Что рекомендует Минфин

686
 Жигалов Д.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Несмотря на то что реформа бюджетной сети продолжается не первый год, организация работы автономных, бюджетных и казенных учреждений до сих пор порождает немало вопросов. После принятия Закона № 83-ФЗ Минфин России организовал горячую линию консультаций по вопросам его реализации. В мае 2011 г. до субъектов РФ и муниципальных образований были доведены Комплексные методические рекомендации по вопросам реализации Закона № 83-ФЗ. Вместе с тем за последние годы в нормативную правовую базу было внесено большое количество изменений, связанных с уточнением статуса и порядка функционирования учреждений госсектора. В связи с этим Минфином России подготовлены новые Комментарии (комплексные рекомендации)3 по реализации указанного документа. Учитывать их необходимо и при планировании деятельности учреждений.

Общее направление

Обновленная версия Комплексных рекомендаций содержит 11 разделов, охватывающих вопросы от целей создания государственных и муниципальных учреждений (разных типов) до обеспечения открытости и доступности информации об их деятельности. Наиболее обширный раздел посвящен финансированию текущей деятельности бюджетных (автономных) учреждений путем предоставления им субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

В новых Комплексных рекомендациях обращается внимание на ограничения по сферам деятельности учреждений, исходя из их статуса.

Бюджетные, автономные и казенные учреждения являются некоммерческими организациями, которые создаются для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Запомнить

В настоящее время сферы деятельности не ограничены для одного типа учреждений – бюджетных.

Бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы только для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Исполнять государственные (муниципальные) функции правомочны только казенные учреждения, действующие от имени публично-правовых образований (РФ, субъектов РФ, муниципалитетов) и по обязательствам которых субсидиарную ответственность несут соответствующие бюджеты.

При этом федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей четко отделить услуги (работы) от функций. Ключевым признаком функций можно считать исполнение властных полномочий (таких как надзор, контроль и пр., которые вправе осуществлять только органы публичной власти). В перспективе предполагается зафиксировать все разновидности государственных и муниципальных услуг в Сводном перечне государственных и муниципальных услуг и работ, который в настоящее время разрабатывается Минфином России в сотрудничестве с другими федеральными министерствами.

Госзадание

В части финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания учреждениями в Комплексных рекомендациях дается краткая характеристика принципов расчета нормативных затрат на оказание услуг и работ. Отмечено, что нормативные затраты следует определять исходя из того, сколько средств требуется для оказания конкретной услуги при прочих равных условиях, а не «подгонять» под необходимый объем финансирования учреждения «обратным счетом». При этом не проясняется вопрос, каким образом рассчитывать «объективные» нормативы.

Указывается лишь, что «нормативные затраты следует определять с учетом государственных стандартов (требований), санитарных норм и правил в отношении отдельных составляющих нормативных затрат» – мягкого инвентаря, показателей оплаты труда исходя из требований Указов Президента РФ от 07.05.2012 и пр.

Очевидно, что «объективные» финансовые нормативы затрат на услуги возможны лишь при определении конкретных требований к их содержательному наполнению, включая нормы затрат рабочего времени. При этом остается открытым вопрос, как нормировать зарплату, учитывая разный в среднем уровень квалификации и стажа работников отдельных учреждений, определяющий ставки оплаты труда. Если же речь идет о нормировании зарплат учреждений, работающих в регионе (или стране), а не в отдельном населенном пункте, появляется дополнительная сложность в виде разных уровней зарплат на различных территориях (в крупных городах зарплаты, очевидно, в среднем выше, чем в сельской местности).

Нормативный документ

В соответствии с Государственной программой РФ «Управление государственными финансами», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 № 293-р, бюджетные и автономные учреждения, оказывающие услуги исключительно в интересах органов власти, целесообразно преобразовать в казенные либо ликвидировать.

В соответствии с поправками в Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ) вводится обязательная для всех уровней власти норма об утверждении нормативных затрат на услуги с учетом общих требований, устанавливаемых федеральными органами власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отдельных сферах (иначе говоря – отраслевыми министерствами).

Соответствующая норма вступает в силу начиная с формирования заданий на 2016 г. (2016–2018 гг.).

Утверждение нормативов на выполнение работ оставлено правом, но не обязанностью учредителей.

Основной задачей учреждения при этом, как отмечается в Комплексных рекомендациях, является выполнение задания учредителя в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не обеспечение расходования средств субсидии именно по тем экономическим статьям затрат, в разрезе которых она была рассчитана.

Важным вопросом, который долгое время оставался непроясненным и ответ на который содержится в обновленных Комплексных рекомендаций, является уменьшение суммы субсидии на выполнение задания в течение финансового года. Согласно п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ1, ч. 2.2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ2 уменьшение объема субсидии на государственное (муниципальное) задание в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении задания. Другие основания для уменьшения объема субсидии в текущем году (в т. ч. не выполнение задания, не сопровождающееся внесением изменений в него) законодательством не предусмотрены.

В Комплексных рекомендациях отмечается, что предусмотренное изменение задания может касаться не только его объемных показателей.

По закону вносимые в него изменения должны быть «соответствующими» уменьшению суммы субсидии – однако данная формулировка является слишком неопределенной.

Фактически, учредитель при необходимости может в течение года уменьшить сумму субсидии, внеся любые изменения в задание.

Целевые субсидии и инвестиции

Что касается целевых субсидий (субсидий на иные цели), предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, в Комплексных рекомендациях обращается внимание на следующее.

Запомнить

Решение о том, устанавливать ли задания для казенных учреждений, остается на усмотрение учредителя. Однако в случае, если задание казенному учреждению установлено, на услуги, выполняемые им, потребуется утверждать нормативные затраты.

Целевая субсидия может быть предоставлена учреждению на приобретение дорогостоящего оборудования; осуществление расходов, носящих непостоянный характер, включение которых в состав нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в рамках задания учредителя может привести к искажению реальной стоимости данных услуг.

Целевые субсидии, как правило, предоставляются на проведение капитального ремонта, на выплату стипендий студентам, на компенсацию расходов, связанных с проездом к месту отпуска и обратно сотрудникам учреждений, проживающим в районах Крайнего Севера. По мнению Минфина России, целевую субсидию также стоит использовать в качестве источника выплаты вознаграждения по результатам выполнения задания, расходов, осуществляемых в рамках ликвидационных мероприятий учреждений, в качестве источника компенсации в текущем финансовом году задолженности по предоставлению субсидии на задание, выполненное в отчетном финансовом году.

Запомнить

Минфином России подготовлены поправки в законодательство, согласно которым уменьшение объема субсидии на выполнение задания в течение срока его выполнения будет возможно не только при соответствующем изменении задания, но также в случае реализации учреждением государственного (муниципального) имущества, используемого в процессе оказания услуг (выполнения работ), или передачи его в аренду. Либо в случае изменения параметров объектов имущества, влекущих изменение (уменьшение) затрат на их содержание.

Ранее Минфин России отмечал, что целевые субсидии могут использоваться для финансирования расходов на обеспечение педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

Однако с 1 сентября 2013 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» соответствующие расходы должны включаться в оклады (должностные оклады) сотрудников и учитываться в составе нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг при расчете объема субсидии на выполнение задания.

В свою очередь, приобретение зданий, строений, которые относятся к основным средствам, следует осуществлять за счет бюджетных инвестиций.

Законопроектом № 266899-6 о внесении изменений в БК РФ, принятым Госдумой России в первом чтении 19.06.2013, предусматривается предоставление бюджетным и автономным учреждениям нового, особого вида субсидий – субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Запомнить

В форме целевой субсидии целесообразно доводить бюджетные ассигнования бюджетному (автономному) учреждению, временно не оказывающему госуслуги, например в связи с реконструкцией принадлежащего ему имущества. Это могут быть ассигнования на выплату зарплаты административно-хозяйственному персоналу, на уплату налогов, коммунальных расходов и пр.

Согласно положениям п. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ и ч. 3.18 ст. 2 Закона № 174-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению учреждениями в соответствующий бюджет. При этом остатки могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя. Общие требования к порядку взыскания неиспользованных остатков целевых субсидий утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 82н. Данный порядок и законодательная формулировка не позволяют учреждениям не перечислять в бюджет неиспользованные остатки целевых субсидий – даже если известно, что они будут «возвращены» на те же цели.

Проектом поправок в БК РФ (см. выше) предусматривается положение, согласно которому перечислению в соответствующий бюджет будут подлежать только те остатки целевых субсидий, в отношении которых учредителями не принято решение о наличии потребности в них.

Данная поправка на законодательном уровне закрепит возможность не перечислять остатки целевых субсидий, не использованных на 1 января очередного финансового года, при наличии потребности в использовании их в очередном финансовом году на те же цели сначала в бюджет, а затем возвращать на лицевой счет учреждений.

Платные услуги

Нормативный документ

Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ в КоАП РФ внесен ряд изменений. В частности, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении их на цели, не соответствующие определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа. На должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридические лица – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

В части осуществления приносящей доход деятельности в Комплексных рекомендациях подчеркивается, что оказывать (выполнять) платные услуги (работы) вправе учреждения всех типов: автономные, бюджетные и казенные. При этом согласно п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Аналогичные положения закреплены в п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 6, 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ.

Отметим, что цель создания государственного (муниципального) учреждения при этом должна соответствовать полномочиям соответствующего уровня публичной власти.

Планируемые поправки

Комплексные рекомендации содержат комментарии по вопросам реализации Закона № 83-ФЗ в части видов деятельности, распоряжения имуществом, ответственности по обязательствам государственных (муниципальных) учреждений, а также по обеспечению открытости и доступности информации об их деятельности.

Кроме того, в Комплексных рекомендациях справочно приведена информация о подготовленных Минфином России проектов изменений в законодательство РФ. В частности, речь идет о следующих поправках: 1 в БК РФ: доходы от продажи бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества будут зачисляться в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ;
2 в Закон № 7-ФЗ: бюджетным учреждениям будет запрещено получать, предоставлять кредиты (займы);
3 в законодательные акты, регулирующие определение крупной сделки: крупной сделкой предлагается признавать сделку, связанную с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с федеральным законом автономное или бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог. При этом должно соблюдаться условие, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, но не менее чем 100 тыс. руб., если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. При этом крупными сделками не будут признаваться сделки, связанные с приобретением услуг связи, коммунальных услуг, внесением арендной платы по договорам аренды;
4 в Закон № 7-ФЗ и Закон № 174-ФЗ: субсидия на государственное (муниципальное) задание будет рассчитываться с учетом расходов на содержание не только недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, но и на содержание имущества, приобретенного за счет приносящей доход деятельности, используемого при выполнении задания.

Запомнить

Если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаях включаются в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на задание уменьшается на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ). При этом планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в т. ч. в рамках задания, не являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

официальное мнение

Татьяна Саакян,
заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Анализ хода реализации реформы выявил ряд системных недостатков. Так, некоторые государственные (муниципальные) услуги, оказываемые учреждениями, не соответствуют полномочиям публично-правового образования, создавшего данные учреждения, а также целям, для достижения которых созданы учреждения. У отдельных учреждений в государственные (муниципальные) задания включены платные услуги, которых в силу закона там быть не должно.

Преобладает практика определения нормативных затрат исходя из фактически сложившихся расходов, а не из объемов оказываемых учреждениями услуг и выполняемых работ. Бюджетное планирование порой осуществляется без учета показателей государственных и муниципальных заданий, а отдельные виды затрат в структуре нормативных затрат на оказание услуг в соответствии с заданиями необоснованны.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×