А был ли ремонт?

709
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Когда в нормативных актах отсутствуют определения тех или иных терминов, бухгалтерам приходится не сладко. Во-первых, могут возникнуть трудности при выборе кода КОСГУ, во-вторых, – конфликты с проверяющими структурами. Поскольку для доказательства своей правоты (почему объект учли так, а не иначе) нужно на что-то опираться. К примеру, много вопросов возникает при ремонте основных средств. Чем доказать, какие именно манипуляции с объектом произведены – ремонт, модернизация, дооборудование, реконструкция?.. Попробуем разобраться.

О чём написано в нормативных актах

Для начала рассмотрим, какие указания относительно ремонта содержат действующие нормативные правовые акты, регламентирующие порядок ведения бюджетного учёта в казённых учреждениях.

В Указаниях № 65н понятие «ремонт нефинансовых активов», приведённое в описательной части к подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, разъясняется следующим образом:

  • устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;
  • поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь объектов, пропускная способность и т. п.) на изначально предусмотренном уровне.

То есть образно выражаясь, ремонт – это когда основное средство: 1) работало, затем перестало работать, и его привели в рабочее состояние;
2) работало хорошо (быстро, экономно и т. д.), а потом стало работать плохо (медленно, с большим расходом материалов и т. д.), и сделали так, что оно снова стало работать хорошо.

В пункте 118 Инструкции № 157н указано, что запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря, относятся к прочим материальным запасам.

Пункт 23 Инструкции № 162н предписывает отражать операции по принятию к бюджетному учёту материальных запасов, остающихся в распоряжении учреждения по результатам проведения ремонтных работ, по кредиту счета 0 401 10 180 «Прочие доходы».

Более подробно остановимся на зданиях и сооружениях, поскольку в отношении данных объектов чаще всего возникают вопросы бухгалтеров.

Согласно нормам п. 45 Инструкции № 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учёту в соответствии с требованиями Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утверждённого постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (ОКОФ). Как указано во вводной части ОКОФ, в состав зданий входят:

  • система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании);
  • внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами;
  • внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;
  • внутренние телефонные и сигнализационные сети;
  • вентиляционные устройства общесанитарного назначения;
  • подъёмники и лифты.

Поскольку все перечисленные структурные элементы входят в состав здания, работы, производимые в отношении них, относятся к этому зданию, к примеру, ремонт канализации или установка дополнительных радиаторов отопления. Это же касается и ряда сооружений.

Пример 1

В состав автомобильной дороги входит: земляное полотно с укреплениями; верхнее покрытие; обстановка дороги (дорожные знаки и т. п.); другие сооружения – ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров.

Соответственно, ремонт светофора или установка дополнительных дорожных знаков – это работы в отношении дороги.

Если в действующих нормативно-правовых актах отсутствует определение какого-либо термина, учреждение (иной субъект учёта) вправе самостоятельно определить значение этого понятия для целей учёта и применения бюджетной классификации и закрепить его в своей учётной политике (п. 6 Инструкции № 157н).

Как определить вид работ

В отличие от ремонта для таких понятий, как «модернизация», «реконструкция», «дооборудование», определения в нормативных правовых актах, регламентирующих ведение бюджетного учёта, отсутствуют. Поэтому с целью обоснования решений, принимаемых в течение года, учреждению следует разработать их самостоятельно и закрепить в учётной политике.

Прежде всего необходимо обозначить границу между ремонтом и тремя указанными выше видами работ.

Пример 2

В рамках учётной политики учреждение определило следующее. Ремонт – это работы в отношении основного средства, первоначальной целью которых является восстановление работоспособности и/или первоначальных характеристик объекта. Если в результате выполнения ремонтных работ произошло улучшение каких-либо характеристик актива, всё равно следует считать работы ремонтом.

Кроме того, следует документально подтвердить, что было первоначальной целью работ с объектом. Для этого можно ввести в документооборот учреждения Служебную записку о ремонте основных средств. В ней сотрудник, ответственный за содержание объекта, сможет указать его наименование и инвентарный номер, описать, в чём состоит неисправность или ухудшение характеристик, изложить предложение по их устранению.

Наличие Служебной записки о ремонте основных средств позволит, в частности, при ревизионной проверке обосновать выбор кода КОСГУ для оплаты соответствующих работ.

Пример 3

В здании, которым учреждение пользуется на праве оперативного управления, в рамках одного договора были произведены работы по демонтажу старого лифта и монтажу нового, имеющего большую скорость и грузоподъёмность. Причина: старый лифт не прошёл очередное техническое освидетельствование. Работы по демонтажу оплачены за счёт подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, а по установке нового лифта, включая стоимость оборудования, – за счёт статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Новый лифт поставлен на баланс как самостоятельное основное средство.

Ошибка бухгалтера состояла в том, что при принятии решения о выборе кода бюджетной классификации, не было учтено, что лифт является частью здания. Следовательно, работы проводились в отношении здания как объекта основных средств. То есть был выполнен ремонт здания. Операции должны отражаться по коду 225 КОСГУ.

Чтобы весомо обосновать применение подстатьи 225, учреждению следует:

  • определить в учётной политике, что, даже если при ремонте некоторые характеристики основного средства улучшаются, признаком ремонта является необходимость восстановить характеристики объекта;
  • оформить Служебную записку о ремонте основных средств, где указать на необходимость замены лифта ввиду запрета на его эксплуатацию по причине неудовлетворительного технического состояния.

Различные виды работ, не являющиеся ремонтом, можно определить в учётной политике, к примеру, следующим образом: 1) модернизация – работы в отношении исправного основного средства, целью которых считается улучшение его характеристик, способом достижения цели является замена исправных узлов новыми узлами с более совершенными характеристиками;
2) дооборудование – работы в отношении исправного основного средства, целью которых считается улучшение его характеристик, способом достижения цели является установка дополнительных частей и узлов;
3) реконструкция – понятие применяется только к объектам капитального строительства и означает изменение параметров объекта, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), а также замена и (или) восстановление несущих конструкций объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций и (или) восстановления элементов.

Исходя из условий примера 3, бухгалтер может пояснить контролёрам, что замену лифта нельзя отнести ни к модернизации (потому что заменялась неисправная часть здания); ни к дооборудованию (новый лифт ставился не на пустое место, а взамен старого). Это так называемый метод исключения.

При определении понятия «реконструкция» автором за основу были взяты нормы п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ). Они чётко ограничивают круг работ, которые могут быть отнесены к реконструкции.

Пример 4

В здании, которым муниципальное учреждение пользуется на праве оперативного управления, была произведена замена шиферной крыши на металлочерепицу. Стоимость работ составила 700 000 руб. Учреждение приняло решение классифицировать эту работу как ремонт. Большая денежная сумма – 700 000 руб. – вызвала у работников контрольно-ревизионной службы желание отнести работы к категории реконструкции и применить статью 310 КОСГУ.

Но поскольку в учётной политике учреждения утверждены термины «реконструкция» и «ремонт», обосновать решение о выборе кода КОСГУ не составило проблем.

Что изменилось в здании в результате замены кровли? Количество этажей или общая площадь? Нет. Производилась ли замена несущих конструкций (стен, межэтажных перекрытий)? Нет. Следовательно, в соответствии с приведенным выше определением, это не было реконструкцией.

Но, даже если операция в отношении основного средства будет названа в первичных учётных документах как модернизация, реконструкция, дооборудование, это ещё не значит, что обязательно следует увеличивать стоимость объекта. В соответствии с положениями п. 27 Инструкции № 157н стоимость основного средства увеличивается только в том случае, если в результате работ по модернизации, дооборудованию, реконструкции произошло улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта.

Так как инструкциями по применению планов счетов не определено, что можно считать улучшением, а что нельзя, учреждение может самостоятельно принимать решение: увеличивать стоимость основного средства по результатам произведенных работ или нет (данную процедуру нужно закрепить в учётной политике). Если улучшение не произошло, то оплату производить за счёт статьи 310 КОСГУ нельзя, поскольку данная статья означает увеличение стоимости основных средств.

Таким образом, не всякая операция модернизации, дооборудования, реконструкции должна оплачиваться за счёт статьи 310 КОСГУ.

Что возразить ревизору

Рассмотрим, каким образом можно применить нормы законодательства в практической ситуации при отстаивании своего решения по выбору способов отражения операций перед контрольно-ревизионным органом.

Пример 5

В 2012 г. администрация городского округа произвела ремонтные работы в актовом зале в здании, где располагался орган местного самоуправления. Предмет муниципального контракта был обозначен как «ремонт актового зала». Общая стоимость работ составила 900 000 руб. Перечень работ согласно плану-графику включал в себя: отделочные работы; замену электропроводки и светильников; замену радиаторов отопления; установку системы вентиляции; изменение конфигурации пола.

Стоимость каждой из этих работ отдельно в документах не была калькулирована.

В Акте о приёмке выполненных работ (ф. КС-2) и Справке о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3) указана стоимость материалов и отдельных операций, в т. ч. пробивка штробы, прокладка кабеля, пробивка отверстий, установка деталей, шпатлёвка и т. д. Весь контракт был оплачен по подстатье 225 КОСГУ.

Исходя из условий примера 5, при контрольно-ревизионной проверке к учреждению могут возникнуть следующие нарекания.

Претензия 1. В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации оплата по контракту произведена по коду 225 КОСГУ и списана на финансовый результат. Следовало оплатить по коду 310 КОСГУ.

Возражение. Ревизорами не указаны пункт и статья нормативно-правового акта, положения которого были нарушены. Оплата по контракту произведена в соответствии с предметом договора «ремонт актового зала» и указанием о порядке применения подстатьи 225 КОСГУ, к которой отнесены в т. ч. ремонтные работы. Следовательно, нарушение отсутствует.

Претензия 2. Произведена оплата за работы по муниципальному контракту по подстатье 225 КОСГУ. В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ контракт следовало оплачивать по статье 310 КОСГУ, затраты отнести на увеличение стоимости здания.

Возражение. Согласно ст. 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности не имеет отношения к порядку применения бюджетной классификации РФ. В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства определена как увеличение этажности, площади, объёма, замена несущих конструкций. Ни одна из этих работ в рамках исполнения контракта не выполнялась. Следовательно, нарушение отсутствует.

Претензия 3. Контракт следовало отнести к статье 310 КОСГУ как модернизацию.

Возражение. Содержание понятия «модернизация» не регламентировано в инструкциях № 157н и № 162н, а также в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации. Следовательно, учреждение вправе самостоятельно решать, к какой категории относятся работы: к ремонту или к модернизации. В отношении муниципального контракта (в соответствии с учётной политикой учреждения) было принято решение считать работы ремонтом. Оплата произведена по подстатье 225 КОСГУ в соответствии с требованиями Указаний. Следовательно, нарушение отсутствует.

Претензия 4. В контракте надо было выделить стоимость работ по дооборудованию актового зала вентиляцией, расходы за вентиляцию оплатить отдельно по статье 310 КОСГУ и увеличить стоимость здания.

Возражение. В акте ревизионной проверки не указано наименование, статья (пункт) нормативно-правового акта, положения которого были нарушены учреждением. Действующее законодательство не определяет порядок выбора кода КОСГУ, когда в рамках одного договора выполняются различные по экономическому содержанию операции и полная стоимость отдельных работ подрядчиком не калькулирована. Следовательно, учреждение вправе самостоятельно решать вопрос о том, как выбирать код КОСГУ для смешанных договоров. В отношении контракта (согласно учётной политике) был выбран код 225 КОСГУ в соответствии с экономическим содержанием большего количества работ – ремонт.

Согласно нормам п. 27 Инструкции № 157н не любая операция модернизации увеличивает стоимость основного средства, а только та, которая привела к улучшению его нормативных показателей. При этом не определено, что следует считать улучшением. Следовательно, учреждение вправе самостоятельно решать, было улучшение или нет. В отношении контракта (согласно учётной политике) принято решение, что работы не улучшают нормативных показателей здания. Кроме того, оплата контракта, в т. ч. и выбор кода КОСГУ, прошла первичный бюджетный контроль в органах Федерального казначейства. Это также свидетельствует о правильном выборе кода КОСГУ. Таким образом, нарушение отсутствует.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль