Особенности военного бюджета

1492
Разберемся в особенностях расчета бюджетных ассигнований, необходимых, в том числе для учреждений, подведомственных Минобороны России.

Факторы влияния на состав военного бюджета

Система национальной безопасности необходима любому государству, поскольку в современном мире это пока единственный способ сохранить:

  • суверенитет и неделимость территорий;
  • систему национальных ценностей.

Одна из составляющих национальной безопасности - обороноспособность страны от внешнего враждебного влияния. В рамках решения важной государственной задачи она базируется на достижении сбалансированности между:

  • установками военной политики (доктрины), долгосрочными планами строительства Вооруженных Сил;
  • финансово - экономическим состоянием и ресурсными возможностями страны.

Военный бюджет РФ, как и в любой другой стране, является составной частью государственного. В связи с этим его состав характеризует приоритеты, расставленные властью в обеспечении обороноспособности страны.

Что касается уровня расходов военного ведомства, то чаще всего он определяется исходя из оценки правительством уровня угроз государству. Современное состояние характеризуется почти полным отсутствием реальных угроз. Даже несмотря на то, что продолжают сохраняться:

  • локальные конфликты с применением оружия, в том числе недалеко от наших границ;
  • международный терроризм;
  • распространение ядерного и другого оружия массового поражения;
  • утверждение отдельных государств и политических сил на мировой арене с опорой на вооруженные силы.

Нельзя назвать стабильной и геополитическую ситуацию из-за ситуации с военно-политическими союзами. Поскольку новые формируются, а существующие расширяются. Как показал конец 2014 года - начало 2015 года не в последнюю очередь объем ассигнований зависит от давления извне в виде экономических санкций, а также цены на нефть. Указанные события опосредованно влияют на другие факторы, от которых напрямую зависит величина расходов, заложенных в военный бюджет. К ним относятся:

  • уровень развития экономики;
  • величина валового внутреннего продукта (ВВП).

Также на военный бюджет влияют специфичные обстоятельства, характерные только для данной отрасли. В частности при формировании военного бюджета учитываются:

  • наличие сведений, содержащих государственную тайну;
  • широкая номенклатура необходимых ресурсов, особенно материально-технических;
  • высокая степень дифференциации вооружения и военной техники.

Доведения бюджетных ассигнований до получателей средств бюджета

Обоснование потребности в бюджетных ассигнованиях можно представить как трехуровневую пирамиду. Нижний уровень составляют:

  • получатели бюджетных средств;
  • распорядители бюджетных средств, в том числе главные.

Перечень участников следующей ступени пирамиды - органов военного управления утверждается отдельным нормативным правовым актом Минобороны России. Причем включаются в перечень только те органы, в чьи функции входит исполнение расходных обязательств РФ, возложенных на министерство. Завершают пирамиду заместители Минобороны РФ.

Получатели и распорядители бюджетных средств

Роль получателей бюджетных средств заключается в самостоятельной разработке проекта бюджетной сметы. Этот процесс строго регламентирован начиная от самой формы сметы, до плановых сметных показателей, рассчитываемых для обоснования составленного проекта.

Форма проекта утверждается на федеральном уровне, а вот приложения к ней имеют ведомственный характер. Перечень приложений и порядок их заполнения устанавливает заместитель министра, ответственный за организацию финансового обеспечения войск (сил). Проект должен быть составлен с учетом:

  • федерального законодательства;
  • ведомственных нормативных правовых актов;
  • численности личного состава;
  • штатных расписаний и табелей.

Особенно важно учитывать при составлении проекта нормирование денежного довольствия и материального обеспечения, включая контрольные суммы по нормируемым расходам. Нередко получатели бюджетных средств уже имеют длящиеся договорные отношения в рамках контрактной системы. Необходимость оплат по таким договорам также необходимо учитывать.

Неизбежность внесения изменений в проект, представленный получателями бюджетных средств, обусловлена тем, что распорядителям бюджетных средств (главным распорядителям бюджетных средств) приходится учитывать не только потребности учреждений, но и следующие составляющие:

  • лимиты бюджетных обязательств;
  • финансирование исполнение публичных нормативных обязательств.

То есть изменения зависят от сумм, которые распорядители бюджетных средств (в том числе главные) могут получить на конкретный финансовый год. Отмечу, что колебания могут быть значительными. Так как средства выделяются с учетом того, что военная сфера активно реформируется уже в течение нескольких лет. Причем одной из основных целей такого реформирования является оптимизация структуры Вооруженных сил. Ведь именно на их содержание уходит основная часть бюджетных ассигнований в ущерб другим статьям национальной безопасности. Это:

  • расходы на содержание и модернизации военных формирований в составе иных министерств и ведомств;
  • подготовка людских, мобилизационных ресурсов и организация вневойскового обучения кадров;
  • затраты на обеспечение функционирования оружейно - ядерного комплекса;
  • финансирование прикладных научно-исследовательских программ в сфере разработки перспективных видов вооружений.

Корректировка потребностей всегда учитывает направления расходов, так как показатели сметы формируются не просто в разрезе КБК, но и с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ. Еще один уровень детализации - иные показатели. Если конечно они предусмотрены порядком составления проекта. К ним, например, относятся аналитические показатели, которые детализируют лимиты бюджетных обязательств. В частности, показатель лимитов бюджетных обязательств по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, указанный в смете, может быть детализирован до видов основных средств – мебель, автомобили, оборудование и прочее.

Обоснование потребности в бюджетных ассигнованиях на очередной финансовый год составляют получатели и распорядители бюджетных средств на основе:

  • экономического анализа потребности в денежных средствах;
  • изучения поставленных задач с точки зрения их решения при оптимальных затратах ресурсов;
  • полного финансово - экономического обоснования.

В зависимости от подчиненности окончательное обоснование потребности в бюджетных ассигнованиях представляется:

  • замминистру, отвечающему за финансовое обеспечение закрепленных за ним войск (сил) в части расходов, финансирование которых осуществляется в интересах соответствующих распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • в Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Минобороны России.

При определении потребности в бюджетных ассигнованиях получателями и распорядителями бюджетных средств учитывается потребность в денежных средствах по:

  • расчетам с личным составом, состоящим на финансовом обеспечении соответствующих получателей и распорядителей бюджетных средств;
  • расходам, осуществляемым соответствующими получателями и распорядителями бюджетных средств.

Обратите внимание вот еще, на какой момент. Особенности планирования расходов по денежному довольствию военнослужащих и оплате труда гражданского персонала определяются отдельно.

Органы военного управления и заместители Минобороны РФ

Они оперируют, прежде всего, такими понятиями ресурсов как материальные и финансовые, а все остальные, как правило, относят к категории «иные». Тем не менее, форма обоснования, которая также утверждена не на федеральном уровне, а не министерском, причем самим министром также содержит расшифровку по КОСГУ и внутриведомственной классификации расходов. Однако при этом в форме предусмотрены отсылки к соответствующим пунктам нормативных правовых актов, необходимым для принятия обязательств. Учтите, что эти акты не стоит путать с теми, которые определяют порядок применения классификаций расходов.

Отмечу, что приложения к обоснованию потребности в бюджетных ассигнованиях и порядок их заполнения также утверждаются на ведомственном уровне.

Окончательную потребность в ресурсах, независимо от их вида, определяют по закрепленным направлениям деятельности. Основа расчета такой потребности на двух завершающих уровнях пирамиды та же, что и для первого уровня. Но она является расширенной за счет включения в расчетную базу данных по обеспечению планов. А именно: подготовки Вооруженных сил РФ, материально-технического снабжения, восстановления и ремонта вооружения, военной техники и имущества; проведения различных отдельных мероприятий.

Кроме того, на более высоких уровнях можно оперировать данными по всем направлениям деятельности министерства об израсходованных ресурсах и сведениями об обеспеченности за истекший финансовый год и отчетный период текущего года.

Обоснование потребности в бюджетных ассигнованиях формируется отдельно по каждому направлению деятельности Минобороны России (коду внутриведомственной классификации расходов), а также финансовому году. На бланке такого обоснования должны стоять подписи руководителя органа военного управления и непосредственного исполнителя.

Еще один уровень расчета обеспечения потребности в бюджетных ассигнованиях - обязательства Российской Федерации на министерство и подведомственные структуры. Причем как действующие, так и принимаемые.

Наличие приложений к расчетам предусмотрено только в отношении принимаемых обязательств. К ним прилагаются следующие документы, которые позволяют идентифицировать обязательства именно как принимаемые:

  • федеральное законодательство;
  • нормативные правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ.

Замминистры и органы военного управления обязаны обеспечивать самые разные информационные направления, имеющие отношение к ресурсам, и деятельности, которая находится в их ведении. Это, в частности:

  • своевременное предоставление потребности;
  • обоснование потребности в материальных ценностях и средствах федерального бюджета, необходимых для реализации планируемых мероприятий (в том числе при подготовке нормативных правовых актов), вне зависимости от подчиненности воинских частей, организаций и учреждений Минобороны России, а также их видов деятельности, включая приносящую доход;
  • подготовку предложений по порядку использования выделяемых ресурсов в пределах выделенных объемов.

На указанные структуры возложен и контроль за использованием ресурсов.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует:

Как изменились коды бюджетной классификации с февраля 2017 года

О чем пойдет речь: Минфин внес очередные корректировки в Указания № 65н. Какие коды бюджетной классификации надо применять по новым правилам? Что изменилось в кодах видов расходов? Ответы вы найдете в статье.


Вы можете оформить подписку на журнал "Казенные учреждения: учет, отчетность и налогообложение" до конца месяца на выгодных условиях.
Читайте в следующих номерах журнала "Казенные учреждения"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для бухгалтеров казенных учреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность в казенных учреждениях;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×