Музей как туристический объект

1512
В последнее время работники музеев все чаще сталкиваются с проблемой снижения спроса на свои услуги (эта касается и основных, и временных экспозиций). Данная тенденция связана в т. ч. с такими факторами, как доступность любой информации в Интернете, возможность совершать путешествия и осматривать зарубежные достопримечательности при относительно низкой стоимости туров. Имеет значение и способность музеев адаптироваться к современным рыночным условиям и предлагать потребителям востребованные услуги. В данной статье представим опыт историко-культурного заповедника «Аркаим»: как включить музей в туристическую инфраструктуру. И тем самым заработать дополнительные денежные средства.

Перестройка под потребности

Обычные провинциальные краеведческие музеи все больше становятся своеобразным придатком к системе образования. Такие музеи в обязательном порядке посещают многочисленные школьные группы.

Музеи подстраиваются под своих несовершеннолетних посетителей и предлагают целые списки экскурсий, лекций и игровых занятий, плотно увязанных со школьной программой.

При этом взрослый посетитель остается «за бортом», поскольку работники музея считают, что культурный человек придет и так, а прочих вовсе не стоит считать целевой аудиторией музея. Для того чтобы привлечь в музей взрослого посетителя, сделать учреждение полноценным туристическим объектом, а не частью обязательной школьной программы, необходимо осознать ряд важных вещей: 1 музей существует не в вакууме, не сам по себе. Его посещение – лишь элемент туристического пакета, включающего, помимо всего прочего, размещение в гостинице, хорошее питание, комфортабельный автобус, внимательного и знающего гида;
2 если музей действительно стремится стать частью хороших туристических маршрутов и увеличить поток туристов, то необходимо пересмотреть внутримузейную табель о рангах и отношение к посетителю.

С кем сталкивается турист в музее? Как правило, он встречает рядовых сотрудников: работника гардероба, кассира, смотрителей залов (билетеров) и экскурсоводов. От них зависит, какое впечатление произведет на посетителя музей.

Нормативный документ

Согласно ст. 26.1 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей-заповедник вправе осуществлять:

  • деятельность, направленную на сохранение в границах своей территории исторически сложившихся видов деятельности (в т. ч. поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел;
  • экскурсионное обслуживание и предоставлять информационные услуги;
  • деятельность по содержанию и эксплуатации объектов инфраструктуры (в т. ч. зданий, жилых и нежилых помещений), транспортных средств, необходимых для обеспечения доступа граждан к предоставленным музею объектам культурного наследия, осуществления экскурсионного обслуживания, создания условий для туристской деятельности.

А также создавать условия для туристской деятельности; проводить природоохранные мероприятия.

Обычно музей гордится своими фондовыми и научными работниками.

Они демонстрируют значимость музея, но, к сожалению, о них за редким исключением знает только профессиональное сообщество, в которое не входит рядовой посетитель.

Зачастую в музеях обзорную экскурсию проводят рядовые экскурсоводы; лекции и экскурсии более узкой направленности читает научный сотрудник, в большинстве случаев принципиально игнорирующий методики, привлекающие внимание посетителя к излагаемому материалу. Более того, даты и часы проведения этих лекций не согласовываются заранее, а даже обычное экскурсионное обслуживание нуждается в предварительной договоренности. Эту систему невозможно вписать в туристическую индустрию, требующую четкости.

Менеджерам туристических фирм сложно договариваться с музейными работниками еще и в силу неопределенности полномочий и сферы ответственности последних. А если менеджеры не смогут договориться, то они автоматически исключат музей из туристического маршрута. Следовательно, система музейной работы требует трансформации.

Запомнить

Исторические места (самобытность) и яркие события (в т. ч. интерактивные программы) привлекают туристов даже при условии слаборазвитой инфраструктуры гостеприимства музея.

Включение в туриндустрию

Можно пошагово определить действия музея для превращения его в часть туристической индустрии. Эти шаги имеет смысл условно разделить на внутренние и внешние.

Бесполезно выходить на внешний рынок и налаживать работу с туристическими фирмами, если в музее не отлажена внутренняя система приема обычного посетителя.

Некоторые из этих шагов могут показаться смешными и очевидными, но редкий музей их реализует.

Внутренние шаги: 1 Создать вывеску. Как театр начинается с вешалки, так и музей начинается с вывески. Доходит до смешного: посетители не могут обнаружить вход! Чтобы избежать такой ситуации, над входом должна быть расположена четкая вывеска с крупными буквами, а вокруг музея – указатели, показывающие, где этот вход расположен.
2 Создать понятную для посетителя навигацию внутри музея. Посетитель не должен блуждать, часами искать гардероб, буфет, вход на основную экспозицию или на временные выставки. Везде должны быть указатели, пояснения, вывески, написанные крупными буквами.
3 Проинструктировать смотрителей залов. Смотрители в музеях обычно воспринимают посетителей как потенциальных вредителей, поэтому целесообразно будет разработать и провести ряд тренингов, призванных переломить подобное отношение или рассмотреть вариант со сменой персонала. Смотритель должен воспринимать себя как помощника посетителя, всегда готового проконсультировать туриста по вопросам работы музея и особенностям экспозиции.

Запомнить

Любой штатный экскурсовод должен быть способен провести экскурсию или лекцию из стандартного пакета. Нет необходимости привлекать для этого научных сотрудников.

4 Пересмотреть экскурсионную программу. Необходимо составить общий список всех экскурсий, лекций и программ, которые были разработаны в музее.

Как показывает практика, в каждом музее можно насчитать десятки подобных тематических экскурсий. Методисту следует внимательно изучить этот список, вычеркнуть из него наименее интересное, специфическое, профессиональное и сформировать стандартный пакет экскурсионных программ.

Затем по каждой лекции, экскурсии, программе методист, научные сотрудники и экскурсоводы создают папку с контрольным и индивидуальными текстами, а также с материалами к экскурсиям. Эти папки раздаются экскурсоводам для изучения и подготовки.

5 Модифицировать кассы. Кассир должен быть консультантом, способным грамотно анонсировать различные экскурсионные и лекционные программы. Если он не может сделать этого самостоятельно, можно разработать и выдать ему соответствующие анонсы в письменной форме. На кассе должен быть опубликован список стандартных экскурсионных программ. Чем больше их будет, тем чаще турист будет возвращаться в музей.

6 Пересмотреть штат музея. Необходимо ввести отдельную должность координатора, который будет отвечать на вопросы посетителей по телефону и в Интернете, а также будет наделен полномочиями по работе с туристическими фирмами. Он же должен составлять график посещения музея крупными группами, принимать бронь на их обслуживание и координировать нагрузку экскурсоводов.

В идеале этот сотрудник должен трудиться по ненормированному графику и обладать служебным сотовым телефоном.

7 Выпустить буклеты, в которых будут перечислены стандартные экскурсионные программы и указаны координаты музея.

8 Создать и постоянно поддерживать интернет-сайт, позиционирующий музей как интересное и удобное место для проведения досуга.

9 Модифицировать координаты музея. В буклетах и на сайте обязательно должны быть указаны: адрес учреждения, схема проезда, телефон (стационарный и сотовый), корпоративный электронный ящик, ICQ, Skype, странички в социальных сетях. Эти контакты должны быть «живыми»: необходим человек, который будет регулярно отвечать на вопросы абонентов, осуществлять исходящие звонки, писать письма, давать разъяснения.

Если физическое лицо или турфирма хочет сделать заказ на обслуживание, то по первому же указанному музеем телефону в любое время клиент должен попасть на компетентного, готового помочь ему человека, а не на сек ретаря директора или случайно забредшего в кабинет сотрудника.

После того как определен координатор, налажена связь музея с внешним миром, можно приступать к внешним шагам, т. е. к сотрудничеству со сторонними организациями.

Внешние шаги не столь однозначны, как внутренние. Здесь возможны различные варианты: 1 Самостоятельное привлечение туристов вплоть до создания туристической фирмы при музее.
2 Привлечением туристов в музей занимаются сторонние туристические фирмы, с которыми поддерживаются регулярные контакты.
3 Комбинация из самостоятельного привлечения и работы с туристическими фирмами.

Например, заповедник «Аркаим» в своей деятельности придерживается третьего варианта. Однако нужно учитывать, что реализация этих вариантов зависит от месторасположения конкретного музея. Одни музеи находятся в городах с развитой инфраструктурой, другие – под открытым небом, рядом с ними нет никаких дополнительных объектов, и в этом случае они вынуждены сами озаботиться их созданием. Поскольку заповедник «Аркаим» расположен вдали от крупных городов, то он так или иначе вынужден был самостоятельно обзаводиться необходимой инфраструктурой.

Рассмотрим варианты привлечения туристов более подробно.

Самостоятельный городской музей

Городской музей находится в наиболее выигрышном положении, поскольку может использовать готовые инфраструктурные объекты, причем для этого не обязательно заключать с ними договоры. Необходимо провести тщательный мониторинг городских гостиниц и точек общественного питания и выбрать наиболее удобные для туристов, учитывая близость их расположения к музею. Кроме того, музей может сдавать в аренду частному предпринимателю часть своих площадей под точку общественного питания и под продажу сувениров.

Запомнить

Сотрудничество с туристическими фирмами станет возможным, только когда в музее появится отдельное лицо, с которым они смогут вести переговоры.

При самостоятельном привлечении туристов можно сформировать целую программу пребывания человека в городе, включающую не только поход в музей, но и обзорную экскурсию по мегаполису, а также вечерний досуг (посещение клубов, театров).

Музей может поставить себе задачу ознакомить посетителя с городом в целом и предложить для этого конкретные экскурсионные маршруты.

В случае удобного месторасположения музея эти маршруты можно сделать пешеходными и включить в них прогулку по центру города. В программу также необходимо включить координаты отобранных музеем точек общественного питания и гостиниц. Места в гостиницах туристы бронируют самостоятельно, а далее могут путешествовать в сопровождении экскурсовода.

При этом варианте возможен заказ автобуса для крупной группы – тогда транспортные расходы включаются в стоимость экскурсионного обслуживания.

Запомнить

Музею с небольшим коллективом сотрудников гораздо выгоднее выбрать арендатора и заключить с ним кратковременный договор, чем самостоятельно заниматься обеспечением функционирования кафе или киоска с сувенирами.

Работа с турфирмами

Для организации работы с туристическими фирмами руководству музея необходимо: 1 провести мониторинг турфирм, работающих в городе;
2 тщательно изучить маршруты, которые предлагает каждая из них;
3 сформировать коммерческое предложение с перечнем своих услуг (услугой должно являться именно экскурсионное и консультационное обслуживание);
4 лично встретиться с руководством каждой из турфирм и ознакомить его и менеджеров со всеми экскурсионными маршрутами. При этом важно предложить готовое решение, подсказывающее, как включить услуги музея в уже разработанные фирмой продукты;
5 самое важное – выяснить, кто в каждой туристической фирме является ответственным за реализацию интересующих музей туристских маршрутов, и регулярно поддерживать отношения с этим человеком.

При работе с турфирмами не обязательно заключать договор.

Пример 1

В заповеднике «Аркаим» взаимодействие происходит следующим образом. Представитель туристической фирмы звонит координатору (диспетчеру, составляющему расписание экскурсий) и оставляет заявку, в которой указывает, сколько человек, какого числа и в котором часу будут в заповеднике, а также кто будет их сопровождать.

Вместе с координатором они составляют программу пребывания группы в заповеднике и отмечают в ней те экскурсии, которые посетит группа. Причем оговаривается не только дата, но и время начала каждой экскурсии.

Затем диспетчер составляет расписание экскурсионных маршрутов на день с учетом принятых заказов и распределяет нагрузку среди экскурсоводов. Плата за бронирование экскурсий не взимается. Конечно, бывают ситуации, когда группа не подъезжает в указанное время. Если это единичный случай, то заповедник не предпринимает никаких мер: действительно, возможны различные форс-мажорные обстоятельства, а наладить регулярные отношения с турфирмой не так просто. Но если фирма регулярно бронирует экскурсии и не привозит группу, то диспетчер вносит ее в черный список и впредь не принимает бронь от ее представителей. Добросовестность турфирмы для заповедника выражается только в том, что ее представители соблюдают устные договоренности с диспетчером. Заключать письменный договор не имеет смысла, поскольку, как правило, менеджер турфирмы делает заказ на группу, которую только начал набирать, он бронирует экскурсию на максимально возможное количество человек, но не гарантирует, что оно действительно будет набрано. Это нормальная рабочая ситуация, не требующая каких-либо дополнительных гарантий.

При подобном методе работы и заповедник, и турфирма заинтересованы в максимальном размере группы и отсутствии накладок при ее обслуживании. Всеми вопросами, связанными с оплатой экскурсий, занимается представитель турфирмы, сопровождающий группу. Стоимость экскурсии может включаться в оплату путевки, а может вноситься дополнительно на месте.

Для диспетчера заповедника нет разницы в способе оплаты. Часть экскурсий оплачивается по безналичному расчету. В этом случае предварительная договоренность об экскурсиях также осуществляется через координатора, а представитель турфирмы предъявляет платежное поручение.

Запомнить

Плюсом работы с туристическими фирмами является то, что они сами заботятся о расселении, передвижении и питании туристов.

Эффективность сотрудничества с турфирмами можно измерить, подсчитав совокупный доход, который каждая конкретная фирма принесла музею. Сделать это можно с помощью создания базы данных. В музее-заповеднике «Аркаим» подобная база данных введена в работу с 1 мая 2012 г.

Музей под открытым небом

Если музей расположен в отдалении от крупных населенных пунктов, то ему предстоит самостоятельно создавать объекты инфраструктуры.

Пример 2

Заповедник «Аркаим» обладает собственной гостиничной базой. Она представляет собой вагончики и домики с удобствами на улице. Заповедник занимается строительством туалетов и душевых, уборкой мусора, вывозом отходов, обладает собственным зданием столовой, сувенирного киоска, в которых размещаются арендаторы.

Арендаторы оплачивают аренду занимаемых площадей, а заповедник, в свою очередь, предлагает своим посетителям дополнительные услуги, перечень которых содержится в рекламных буклетах и сети Интернет. Заповедник формирует пакет туристических услуг, в который входит экскурсионное обслуживание, проживание, питание. Работает диспетчер, который занимается бронированием мест для расселения, происходящим по той же схеме, что и бронирование экскурсионных маршрутов. Кроме того, представители заповедника регулярно созваниваются с транспортными предприятиями, осуществляющими перевозки, и информируют посетителей об изменениях в их работе.

Конечно, все это требует найма дополнительного штата работников: горничных, дворников, прачек, водителей для вывоза отходов, работников ресепшен и пр. Одна проблема тянет за собой другую: необходима покупка техники, моющих средств, периодическая замена мебели, белья, соответственно менеджер, ответственный за закупки и наем специалистов.

Согласно бюджетному законодательству музей должен заниматься только своей уставной деятельностью: формированием и обслуживанием экспозиции, сбором и хранением экспонатов. Всю остальную работу целесообразно отдавать на аутсорсинг, подбирая удовлетворяющих музейным запросам партнеров.

Вывод

Для превращения музея в полноценный туристический объект необходимо наладить сотрудничество с туристическими фирмами, использовать и активно рекламировать готовые объекты инфраструктуры, являющиеся внешними партнерами музея. Залогом успеха при этом является четкое разделение полномочий среди сотрудников музея, занимающихся привлечением туристов, формирование зоны ответственности каждого из них, а также грамотное построение отношений с внешними партнерами.

Музеи бывают разные

Государственные музеи-заповедники различаются:

  • по доминирующей музейной функции: исторические (военно-исторические), мемориальные, архитектурно-художественные, этнографические, археологические;
  • по правовому статусу занимаемой территории: имеющие установленные границы территории музея-заповедника; имеющие установленные границы территории памятников истории и культуры, находящихся в оперативном управлении музея-заповедника, и установленные границы охранных зон памятников;
  • по отношению к земле и другим территориальным ресурсам: имеющие монопольное право юридического лица на пользование земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами или обладающие этим правом совместно с другими юридическими и физическими лицами;
  • по отношению к комплексам и объектам культурного и природного наследия: имеющие в своем составе историко-культурные и природные комплексы и объекты или только историко-культурные комплексы и объекты.
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×