капитале организации) той организации, в отношении которой госслужащий осуществляет отдельные государственные функции, также образует конфликт интересов.
На основании анализа конкретных судебных дел Верховный суд РФ сделал вывод о том, что:

  • в основе конфликта интересов на государственной и муниципальной службе лежит заинтересованность материального свойства;
  • близкое родство или свойство муниципальных служащих само по себе не является основанием для прекращения служебных отношений;
  • обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на госслужащих в зависимости от включения занимаемых ими должностей в соответствующие перечни.

Порядок применения дисциплинарных взысканий

В разделе 3 Обзора рассмотрен порядок применения дисциплинарных взысканий. Отмечено, что особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков установлены статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно положениям данного порядка, взыскания за совершение коррупционных проступков применяются представителем нанимателя (учреждением) на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В рамках раздела 3 Обзора Верховным cудом РФ обращено внимание на то, что дисциплинарные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении госслужащим дисциплинарного коррупционного проступка.

Для работников ОВД, согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел…», особенности исчисления сроков применения дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного проступка не установлены.

Важно запомнить
Обзор, содержащий анализ и обобщение судебной практики, представляет собой важное практическое пособие для руководителей государственных и муниципальных структур, в чью компетенцию входит решение вопросов дисциплинарной ответственности подчиненных. В равной степени Обзор должен заинтересовать работников юридических и кадровых служб указанных структур, которые готовят материалы для принятия решений, связанных с привлечением виновных к дисциплинарной ответственности.

Читайте в следующих номерах журнала "Казенные учреждения"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для бухгалтеров казенных учреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность в казенных учреждениях;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×