Применение гражданско-правового законодательства в рамках контрактной системы

659
Под контрактами, которыми оформляются договорные отношения в рамках контрактной системы, подразумеваются практически все гражданско-правовые договоры. Таким образом документ, подписываемый заказчиком и исполнителем, вполне может называться не только контрактом, но и договором. Однако применяемые в договорных отношениях положения Гражданского кодекса РФ не должны противоречить контрактному законодательству.

Оферта и акцептование

Исключительно в рамках закупочного законодательства, направленного, в частности, на обеспечение государственных нужд, заказчик и исполнитель взаимодействуют друг с другом лишь в отдельных случаях. Например, отбор исполнителя – одна из процедур контрактной системы. Сроки заключения государственного контракта также установлены закупочным законодательством, а не гражданско-правовым.

Однако по своей сути контракт, как разновидность гражданско-правового договора, регулируется соответствующими отраслями российского законодательства. Например, как оферту можно рассматривать проект государственного контракта (далее - проект), так как он:

  • определяет существенные условия будущего контракта;
  • предназначен для извещения одного или нескольких лиц о намерениях заказчика произвести закупку для государственных нужд.

Если после ознакомления с извещением о проведении государственной закупки потенциальные исполнители подают заявку на участие с целью дальнейшего  заключения государственного контракта, то они становятся не только участниками размещения заказа. Фактически потенциальные исполнители акцептуют оферту государственного заказчика, так как полностью и безоговорочно принимают его предложение.

Стороны государственного контракта

В отличие от гражданско-правового законодательства, в контрактной системе действует общее правило о двух сторонах, заключающих  контракт:

  • непосредственно  государственного заказчика;
  • поставщика (подрядчика, исполнителя).

Исключение из этого правила - единственное, и касается оно только физических лиц. Так, контрактное законодательство допускает совместную подачу несколькими гражданами заявки  на участие в конкурсе, если предмет государственного контракта - создание совместным творческим трудом указанных граждан:

  • произведения литературы или искусства;
  • исполнения (как результата интеллектуальной деятельности).

Это единственный случай, когда при заключении  государственного контракта будет стоять три и более подписи. В остальных случаях заявка подается конкретным участником конкурса, и контракт заключается с ним одним (далее – Сторона № 2). Если есть соисполнитель, то с ним Сторона № 2 заключает отдельный договор вне рамок проводимого государственным учреждением конкурса. Например, это может быть договор субподряда. При этом такой  субподрядчик не будет считаться исполнителем обязательств по контракту, заключенному для обеспечения государственных нужд.

Как и в гражданско-правовом законодательстве, в контрактном допускается наличие выгодоприобретателя (в большинстве случаев именуемого получателем). Однако это не означает, что выгодоприобретатель (получатель) будет ставить третью подпись и каким-то образом делить ответственность в рамках заключенного государственного контракта. Как правило, в обязанности выгодоприобретателя входят:

  • приемка товара для государственных нужд  (например, по отгрузочной разнарядке);
  • постановка полученного товара на баланс;
  • подписание соответствующих сопроводительных документов и актов.

Конечно, между Заказчиком и выгодоприобретателем будет заключен отдельный договор, а вот договорные отношения между выгодоприобретателем и, непосредственно, поставщиком товара для  государственных нужд устанавливаться не будут.

Пожалуй, такие особенности регламентирования сторон контракта, заключенного для обеспечения государственных нужд, - единственное существенное различие между контрактным законодательством и гражданско-правовым, в котором заключение трехсторонних договоров не является чем-то особенным и, тем более, экзотическим.

Структура государственного контракта

Требования к структуре контракта, предъявляемые закупочным законодательством, полностью совпадают с требованиями гражданско-правового законодательства и предусматривают следующие разделы:

  • ценовые характеристики (цена может быть как фиксированной, так и ориентировочной; контракт может содержать формулу цены или ее максимальное значение; контракт может предусматривать условия изменения цены);
  • описание предмета государственного контракта;
  • ответственность сторон;
  • порядок и сроки оплаты;
  • порядок и сроки приемки;
  • график исполнения (если государственный контракт заключается на срок более чем три года, а его цена составляет более чем 100 млн руб.);
  • обязанность информировать заказчика обо всех договорных отношениях, заключенных в целях исполнения государственного контракта, если предусмотренная ими цена составляет более чем 10 процентов от цены контракта (для случаев, когда начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством РФ);
  • банковское сопровождении государственного контракта в случаях, установленных законодательством;
  • обеспечение исполнения государственного контракта и сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве такого обеспечения;
  • привлечение к исполнению субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в установленных законодательством случаях, а также условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение указанного условия.

Не трудно заметить, что некоторые из рассмотренных разделов государственного контракта довольно специфичны и применяются не во всех договорных отношениях. Существуют и еще более специфичные условия, в зависимости от предмета контракта. Например, условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины, которое обязательно при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

Специфичные условия останутся за рамками настоящей статьи, так как требуют отдельного рассмотрения. Типичным для структуры всех контрактов является наличие существенных условий. Именно им и посвящена настоящая статья.

Существенные условия

Существенность означает, что договор может быть признан незаключенным в случае отсутствия договоренности сторон о том или ином условии. Чаще всего нарушение принципа существенности становится результатом попыток заказчиков смягчить жесткие рамки контрактной системы.

Количественные  характеристики и качество поставки

По общему правилу количественные и качественные характеристики объекта договора  статичны, а их изменение недопустимо. Некоторые заказчики не считают нужным включать в условия государственного контракта упоминание о количестве и качестве поставок, считая что указанные характеристики  отражены в спецификациях, сметах и прочих аналогичных документах. Даже если указанные документы приложены к государственному контракту, важно не забывать:

  • включить в  условия  количественные и качественные характеристики объекта закупки;
  • упомянуть о наличии конкретизирующих приложений непосредственно в тексте государственного контракта.

Помимо упоминания качественных характеристик, условия государственного контракта должны отражать договоренность в отношении определения качества поставок, например на основе:

  • сравнения со стандартными образцами;
  • предварительного осмотра.

Для применения любого из этих способов предмет государственного контракта должен отражать, в частности:

  • применяемые условные обозначения;
  • специальную терминологию;
  • стандартные показатели;
  • требования технических регламентов.

При невозможности указанного описания в закупочную документацию необходимо включить обоснование использования других характеристик для определения качества.

Характеристика цены

Базис цены должен обеспечивать отсутствие у заказчика каких-либо дополнительных расходов при исполнении контракта, заключенного для обеспечения государственных нужд. Случаи изменения установленной цены должны быть прописаны непосредственно в самом контракте. Например, цена может быть изменена из-за корректировки объема закупки, допустимой в пределах 10 процентов от первоначально установленного объема.

Цену контракта менять не обязательно, если объем закупки увеличился. Увеличение цены в этом случае зависит только от договоренности сторон. Снижение цены как следствие уменьшения объема, напротив, - обязательное условие.

Отдельным условием контракта может стать уменьшение цены при заключении договорных отношений с физическим лицом. Выплаты могут быть уменьшены на размер налоговых платежей, которые учреждению придется заплатить за исполнителя в качестве налогового агента. Указанные требования не распространяются на контракты, заключенные с:

  • индивидуальным предпринимателем;
  • иным, занимающимся частной практикой, лицом.

Указанные физические лица  уплачивают налоги самостоятельно.

Изменение проекта

Договоренности сторон могут быть изменены из-за наличия неучтенных в проекте объективных причин, которые препятствуют исполнению договоренностей. Кроме того, исполнительными органами власти и органами местного самоуправления могут быть приняты решения, которые влияют на условия закупок для государственных нужд.

Корректировку в уже заключенных договорных отношениях могут вызвать еще две ситуации:

  • изменения регулируемых государством цен (тарифов);
  • уменьшение лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО).

При уменьшении ЛБО порядок изменения параметров контракта изложен в методике, утвержденной Правительством РФ.

Ответственность сторон

Нарушения договорных отношений, как правило, влекут за собой привлечение  ответственности в виде штрафа или пени. Основаниями для привлечения к ответственности могут стать:

  • просрочка исполнения контракта, заключенного для государственных нужд;
  • различные нарушения договоренностей;
  • обоснованные претензии в отношении качества поставки.

Сумма штрафа, как правило, фиксирована. Размер штрафа устанавливает Правительство РФ в зависимости от основания для его наложения.

Пени рассчитываются за каждый день просрочки исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

Освобождение от ответственности в случае возникновения чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (далее - обстоятельства непреодолимой силы) - императивная норма, действие которой невозможно изменить (отменить) за счет заключения нового соглашения сторон. Принцип свободы договора в этом случае позволяет сторонам предусмотреть только дополнительные основания для освобождения исполнителя или заказчика от ответственности. Например, к таким обстоятельствам можно отнести наличие запретительных действий властей, хотя они не являются обстоятельствами непреодолимой силы, так же как:

  • случаи нарушений договорных обязательств контрагентами должника;
  • отсутствие на рынке товаров, необходимых для государственных нужд;
  • недостаточность денежных средств.

Если исполнитель, выигравший конкурс,  считает, что проблемы связаны с обстоятельствами непреодолимой силы, то он должен уведомить заказчика об их особенностях. Например, указав в письме (соблюдение письменной формы - обязательное условие) в установленные контрактом сроки вид обстоятельств и предположительное время их воздействия.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль