Изменения в НК РФ: преференции для учреждений

770
 Монако О.В.
Аудитор ООО “Аудит Бизнес Трейд”
Каждый год в налоговое законодательство вносятся изменения. Это своеобразная традиция. Проанализируем, какие новшества ждут налогоплательщиков в 2014 г.

НДС

Электронная форма декларации. В начале обзора вспомним о Федеральном законе от 28.06.2013 № 134-Ф3 (далее – Закон № 134-ФЗ), которым внесены поправки в целый ряд законодательных актов. Их целью является противодействие незаконным финансовым операциям (документ, за исключением отдельных положений, вступил в силу 30.06.2013).

Часть поправок, внесенных Законом № 134-ФЗ в НК РФ, являются уточняющими, но большинство из них касаются усиления администрирования и контроля в области налогообложения.

Здесь мы коснемся только изменения в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, в частности в п. 5 ст. 174 (п. 2 ст. 12 Закона № 134-ФЗ). С 1 января 2014 г. плательщики НДС (в т. ч. налоговые агенты) обязаны представлять декларацию по НДС только в электронной форме по установленному формату через оператора электронного документооборота.

Это положение распространяется и на лиц, освобожденных от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, и на налогоплательщиков, реализующих товары (работы, услуги), которые освобождены от налогообложения, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Льготы для учреждений культуры и искусства. Федеральным законом от 23.07.2013 № 215-ФЗ (далее – Закон № 215-ФЗ) внесены изменения в гл. 21, 25 НК РФ. Часть поправок направлена на снижение налоговой нагрузки для организаций сферы культуры и искусства (театров, музеев, библиотек, концертных организаций).

Так, с 1 октября 2013 г. в соответствии с дополнениями в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождены от обложения НДС услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства.

Налог на прибыль

Преференции учреждениям культуры и искусства. С 1 января 2014 г. вступили в силу изменения, предусматривающие преимущества для учреждений культуры и искусства при расчете налога на прибыль. Они также были внесены Законом № 215-ФЗ. Обратите внимание, что некоторые новации распространяются только на бюджетные учреждения.

Подпункт 6 п. 2 ст. 256 НК РФ дополнен положением, согласно которому стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд РФ, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.

Безусловно, это касается только приобретений, осуществленных за счет средств от приносящей доход деятельности, поскольку доходы и, соответственно, расходы, полученные (произведенные) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, не учитываются при определении налоговой базы в силу норм ст. 251 НК РФ.

Кроме того, театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, в соответствии с п. 7, внесенным в ст. 259 НК РФ Законом № 215-ФЗ, вправе не применять общий порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимости.

Расходы этих учреждений культуры и искусства по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода объектов в эксплуатацию.

Разумеется, если они произведены за счет средств от приносящей доход деятельности.

Поскольку такой порядок признания расходов – право налогоплательщика, его следует утвердить в учетной политике учреждения для целей налогообложения.

Поправки, внесенные в ст. 286, 289 НК РФ, позволяют театрам, музеям, библиотекам, концертным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, не исчислять и не уплачивать авансовые платежи, а налоговую декларацию представлять только по истечении налогового периода (календарного года).

Амортизируемое имущество. Законом № 215-ФЗ внесены изменения и дополнения в ст. 256, 257 НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2014 г. Они позволяют бюджетным и автономным учреждениям признавать в расходах амортизацию по имуществу, приобретенному (созданному) с использованием бюджетных средств целевого финансирования.

Напомним, что в целях гл. 25 НК РФ целевым финансированием признаются, в т. ч. субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям (подп. 14 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Согласно новой редакции подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом не признается только имущество, приобретенное за счет бюджетных средств целевого финансирования. В ранее действовавшей редакции говорилось об имуществе, приобретенном (созданном) с использованием таких средств, т. е. сюда подпадало имущество, приобретенное за счет нескольких источников финансового обеспечения.

Это означает, что теперь, если расходы на приобретение (создание) имущества осуществлялись частично за счет субсидий, а частично – за счет средств от приносящей доход деятельности, последние можно учесть в целях исчисления налога на прибыль через механизм амортизации. Ранее такой возможности законодательство не предоставляло.

Первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджета. Такое уточнение сделано в п. 1 ст. 257 НК РФ, определяющей порядок начисления амортизации.

Однако с внесением этих изменений появляются и новые вопросы: применяются ли указанные нормы к имуществу, которое уже принято к учету до 1 декабря 2013 г. (с учетом положений п. 4 ст. 259 НК РФ), или же они распространяются только на имущество, введенное в эксплуатацию после этой даты. Очевидно, надо ждать разъяснений Минфина России.

Также не урегулирован вопрос, признается ли в расходах амортизация имущества, приобретенного за счет приносящей доход деятельности или за счет нескольких источников, если это имущество используется в основной деятельности учреждения (письма Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-05/118, от 25.05.2011 № 03-03-06/4/52).

Положения подп. 1, 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не содержат ограничения, что в целях начисления амортизации имущество, приобретенное в рамках приносящей доход деятельности, должно использоваться исключительно в этой деятельности.

Следовательно, амортизация по имуществу, приобретенному (созданному) за счет приносящей доход деятельности и за счет субсидий, может признаваться в расходах (с учетом п. 1 ст. 257 НК РФ), если это имущество используется не только в приносящей доход деятельности.

Такой вывод позволяет сделать п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Важный нюанс

Законом № 215-ФЗ расширен перечень нематериальных активов для целей налогообложения прибыли. К ним с 1 января 2014 г. относится исключительное право на аудиовизуальные произведения (подп. 7 п. 3 ст. 257 НК РФ).

Налог на имущество

С 1 января 2014 г. Федеральным законом от 02.11.2013 № 307-ФЗ внесены изменения в гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ. В основном они касаются объектов недвижимости.

Пункт 2 ст. 372 НК РФ дополнен положением, согласно которому законы субъектов РФ могут устанавливать особенности расчета налоговой базы по отдельным объектам недвижимого имущества.

При этом в соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

Налоговая база по этим объектам определяется отдельно (п. 1 ст. 376 НК РФ).

Соответственно уточнен порядок расчета средней и среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. Эти показатели определяются без учета имущества, налоговая база по которому рассчитывается как его кадастровая стоимость (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Следует учесть!

Законом субъекта РФ по налогу на имущество организаций обычно предусматриваются льготы и преференции для бюджетных учреждений, медицинских, образовательных и научных организаций, в т. ч. в отношении объектов недвижимого имущества.

Глава 30 НК РФ дополнена ст. 378.2, которая устанавливает особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Согласно подп. 1–3 п. 1 этой статьи налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость недвижимого имущества в отношении:

  • административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  • нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Пунктом 2 ст. 378.2 НК РФ установлено, что решение об определении налоговой базы как кадастровой стоимости недвижимого имущества может быть принято законом субъекта РФ только после утверждения в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Статья 380 НК РФ дополнена п. 1.1, которым утверждены ставки налога в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.

Транспортный налог

В заключение коснемся поправок, внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 № 214-ФЗ в гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ. Этим документом внесены дополнения в ст. 362 НК РФ, согласно которым владельцы легковых автомобилей стоимостью более 3 млн руб. будут платить транспортный налог с учетом повышающих коэффициентов.

Важный нюанс

С 1 января 2014 г. сумма любого налога должна исчисляться в полных рублях: сумма менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля. Эта норма установлена новым п. 6 ст. 52 НК РФ, внесенным Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ. Ранее такое правило было установлено только в отношении НДФЛ (п. 4 ст. 225 НК РФ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль