Разработан новый порядок бюджетных инвестиций

971
 Жигалов Д.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Бюджетные инвестиции – особая форма субсидирования бюджетных и автономных учреждений: в данном случае речь идет не об обеспечении их собственных потребностей, а об увеличении государственной (муниципальной) собственности. При этом учреждения в соответствии с их организационно-правовым статусом самостоятельно несут ответственность по своим обязательствам. Чтобы установить единый и постоянный порядок предоставления бюджетных инвестиций, в Госдуму РФ несколько месяцев назад был внесен соответствующий законопроект.

Право есть – порядка нет

В статье 79 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) указывается на возможность предоставления бюджетным и автономным учреждениям бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций (далее – БИ) в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и субъектов РФ, а также муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства. Однако четкие законодательные правила (порядок) предоставления бюджетных инвестиций указанным типам учреждений до настоящего времени не установлены.

После принятия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ вопрос утверждения таких правил неоднократно обсуждался, однако два года подряд заканчивался на федеральном уровне принятием временного решения о предоставлении БИ в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета.

Запомнить

В 2013 г. на федеральном уровне был утвержден новый порядок предоставления бюджетных инвестиций, устанавливающий несколько способов финансового обеспечения капвложений в объекты бюджетных и автономных учреждений. Подготовлен Законопроект № 266899-6 о внесении изменений в БК РФ и отдельные законодательные акты РФ.

Действующее регулирование

Согласно положениям ст. 79 БК РФ решения о предоставлении БИ федеральным бюджетным и автономным учреждениям принимают: 1 Правительство РФ – для объектов капитальных вложений сметной стоимостью более 1,5 млрд руб., не включенных в государственные программы РФ; 2 главный распорядитель средств федерального бюджета, в чьем ведении находятся соответствующие федеральные госучреждения, в порядке, утвержденном Правительством РФ, – для объектов капвложений сметной стоимостью менее 1,5 млрд руб., не включенных в госпрограммы РФ.

На региональном и муниципальном уровне БИ бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться по решениям соответственно высшего исполнительного органа субъекта РФ и местной администрации в установленном ими порядке. При этом происходит соответствующее увеличение стоимости основных средств, закрепленных за этими учреждениями на праве оперативного управления.

Согласно Постановлению № 1204 (и продлившему его действие Постановлению № 1202) в 2011–2012 гг. при получении БИ в объекты капитального строительства федеральные бюджетные и автономные учреждения выступали в качестве получателей бюджетных средств (далее – ПБС).

А субсидиарную ответственность по их обязательствам в связи с исполнением контрактов в пределах предоставленных бюджетных инвестиций нес федеральный бюджет.

Но в соответствии с Гражданским кодексом РФ от имени публично-правовых образований (РФ, субъектов РФ и муниципалитетов) вправе действовать органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 120), а субсидиарная ответственность публично-правовых образований по обязательствам юридических лиц наступает исключительно в отношении казенных учреждений. Бюджетные и автономные учреждения самостоятельно несут ответственность по своим обязательствам и при размещении заказов заключают гражданско-правовые договоры от собственного имени. В соответствии с положениями ст. 84–86 БК РФ правом принимать расходные обязательства от имени РФ, субъектов РФ и муниципалитетов наделены исключительно органы государственной власти, местного самоуправления и казенные учреждения.

Запомнить

Общие для всех уровней власти законодательные правила предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям не установлены.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения, выступающие в гражданском обороте от собственного имени (как и государственные (муниципальные) предприятия), не вправе действовать от имени публично-правового образования (и выступать в качестве ПБС при предоставлении им бюджетных инвестиций).

В связи с этим на 2013 г. были установлены принципиально новые Правила осуществления за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации федеральных бюджетных и автономных учреждений (и федеральных государственных унитарных предприятий), утв. постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1456 (далее – Постановление № 1456).

Новый порядок предоставления БИ отличался от порядков, предусмотренных постановлениями № 1204 и № 1202, тем, что устанавливал несколько способов финансового обеспечения капитальных вложений в объекты федеральных бюджетных и автономных учреждений (а также унитарных предприятий).

При этом федеральные органы власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя данных учреждений, могли выбрать один из следующих способов предоставления БИ:

  • субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти – получателями средств федерального бюджета, предоставляющими такие субсидии, и учреждениями;
  • передача по решению Правительства РФ учреждениям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществления на безвозмездной основе своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органа власти госконтрактов.

Кроме того, Постановлением № 1456 было предусмотрено право органов власти принять решение об осуществлении учреждениями, в отношении которых они исполняют функции и полномочия учредителя, БИ в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, при строительстве (реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, и техническом перевооружении) или приобретении капитальных объектов.

Нормативный документ

Постановление № 1456, действующее в 2013 г., устанавливает два основных способа предоставления БИ федеральным бюджетным и автономным учреждениям. Первый – субсидия на осуществление капитальных вложений (в дополнение к субсидиям на финансовое обеспечение выполнения задания и субсидиями на иные цели).

Второй – передача учреждениям полномочий их учредителей при осуществлении капитальных вложений (по аналогии с передачей полномочий от одного уровня публичной власти другому уровню).

Указанные способы предоставления БИ предполагается закрепить в БК РФ и, таким образом, сделать их общими и обязательными для всех уровней публичной власти.

Последний способ (предоставление инвестиций в порядке, предусмотренном для ПБС) с учетом особенностей правового статуса бюджетных и автономных учреждений является временным (переходным). Он в соответствии с подп. «в» п. 3 Постановления № 1456, может применяться только при соблюдении учреждениями условий:

  • ведение бюджетного учета, составление и представление годовой, квартальной и месячной бухгалтерской (финансовой) отчетности об исполнении федерального бюджета по операциям, связанным с использованием БИ, в порядке, установленном Минфином России для ПБС;
  • обеспечение организациями при заключении госконтрактов после 1 января 2013 г. включения в них следующих условий, позволяющих реализовать с 1 января 2014 г. соответствующие способы финансового обеспечения БИ (капитальных вложений), предусмотренные законодательством РФ, с внесением необходимых изменений в реестр контрактов:
    • при предоставлении организации субсидии на осуществление капитальных вложений – замена стороны договора – РФ на ор ганизацию, изменение вида договора – госконтракта на контракт, а также замена реквизитов единого счета федерального бюджета органа Федерального казначейства (далее – ОФК) и лицевого счета ПБС на счет ОФК, на котором учитываются операции со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, и лицевой счет организации;
    • при передаче организации органом власти своих полномочий госзаказчика – замена его наименования – организации на орган власти, а также замена реквизитов лицевого счета ПБС, открытого организации, на реквизиты лицевого счета ПБС, открытого органу власти.

Грядущие изменения

Законопроект № 266899-6 создает правовую основу для предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям (а также государственным (муниципальным) унитарным предприятиям) одним из следующих способов: 1 предоставление организациям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями между органами власти – получателями средств федерального бюджета, предоставляющими такие субсидии, и организациями;
2 передача органами власти организациям на основании соглашений осуществления на безвозмездной основе полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органа власти государственных контрактов (далее – передача полномочий);
3 строительство (реконструкция, техническое перевооружение) объектов капитальных вложений либо приобретение объектов недвижимого имущества органами власти и последующая передача их в оперативное управление бюджетным (автономным) учреждениям.

Результатом предоставления БИ, вне зависимости от выбранного способа, является увеличение государственной собственности РФ, субъекта РФ (муниципальной собственности муниципального образования). При этом каждый способ финансирования капитальных вложений имеет свои особенности, связанные с применяемыми финансовыми инструментами и условиями заключаемых соглашений.

Субсидии на капвложения

Законопроект № 266899-6 дополняет БК РФ ст. 78.2, предусматривающей новый вид субсидий, которые могут быть предоставлены бюджетным и автономным учреждениям1 (а также государственным и муниципальным унитарным предприятиям). Это субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности.

Решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений будут приниматься в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Запомнить

Субсидии на осуществление капвложений будут предоставляться по решению соответствующего уровня публичной власти с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у учреждений.

При этом обязательным условием предоставления таких субсидий является заключение соглашения между ПБС, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением (государственным (муниципальным) унитарным предприятием).

Указанное соглашение должно заключаться в отношении каждого объекта капитального строительства (объекта недвижимости) и содержать следующие обязательные положения:

  • описание предмета соглашения, включающее наименование объекта капстроительства (объекта недвижимости), его мощность, сроки строительства (приобретения), сметную стоимость либо предполагаемую (предельную) стоимость (стоимость приобретения), а также общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения;
  • права и обязанности сторон соглашения и порядок их взаимодействия;
  • осуществление автономными учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями закупок в рамках использования средств предоставленных бюджетных инвестиций в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);
  • положения, устанавливающие обязанность автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий по открытию лицевых счетов в ОФК (финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований) для учета операций по получению и использованию субсидий;
  • сроки (порядок их определения) перечисления субсидий, положения, устанавливающие обязанность их перечисления на лицевые счета;
  • положения, устанавливающие право ПБС, предоставляющих субсидии, и органов государственного (муниципального) финансового контроля на проведение проверок соблюдения бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями условий, установленных соглашениями;
  • порядок возврата бюджетными и автономными учреждениями (государственными (муниципальными) унитарными предприятиями) средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года ранее перечисленной им субсидии в случае отсутствия принятого решения ПБС, ее предоставляющего, о наличии соответствующей потребности;
  • порядок возврата сумм, использованных бюджетными и автономными учреждениями (государственными (муниципальными) унитарными предприятиями), в случае установления по результатам проверок фактов нарушения ими целей и условий, определенных соглашениями;
  • порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий;
  • случаи и порядок внесения изменений в соглашения, в т. ч. при уменьшении ПБС ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, а также случаи и порядок досрочного прекращения соглашений.

Комитетом одобрено

В заключении Комитета по бюджету и налогам от 10.06.2013 № 85/3 «По проекту Федерального закона № 266899-6 “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций”» обращается внимание на необходимость согласования положений ст. 69 и 69.1 БК РФ, определяющих понятия «бюджетные ассигнования» и «бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)», с положениями рассматриваемого законопроекта, поскольку в действующей редакции указанных статей к бюджетным ассигнованиям не отнесены ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимости.

Комитет отмечает, что принятие законопроекта позволит создать в рамках сложившегося законодательства условия осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, с учетом особенностей правового положения государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Передача полномочий

Альтернативным способом предоставить БИ бюджетным или автономным учреждениям является передача соответствующим организациям полномочий госзаказчика от лица органов власти при осуществлении капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений, включая форму соглашения в отношении объектов госсобственности РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности будут устанавливаться соответственно Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований.

Запомнить

Расходование средств субсидии на осуществление капитальных вложений должно будет осуществляться в соответствии с процедурами размещения заказов, установленными Законом № 44-ФЗ, не только бюджетными, но и автономными учреждениями. Логика законодателя очевидна – поскольку субсидии на осуществление капвложений предоставляются на увеличение стоимости, т. е. на создание или приобретение государственного (муниципального) имущества, то и расходоваться эти средства должны по тем же правилам, по которым органы публичной власти осуществляют закупки для государственных и муниципальных нужд.

Как и в случае с субсидиями на осуществление капвложений, соглашения о передаче полномочий должны будут содержать ряд обязательных условий, в частности:

  • положения, устанавливающие права и обязанности бюджетных и автономных учреждений по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования в лице органов, исполняющих функции и полномочия их учредителей, государственных (муниципальных) контрактов;
  • ответственность учреждений за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;
  • положения, устанавливающие права органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей – получателей БИ, и органов государственного (муниципального) финансового контроля на проведение проверок соблюдения учреждениями условий заключенных соглашений;
  • положения, устанавливающие обязанность учреждений по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности как ПБС – по операциям, связанным с использованием БИ.

Судьба документа

Законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций» согласован по основным позициям и 19 июня 2013 г. был принят Госдумой в первом чтении.

Другие варианты

Наконец органы публичной власти вправе сами осуществлять капитальные вложения в увеличение стоимости основных средств – путем строительства (реконструкции, технического перевооружения) капитальных объектов либо посредством приобретения объектов недвижимого имущества – с последующей передачей в оперативное управление бюджетным (автономным) учреждениям. Иными словами, органы власти могут построить (отремонтировать, приобрести) недвижимость и затем закрепить его за учреждением. Такой способ увеличения стоимости основных средств будет, вероятно, наиболее приемлем для небольших муниципальных образований.

Запомнить

Соглашения о передаче полномочий будут являться основанием для открытия учредителям в ОФК (финорганах субъектов РФ и муниципальных образований) лицевых счетов ПБС по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в форме капвложений.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль