Закупки у единственного поставщика. Товары (работы, услуги), относящиеся к определенной области

1452
Закон о контрактной системе устанавливает рамки применения неконкурентного способа закупок. Часть оснований для заключения контракта с единственным поставщиком отнесена к определенным сферам деятельности. Это закупки в военной области, сферах медицины и ликвидации чрезвычайных ситуаций, культуры, науки, образования и спорта.

Закупки в сферах безопасности и обороны (пп. 3, 7, 40, 41 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, далее — Закон № 44-ФЗ)

Данная группа включает четыре основания для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — единственный поставщик):

  • Предмет контракта — поставка отечественного вооружения и техники. Норма действует в отношении товаров, не имеющих российских аналогов и создаваемых единственным производителем. Исполнителя контракта выбирают из специализированного реестра единственных поставщиков, который утвержден постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 826. Цену контракта также регулирует Правительство РФ (постановление от 25 января 2008 г. № 29).
  • Закупка работ по мобилизационной подготовке в России.
  • Приобретение продукции и услуг, необходимых для обеспечения средствами разведывательной деятельности. Заказчиками выступают органы внешней разведки России.
  • Покупка товаров (работ, услуг) с целью обеспечения средствами контрразведки и борьбы с терроризмом. Закупку организуют органы Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ России).

Последние два случая — закупки, сведения о которых составляют государственную тайну.

Закупки продукции и услуг в области медицины и при чрезвычайных ситуациях (пп. 9, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1. При наличии достаточного основания и соблюдении ряда условий допускается закупать из единственного источника медицинские и иные товары (работы, услуги). Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ такими причинами являются:

  • возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе аварий;
  • появление обстоятельств непреодолимой силы;
  • необходимость в медицинской помощи в экстренной либо неотложной формах.

Вместе с этим:

  • Потребуется обосновать нецелесообразность закупки другим способом, а также уведомить контрольный орган о заключении контракта.
  • Заказчик сможет приобрести ограниченное количество товаров или объем работ и услуг. Объем продукции не должен превышать требуемый для ликвидации последствий непреодолимой силы и оказания срочной медицинской помощи.
  • Товары (работы, услуги) не должны быть включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. № 1765-р (для их закупки предусмотрен запрос котировок).

Стоит отметить, что одновременное соблюдение трех условий невозможно в случае закупки лекарственных препаратов, поскольку все средства фармацевтики, медицинские химические вещества и лекарства растительного происхождения включены в вышеуказанное Распоряжение № 1765-р, то есть должны быть приобретены в рамках запроса котировок. В реальной жизни некоторые лекарства могут потребоваться очень срочно, даже раньше, чем это позволяет запрос котировок. Например, в медицинское учреждение может одновременно поступить группа пациентов с орфанным заболеванием, которым требуется оказание экстренного и дорогостоящего лечения. Подобная ситуация в Законе № 44-ФЗ не рассмотрена, тем не менее очевидно, что самым правильным будет решение о проведении закупки у единственного поставщика.

2. Еще один случай в сфере медицины — закупки по пункту 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Предметом контракта с единственным поставщиком может стать приобретение лекарств, необходимых пациентам по жизненным показаниям или вследствие индивидуальной непереносимости. Такое решение должна принять врачебная комиссия. Его вносят в медицинскую карточку и иные документы пациента, а также в журнал врачебной комиссии. Использование данного основания ограничено следующими условиями:

  • каждый контракт можно заключить на сумму не более 200 тыс. руб. и только в отношении одного пациента;
  • для лечения конкретного пациента можно приобрести столько препаратов, сколько требуется в течение срока, равного периоду проведения запроса предложений (приблизительно на 17 дней, но не более).

Закупки в сферах культуры, науки, образования и спорта (пп. 10, 13—18, 26, 33, 35, 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Для данных областей деятельности Закон № 44-ФЗ определяет больше всего оснований на осуществление закупки у единственного поставщика.

1. В частности, разрешено заключать контракт на поставку (пп. 10, 13, 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • Культурных ценностей для государственного музейного, библиотечного архивного фондов, фондов кино и фотографии и т. д. Предметом закупки могут быть ценности, имеющие культурное, историческое или иное значение и материальную форму, а именно: музейные коллекции (предметы); издания, отличающиеся редкостью и ценностью; рукописи и архивные документы (оригиналы или копии).
  • Созданных произведений литературы и искусства (кроме закупки кинолент для проката), исполнений и фонограмм для нужд заказчиков. У перечисленных объектов закупки должны быть конкретные авторы, исполнители и изготовители. Такую закупку можно будет осуществить только с условием, что одно лицо является владельцем исключительных прав или лицензии (понятие раскрыто в статьях 1229, 1270, 1317 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, воспользоваться услугами посредников и организаторов при этом способе закупки нельзя.
  • Законченных изданий в бумажном или электронном форматах. Контракт заключают с издателем, обладающим исключительными правами или лицензиями на издание. Электронные версии закупают только для нужд государственных и муниципальных организаций в сфере образования и библиотечного дела, а также научных госучреждений. Помимо электронных изданий объектом закупки могут быть средства обеспечения информационной безопасности (защиты данных) и программно-технические средства, если их применяют в конкретном продукте.

2. По основанию, указанному в пункте 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, покупают услуги посещения музеев, театров, цирка, спортивных комплексов и других мест (то есть входные билеты, а в некоторых случаях регистрационные взносы для участия в выставках). Иные закупки (заказ услуг актеров на праздник для детей сотрудников, приглашение музыкантов на мероприятие, проводимое учреждением, и т. д.) не допускаются.

3. Услуги по проведению мероприятия с условиями, что такое мероприятие проводят для нужд нескольких заказчиков, а исполнителя контракта определяет организатор, закупают в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Чтобы выбрать организатора мероприятия, необходимо также провести закупку (конкурентную или неконкурентную). И организатор мероприятия, и учреждения, для нужд которых его проводят, могут относиться к любому уровню заказчиков — федеральному, региональному и муниципальному.

4. Пунктом 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ установлено право на заключение контракта с единственным поставщиком, предмет которого представляет собой:

  • создание определенным автором, художником, архитектором и другими лицами произведений литературы или искусства;
  • исполнение музыкальной группой или другим конкретным лицом (организацией), осуществляющими концертную или театральную деятельность;
  • заказ у определенного физического или юридического лица декораций (включая работы по изготовлению и материалы), сценических костюмов и мебели, грима, кукол, бутафории, постижерских изделий, необходимых для создания или исполнения произведений.

Данное основание распространяется на отдельные категории государственных и муниципальных заказчиков. В частности, закупки услуг и продукции производят учреждения культуры: театры, музеи, парки, дома культуры.

5. Если заказчик хочет провести мероприятие и при этом использовать услуги агента по реализации билетов, абонементов и путевок, он вправе применить пункт 18 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Услуги закупают для посещения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных мероприятий, а также участия в экскурсиях. Обязательное условие — продажа на бланках строгой отчетности.

В данном случае цена контракта будет представлять собой уплачиваемое по агентскому договору вознаграждение. Как правило, цену рассчитывают исходя из стоимости всех реализуемых агентством билетов отдельно для каждого мероприятия или экскурсии.

6. Пункт 26 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ устанавливает два схожих случая для закупки у единственного поставщика:

  • Оказание услуг, имеющих отношение к проведению концертов и других культурных событий, на основании приглашения на данные мероприятия. Предметом контракта могут стать транспортные услуги, обеспечение жильем, питанием на время проведения фестиваля, гастролей и т. д. При этом услуги предоставляют тем, кому заказчик обязан обеспечить участие в мероприятии, то есть, например, не только штатным членам ансамбля.
  • Оказание услуг при направлении сотрудника в командировку для выполнения служебных поручений. Перечень таких услуг аналогичен используемым при проведении культурных мероприятий. Оплату производит только заказчик, при этом он вправе применять этот пункт в отношении всего комплекса услуг (транспорт, проживание, питание) или только части (оплата гостиницы). Данное основание не распространяется на поездки сотрудников, при которых постоянная работа осуществляется в пути или связана с разъездами.

7. Закупка услуг преподавателей, экскурсоводов (гидов) — это основание приведено в пункте 33 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Ими должны быть физические лица. Зачастую закупку таких услуг осуществляют учреждения культуры и образования. Например, для прочтения курса лекций может быть приглашен иностранный преподаватель. Требования к его квалификации заказчик устанавливает самостоятельно.

8. Заказчики, занимающиеся образовательной деятельностью, имеют право воспользоваться пунктом 35 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, если они являются инновационными площадками (понятие раскрыто в статье 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Цели закупки — это приобретение оборудования и программного обеспечения. Причем они должны быть необходимы заказчику для внедрения результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности. Контракт заключают с владельцем исключительных прав на такую продукцию. Закупку финансируют из средств, выделяемых на развитие инновационной сферы образования.

9. Для закупки товаров художественных промыслов и ремесел заказчик может использовать как запрос предложений (п. 9 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ), так и неконкурентный способ (п. 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Изделия должны иметь признанное художественное достоинство. Чтобы это установить, необходимо отправить образец изделия на рассмотрение в художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. Далее образцы регистрируют в Министерстве промышленности и торговли РФ. При этом применяют требования постановления Правительства РФ от 18 января 2001 г. № 35.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль