Счет 304 06: заимствуем деньги из другой кубышки

1677
 Пименов В.В.
Руководитель аналитического отдела ООО "Лаборатория информационных исследований"
В 2012 г. мы уже рассказывали, каким образом отражать в учете и отчетности внутреннее заимствование средств. При реализации положений инструкций на практике у бухгалтеров возникало большое количество вопросов, но все они сводились к следующим – из каких источников можно заимствовать средства и как это правильно сделать. Очевидных ответов законодательство не содержит. Давайте разбираться.

Виды деятельности – доноры

В силу положений пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное (автономное) учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на эти цели.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное (автономное) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно и отвечает по своим обязательствам (п. 2 ст. 120, пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ). При этом денежные средства к особо ценному движимому имуществу не относятся.

Бюджетное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, приобретенным (созданным) как за счет средств бюджетов, так и за счет средств от приносящей доход деятельности (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее – Закон № 7-ФЗ).

Данный вывод основан на положениях п. 11 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества». На это также указано в письме Минфина России от 04.09.2012 № 02-06-10/3517.

Субсидиарная ответственность органа, осуществляющего в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, по долгам этого учреждения законодательством не предусмотрена.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения самостоятельно принимают решения о направлении денежных средств на осуществление тех или иных расходов. Исключение составляют случаи, когда для отдельных видов деятельности (финансового обеспечения) законодательством предусмотрены ограничения по расходованию средств.

Основываясь на приведенных нормах законодательства, руководитель учреждения в случае временного недостатка денежных средств по какому-либо виду финансового обеспечения (деятельности) может дать распоряжение об исполнении обязательств за счет другого источника в пределах остатка средств на счете. Чаще всего средства заимствуются из приносящей доход деятельности.

Следует учесть!

При проведении контрольных мероприятий в учреждениях прежде всего проверяются:

  • соблюдение условий предоставления субсидий;
  • выполнение государственного (муниципального) задания в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством;
  • полнота и достоверность отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Если собственные доходы (код 2) используются для погашения обязательств, принятых в рамках основной деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания (код 4), никаких технических сложностей не возникает, поскольку средства по видам финансового обеспечения 2 и 4 учитываются на одном лицевом (банковском) счете.

А вот направлять собственные доходы (код 2) на исполнение обязательств, учтенных по видам финансового обеспечения 1 «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)», 5 «Субсидии на иные цели» или 6 «Субсидии на цели осуществления капитальных вложений», нужно с оглядкой.

Дело в том, что оплатить любой счет с привлечением средств по виду деятельности 2 учреждение может без проблем, а вот возместить эти расходы за счет средств по видам финансового обеспечения 1, 5 или 6 получается не всегда.

Бюджетное законодательство прямо не предусматривает возможность предоставления учреждениям средств бюджета в целях возмещения ранее произведенных расходов. Тем не менее специалисты Минфина России допускают подобные операции. Но лишь в исключительных случаях!

На принципиальную возможность перечисления денежных средств с отдельных лицевых счетов на основные лицевые (банковские) счета учреждений неоднократно указывали специалисты финансового ведомства.

Прежде чем осуществлять расходы, целесообразно согласовать с органом казначейства возможность перечисления денежных средств с отдельных лицевых счетов на основной лицевой счет учреждения после того, как поступят средства из бюджета.

Речь шла не только о возврате ранее отвлеченных денежных средств, но и о переводе неустойки, полученной в результате применения мер гражданско-правовой ответственности при неисполнении или ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств по договору (письма Минфина России от 09.02.2012 № 02-03-09/428, от 29.01.2013 № 02-13-06/295, от 25.03.2013 № 02-06-07/9374).

Итак, мы выяснили, что средства, полученные в рамках приносящей доход деятельности, беспрепятственно можно направить на погашение задолженности по другим видам финансового обеспечения. Возникает вопрос: а можно ли делать наоборот, т. е. привлекать временно свободные бюджетные средства или средства бюджетных субсидий на погашение обязательств, принятых в рамках приносящей доход деятельности?

Если речь идет о средствах субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, то ответ однозначный: да, можно. Специалисты Минфина России прямо указывают на это в письме от 04.09.2012 № 02-06-10/3517. Однако есть и определенные ограничения:

  • подобное решение руководителя не должно привести к снижению качества и (или) объема оказываемых учреждением государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  • впоследствии кассовые выплаты должны быть восстановлены.

Другое дело, если стоит вопрос о возможности отвлечения бюджетных средств, средств субсидий на иные цели или на осуществление капитальных вложений. Ведь условия их предоставления ничего подобного не предполагают.

Следует учесть!

Средства субсидий на иные цели, предоставляемые автономным учреждениям, могут учитываться на счетах, открытых им в кредитных организациях, но только после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы (ч. 3, 3.7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

По мнению специалистов Минфина России, данное требование означает, что средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений исключительно в качестве возмещения расходов, ранее произведенных учреждениями за счет собственных средств (письмо от 29.01.2013 № 02-13-06/295).

Таким образом, средства целевых субсидий, поступающие на банковские счета автономных учреждений, не просто могут, но и должны быть направлены на восстановление ранее произведенных расходов. Как правило, речь идет о восстановлении расходов по виду деятельности 2.

Более того, закон прямо предусматривает обязанность органов казначейства по санкционированию расходов, осуществляемых за счет этих средств – операции отражаются только после проверки их соответствия кодам бюджетной классификации и целям предоставления денежных средств (ч. 9, 16 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, ч. 3.10, 3.12 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Таким образом, возможность направления бюджетных средств (код 1) и средств бюджетных субсидий (коды 5, 6) на погашение обязательств, принятых в рамках приносящей доход деятельности (код 2), нормативными правовыми актами не предусмотрена. Более того, эти средства нельзя направлять и на погашение обязательств, учтенных по виду деятельности 4.

Бухгалтерский учет

Операции по направлению денежных средств на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности (финансового обеспечения), отражаются в учете с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Согласно пп. 97, 146 Инструкции № 174н, пп. 100, 174 Инструкции № 183н при погашении задолженности за счет иного источника финансового обеспечения она списывается с учета на основании Справки (ф. 0504833) следующим образом:Дебет 0 206 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000 Кредит 0 304 06 000.

Движение заимствованных денежных средств, а также восстановление источника финансового обеспечения отражаются на счете 0 201 11 000 в корреспонденции со счетом 0 304 06 000 (пп. 72, 73, 146, 147 Инструкции № 174н, пп. 72, 73, 77, 78, 174, 175 Инструкции № 183н). Основанием также является Справка (ф. 0504833).

Если речь идет о восстановлении расходов, произведенных с привлечением средств от приносящей доход деятельности (код 2), за счет поступивших бюджетных субсидий (коды 5 или 6), для перечисления средств с отдельного лицевого счета на основной лицевой (банковский) счет учреждения оформляется заявка на кассовый расход. К ней прилагаются документы, подтверждающие осуществление за счет собственных средств расходов, на которые предоставляется субсидия.

Операции по привлечению средств иного источника финансового обеспечения, восстановлению соответствующих расходов могут осуществляться и через кассу учреждения. На это указывают положения п. 147 Инструкции № 174н и п. 175 Инструкции № 183н.

Положения Инструкций № 174н, 183н допускают возможность организации бухгалтерского учета без применения корреспонденции счета 0 304 06 000 со счетами учета задолженности 0 206 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000.

Предполагается, что при привлечении средств иного источника финансового обеспечения счет 0 304 06 000 корреспондирует только со счетами учета денежных средств (0 201 11 000, 0 201 34 000).

Данный вариант используется и в разъяснениях Минфина России (письмо от 04.09.2012 № 02-06-10/3517).

Именно такой подход изложен в порядке формирования показателей по строкам 830–832 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), отражающим данные о внутреннем привлечении средств.

Например, при заимствовании средств субсидии (код 4) на погашение обязательств, возникших в рамках приносящей доход деятельности (код 2), могут применяться корреспонденции:

Важный нюанс

В Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503725) операции по переводу активов между видами финансового обеспечения на счете 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» не включаются (письмо Минфина России от 17.01.2013 № 02-06-07/110).

Данный вариант целесообразно применять в случаях, когда речь идет о средствах, учитываемых на одном лицевом (банковском) счете, например, о погашении за счет собственных доходов (код 2) обязательств, возникших в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания (код 4) или наоборот.

Как видим, конкретный порядок отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по направлению денежных средств на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности (финансового обеспечения), необходимо установить в учетной политике учреждения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль