Система cash management на службе у Казначейства

831
Термин Cash Management широко распространен за рубежом. Традиционно под ним понимается система банковских технологий по управлению финансовыми потоками корпоративного клиента. Соответственно, основные ее пользователи – коммерческие банки. Однако сегодня систему Cash Management как инновационный платежный инструмент начинает активно использовать Казначейство России. Для чего это нужно, рассказывает наш эксперт.

Что представляет собой система Cash Management?

Основными составляющими системы продуктов Cash Management являются: управление банковскими счетами, ликвидностью (управление остатком на банковских счетах), процентной ставкой; расчётно-кассовое обслуживание; информационные сервисы; электронный банкинг; карточные проекты – эквайринг (процедура, предусматривающая приём платёжных карт по расчётным операциям). А результатом её применения – ускорение оборачиваемости капитала за счёт консолидации средств в головной компании и эффективное управление ликвидной позицией.

Преимущества Cash Management становятся всё более очевидными, а такие характеристики решений, как единообразие, автоматизация, регулярность и полная прозрачность создают условия для её активного развития с целью улучшения качества обслуживания клиентов и совершенствования управления финансами.

Насколько новая технология соответствует казначейским функциям?

Исходя из передовой международной практики, современная модель казначейства имеет следующие задачи:

  • создание и функционирование органа, осуществляющего на централизованной основе обработку платежей, ведение бухгалтерского учёта исполнения федерального бюджета, составление бюджетной отчётности и финансовое управление средствами бюджета;
  • консолидация финансовых ресурсов бюджета на едином казначейском счёте (ЕКС) в Центральном банке РФ;
  • внедрение наиболее совершенных технологий осуществления операций в ходе исполнения федерального бюджета и их централизованный учёт;
  • внедрение процедур финансового планирования и управления наличными средствами.

…Cash Management, по сути, составляет основу деятельности Федерального казначейства…

С момента образования система Федерального казначейства постоянно развивается. Сегодня понятие единого казначейского счёта вышло за рамки кассового обслуживания исполнения бюджетов, распространяясь на сектор государственного управления. К клиентам казначейства относятся как участники бюджетного процесса, так и неучастники.

Расширение спектра клиентуры и операций, проводимых на лицевых счетах, развитие информационных технологий являются стимулом для дальнейшей оптимизации наших услуг.

В частности, мы стремимся к улучшению качества кассового обслуживания исполнения бюджетов, совершенствованию механизмов функционирования ЕКС, связанных с достижением цели управления ликвидностью (способность проведения кассовых выплат в полном объёме и в установленные сроки), а также сервисных возможностей, направленных на ускорение оборачиваемости бюджетных средств, интеграционные процессы в части формирования бюджетных ресурсов.

Cash Management, по сути, составляет основу деятельности Федерального казначейства. Конечной целью должна стать комплексная система управления финансово-бюджетными потоками, проходящими через ЕКС.

И все же казначейская и банковская деятельность отличаются друг от друга…

Различия казначейских и банковских направлений развития Cash Management, включая нормативно-правовое регулирование, определены их основными задачами: в условиях банковского сектора – это расширение спектра услуг и максимизация дохода, в условиях казначейства – повышение эффективности осуществления операций в секторе госуправления и бюджетной ликвидности.

При этом и банк, и казначейство заинтересованы в улучшении качественных характеристик сервисных услуг, разработке и внедрении современных инструментов.

Каковы основные направления развития Cash Management в системе Федерального казначейства?

Таких направлений несколько. Это консолидация средств на ЕКС, совершенствование механизмов управления свободными остатками бюджетных средств и процессов электронных сервисов; повышение оперативности платежей и качественных характеристик кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; минимизация наличного денежного обращения, а также развитие информационных систем и технологий (ИТ-системы), предназначенных для исполнения функций кассового обслуживания сектора госуправления.

В частности, предполагается максимальная концентрация средств госсектора на ЕКС, уменьшение объёмов государственных заимствований и процентных расходов, связанных с ними, увеличение доходов в рамках размещения временно свободных денежных средств при обеспечении необходимого наличия средств на едином счёте бюджета.

…операции по привлечению средств на ЕКС сравнимы с таким банковским продуктом, как система Cash Pooling…

В частности, предполагается максимальная концентрация средств госсектора на ЕКС, уменьшение объёмов государственных заимствований и процентных расходов, связанных с ними, увеличение доходов в рамках размещения временно свободных денежных средств при обеспечении необходимого наличия средств на едином счёте бюджета.

Для достижения этих целей требуется проведение ряда мероприятий: грамотное кассовое планирование (в первую очередь у ГРБС), осуществление активных операций на финансовом рынке, контроль процесса поступления и учёт всех средств, поступающих в государственную казну, обеспечение своевременных и полных бюджетных платежей.

При этом Федеральным казначейством уже достигнуты некоторые результаты. Создан новый механизм предоставления межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). Осуществляются операции таргетирования свободных остатков денежных средств.

Они заключаются в управлении размером ежедневного сальдо на ЕКС путем мониторинга обязательств Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов. Таргетирование неиспользованных остатков средств резервного фонда и т. д. осуществляется с целью извлечения дополнительного дохода за счёт проведения операций на финансовом рынке.

Операции по привлечению средств на ЕКС сравнимы с таким банковским продуктом, как система Cash Pooling.

Данная система представляет собой централизованное управление денежными потоками внутри группы. Иными словами, Cash Pooling – это система управления несколькими счетами, открытыми в банке, остатки на которых физически собираются на один счёт (cash concentration). Вместе с тем внедрение подобных коммерческих инструментов в сфере управления госфинансами требует детальной проработки, в т. ч. путем:

  • математического аппарата расчёта коэффициентов ликвидности;
  • трансформационных изменений в бюджетном учёте, связанных с обособлением отдельных балансовых позиций по рыночным механизмам;
  • доработок в планировании и прогнозировании, в частности внесением дополнений в кассовый план по указанным позициям;
  • разработки системы рисковых событий и их оценки.

Для этого нам нужно тщательно изучить опыт зарубежных коллег и банковских структур. Важно учитывать особенности существующего и перспективного развития функционала органов Федерального казначейства, в т. ч. внедрение проекта «Казначейство – банк», а также возможности программного продукта.

Только комплексный, объективный и научно обоснованный подход к решению новых задач позволит достигнуть положительного результата.

Какие современные электронные ресурсы использует Казначейство России?

Активно развивающиеся сайты для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru), о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru), официальные сайты Федерального казначейства и его территориальных управлений.

Планируется, кроме того, совершенствовать портал электронных расчётов населения c организациями сектора госуправления (pay.budget.gov.ru) посредством пластиковых карт, электронных кошельков, мобильных телефонов.

Также развивается государственная информационная система государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП). Федеральный портал ГИС ГМП является ключевым донором информации для сегментов сектора госуправления по поступлению бюджетных доходов в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Федеральное казначейство формирует современную клиентоориентированную сервисную модель организации платежей.

В рамках решения задачи обеспечения прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов казначейством разработана и внедрена аналитическая система мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов (КПЭ). Система содержит более 400 базовых, аналитических, стратегических и статистических показателей с возможностью их наглядного, динамического и сравнительного представления.

Таким образом, информационная и телекоммуникационная система органов Федерального казначейства (и её подсистемы) по масштабности, перечню учитываемых показателей, объёму баз данных, сложности архитектуры, многообразию внутренних связей и территориальной разветвленности могут быть отнесены к числу значимых государственных информационных систем, пользователями которых являются органы власти и управления всех уровней, хозяйствующие субъекты, субъекты бюджетного процесса, граждане.

Чтобы внедрить систему Сash Management, нужны новые информационные системы?

Безусловно, развитые ИТ-системы являются необходимым условием предоставления услуг Сash Management. Ряд таких систем у нас успешно работает.

К примеру, централизованный продукт ППО «Автоматизированная система Федерального казначейства» (АСФК), направленный на интеграцию учётной информации в рамках субъекта РФ, позволил не только провести ряд оптимизационных мероприятий в организационной структуре Федерального казначейства, но и значительно повысить прозрачность, качество информации, а также оперативность её предоставления внешним пользователям. Принципиально новым программным обеспечением стал портал АСФК для других участников бюджетного процесса (подсистема«СУФД-онлайн»). Он позволяет нашим клиентам осуществлять информационное взаимодействие с казначейскими органами в режиме реального времени (онлайн) с использованием сети Интернет.

Безусловно, функционал ППО АСФК и СУФД (система удаленного финансового документооборота) претерпевает изменения связанные с развитием нормативной базы, совершенствованием технологий. Характеристики ППО зависят от ряда факторов, в т. ч. от качества работы пилотных регионов, где тестируются отдельные технологические процедуры.

…Федеральное казначейство формирует клиентоориентированную сервисную модель организации платежей…

Например, УФК по Свердловской области в течение прошлого и текущего года принимает активное участие в одном из самых сложных проектов – закрытие финансового года. По предложениям нашего Управления был реализован ряд комплексных диагностических процедур базы данных, влияющих не только на отработку технологических процедур закрытия года, но и на снижение негативных операционных рисков.

Важными элементами, влияющими на эффективность ЕКС, являются оперативность и оборачиваемость бюджетных средств. Как будет совершенствоваться эта сфера?

Органы Федерального казначейства включены в состав ассоциированных участников системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП).

Внедрение системы БЭСП позволило осуществлять подкрепление счетов в режиме текущего операционного дня, минимизируя даже краткосрочное отвлечение средств с ЕКС, а также повышая оперативность выплат за счёт средств федерального бюджета.

В целях повышения эффективности управления платежами на ЕКС, а также оборачиваемости средств и снижения себестоимости и упрощения бюджетных расчётов платёжных операций к 2017 г. планируется открытие единого корреспондентского счёта для Федерального казначейства. Суть инновационных изменений заключается в централизации механизмов расчётов и организации кассового устройства исполнения бюджетов с целью сосредоточения счетов всех бюджетов бюджетной системы РФ, участников бюджетного процесса, бюджетных учреждений и иных клиентов только в Федеральном казначействе с открытием ему в Банке России одного счёта.

В конечном итоге планируется создание национальной платежной системы по осуществлению платежей сектора госуправления.

Какие методы по повышению качества кассового обслуживания исполнения бюджетов вы планируете использовать?

Основу продуктовой линейки Cash Management органов Федерального казначейства на текущий момент составляют услуги по учёту в разрезе кодов бюджетной классификации и контролю денежных потоков бюджетов. Вместе с тем развитие отдельных продуктов в части предоставления дополнительного казначейского сервиса клиентам можно сопоставить с некоторыми банковскими услугами. Например, нормативно-правовой базой регламентировано взыскание средств из бюджета должника в рамках перераспределения по счёту № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» в пользу бюджета кредитора (аналогичная схема планируется к применению по погашению задолженности по краткосрочным кредитам).

Представленные операции сопоставимы с банковскими услугами прямого дебетования (англ. Direct Debit). Они позволяют по поручению клиента банка дебетовать клиентский счет1. Подобный метод широко используется во многих странах (Великобритания, Израиль, Ирландия, Германия, Нидерланды, Япония, Австралия), хотя технологии проведения платежей в них различаются. В условиях российской казначейской системы указанный метод может также успешно развиваться.

…перспективным направлением является эмиссия платёжных корпоративных карт…

Среди последних новшеств в части улучшения качественных характеристик кассового обслуживания исполнения бюджетов можно также обозначить организацию работы органов Федерального казначейства по повышению оперативности предоставления клиентам, в т. ч. финансовым органам, выписок из лицевых счетов до 10.30 ч (данная работа успешно проведена в тестовом режиме в ряде регионов).

О минимизации наличного денежного обращения Минфин России говорит уже давно. Как эта задача будет реализована в казначействе?

В настоящее время разработана нормативная база, регулирующая проведение операций учреждений сектора госуправления с использованием платёжных корпоративных карт. Перспективным направлением является эмиссия указанных карт Федеральным казначейством на основе использования существующей инфраструктуры кредитных организаций для безналичной оплаты товаров (работ, услуг) подрядчикам при условии отсутствия комиссий по операциям торгового эквайринга для эмитента.

Каких-то реальных результатов по совершенствованию системы платежей вашему Управлению уже удалось достигнуть?

В качестве позитивного опыта можно отметить централизацию ведения бюджетного учета, составления отчётности и кассового обслуживания лицевых счетов бюджетов на уровне Управления с исключением из процесса территориальных отделов. За счет комплексной централизации достигнуто единообразие технологических процессов, оптимальный баланс нагрузки и численности территориальных отделов Управления.

В результате было обеспечено качество информации, повысилась оперативность её предоставления финансовым органам.

В конечном итоге, услуги Cash Management Федерального казначейства как комплексной системы управления финансово-бюджетными потоками, проходящими через ЕКС, направлены на повышение эффективности управления госфинансами, внедрение новых, активных механизмов управления операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета с целью повышения ликвидной позиции бюджетов и бюджетной устойчивости.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль