Пенсионные проверки

800
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Все без исключения организации, в которых трудится хотя бы один сотрудник, признаются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Порядок их исчисления и уплаты контролируется специалистами фонда. В случае подозрений, что с расчетом взносов в организации не все чисто, они могут прийти с проверкой. Расскажем, к чему при этом должно быть готово учреждение.

План проверок

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) Пенсионный фонд РФ осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Специалисты фонда проводят проверки в соответствии с определенным порядком. Он описан в Законе № 212-ФЗ и в Методических рекомендациях по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утв. распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34р (далее – Методические указания).

Проверки плательщиков взносов территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС РФ проводят совместно на основании ежегодных планов (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

В план проверок различные организации попадают не случайно. Вероятность того, что однажды на пороге появятся контролеры, увеличивается, если организация (письмо Пенсионного фонда РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010; п. 2.1 Методических рекомендаций):

  • представит в указанные фонды разное количество расчетов;
  • финансирует часть расходов за счет средств ФСС РФ (в частности, на выплату больничных, пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком);
  • несвоевременно сдает индивидуальные сведения. Напомним, что они представляются не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»);
  • выплачивает суммы, не облагаемые страховыми взносами. Они перечислены в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Шансы попасть под проверку возрастают, если вопрос о начислении взносов на те или иные вознаграждения является спорным. Это, например, компенсация расходов в командировке, материальная помощь, предоставление бесплатного питания сотрудникам и др.;

применяет пониженные тарифы страховых взносов (например, часть деятельности переведена на ЕНВД); не представит пояснения по противоречиям, выявленным в отчетности по результатам камеральной проверки, или доводы организации окажутся неубедительными; имеет задолженность по взносам свыше двух отчетных периодов подряд; уменьшает суммы начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности застрахованных; неоднократно представляет уточненные расчеты; участвует в схемах по уклонению от уплаты взносов.

Как видно, чтобы предсказать визит проверяющих, бухгалтеру не обязательно быть пророком. Достаточно сопоставить приведенный перечень с реальным положением дел в организации.

Запомнить

Проводить выездные проверки плательщиков взносов разрешено не чаще одного раза в три года. При этом проверки, проведенные в отношении обособленных подразделений (имеющих отдельный баланс, счет и начисляющих вознаграждения в пользу физических лиц), здесь не учитываются (ч. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ, п. 2.1 Методических рекомендаций).

План-график проверок на следующий год формируется в IV квартале предыдущего. Плательщикам взносов он не сообщается.

Какие документы могут заинтересовать проверяющих

Согласно п. 7.4 Методических рекомендаций (и приложению 1 к ним) проверяющие из Пенсионного фонда РФ могут потребовать учреждение предоставить: учредительные документы; действующие лицензии; учетную политику; расчеты по начисленным и уплаченным взносам (форма РСВ-1 ПФР); бухгалтерскую отчетность и учетные документы; карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов (форма карточки приведена в письме Пенсионного фонда РФ от 26.01.2010 № АД-30-24/691, ФСС РФ от 14.01.2010 № 02-03-08/08-56П); гражданско-правовые, коллективные и трудовые договоры и допсоглашения к ним; приказы, распоряжения и иные распорядительные документы; трудовые книжки; сведения о численности, заработной плате и движении работников (форма № П-4); первичные документы по учету кадров (формы № Т-1, № Т-8); банковские и кассовые документы; документы по подотчетным суммам; налоговый регистр по учету НДФЛ (обычно составляется на основе формы № 1-НДФЛ); справку о доходах физических лиц (форма № 2-НДФЛ).

Основания для проверки

Основанием для проведения проверки будет решение руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения Пенсионного фонда РФ (ч. 1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ, п. 3.1 Методических рекомендаций). Оно составляется в двух экземплярах, один из которых позднее вручается проверяемой организации (п. 3.5 Методических рекомендаций).

Одновременно с передачей решения специалисты фонда могут затребовать «необходимые для проверки документы». На это указано в ч. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ и п. 3.7 Методических рекомендаций. При этом соблюдаются следующие требования (ч. 2.1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ):

  • если документы составлены на бумаге, необходимо представить проверяющим их копии. Сделать это можно лично, через представителя или по почте. Имейте в виду: копии должны быть заверены подписью ответственного лица и печатью организации;
  • если документы составлены в электронном виде, они передаются в Пенсионный фонд РФ по телекоммуникационным каналам связи.

Срок представления документов – 10 дней с даты вручения соответствующего требования (ч. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Запомнить

За просрочку или отказ от представления документов при проверках Законом № 212-ФЗ предусмотрен штраф – 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48).

Санкции для нарушителей

Если организация будет признана нарушителем по пенсионным отчислениям, ей направят требование об уплате недоимки, пеней и штрафа (ч. 14 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). На его добровольное исполнение у учреждения есть 10 дней (ч. 3 ст. 22 Закона № 212-ФЗ). В требовании должны быть указаны (со ссылками на нормы Закона № 212-ФЗ) сведения:
  • о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления требования;
  • сроке уплаты причитающейся суммы;
  • сроке исполнения требования;
  • мерах по взысканию, которые применяются в случае неисполнения требования;
  • об основаниях взыскания.

Если информация в требовании будет неполной (например, не будет указан период возникновения или размер недоимки) у учреждения появляется шанс признать его недействительным (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.10.2012 по делу № А19-390/2012, ФАС Московского округа от 25.05.2012 по делу № А41-20729/11, ФАС Поволжского округа от 20.02.2012 по делу № А55-9362/2011).

Взаимодействие с налоговиками

Наряду со сведениями, содержащимися в представленных документах, проверяющие Пенсионного фонда могут воспользоваться информацией, которую они получают от налоговиков.

Порядок предоставления такой информации описан в Соглашении по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ (ФНС России № ММВ-27-2/5, ПФР № АД-30-33/04сог от 22.02.2011).

На федеральном уровне в Пенсионный фонд РФ попадает вся информация о налоговых агентах, от которых физические лица получили доход. Эти данные фонд получает ежегодно не позднее 10 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На региональном уровне среди прочего налоговики предоставляют органам Пенсионного фонда РФ информацию об организациях, имеющих право применять пониженные тарифы взносов (например, перешедших на уплату ЕНВД).

Запомнить

Руководитель (заместитель руководителя) отделения Пенсионного фонда РФ обязан известить организацию о времени и месте рассмотрения материалов проверки (ч. 2 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Если он этого не сделает, то итоговое решение по проверке суд, скорее всего, признает незаконным (постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.05.2013 № Ф03-1820/2013 по делу № А59-4790/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.03.2013 № А19-15120/2012, ФАС Поволжского округа от 22.01.2013 по делу № А06-657/2012, ФАС Уральского округа от 11.01.2013 № Ф09-12799/12 по делу № А60-26122/2012). Неявка извещенного представителя организации не будет препятствием к рассмотрению материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Проверяемый период

Специалисты фонда могут проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки (ч. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

В Методических рекомендациях уточнено, что проверяемый период рекомендуется определять исходя из целого числа расчетных периодов (п. 6.1). Проще говоря, контролеры не будут отдельно проводить проверку, допустим, I квартала или полугодия, а охватят сразу весь расчетный год.

Кроме того, проверки рекомендуется назначать не ранее наступления сроков представления расчетов за последний расчетный период. Таким образом, вероятность того, что представители Пенсионного фонда РФ придут с проверкой раньше 15 февраля (последний день сдачи отчетности за год), стремится к нулю.

Процедура проверки

Главная цель проверяющих – выявить на основании полученных документов ошибки при определении объекта налогообложения, базы для начисления взносов и сумм, не подлежащих обложению.

Для этого они сравнят информацию из представленной отчетности с фактическими учетными данными.

В частности, проверяется (п. 7.5.5 Методических рекомендаций):

  • соответствие сумм в формах индивидуального учета по каждому физическому лицу и в расчетах по страховым взносам;
  • соответствие показателей, отраженных в формах индивидуального учета, данным налогового регистра по учету НДФЛ и Справки по форме № 2-НДФЛ;
  • правильность арифметических подсчетов;
  • обоснованность применения пониженных тарифов взносов.

В случае выявления нарушений проверяющие (п. 7.5.5.5 Методических рекомендаций):

  • подберут документы, подтверждающие каждое нарушение (их копии приобщат к материалам проверки);
  • доначислят страховые взносы;
  • подготовят предложения о привлечении организации к ответственности (окончательное решение принимает руководитель или замруководителя территориального отделения фонда).

Действия по итогам проверки

В последний день контрольных мероприятий проверяющие должны составить справку о проведенной проверке по форме № 12-ПФР (п. 9.1 Методических рекомендаций). В ней будет описан предмет и сроки проверки. Один экземпляр справки вручат представителю организации.

В течение двух месяцев после получения справки специалисты Пенсионного фонда РФ будут готовить акт проверки (ч. 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Еще пять дней им отведено на то, чтобы вручить акт представителю организации.

Если с фактами, которые изложены в акте, учреждение не согласно, следует подготовить аргументированные возражения. Сделать это нужно письменно, не откладывая в долгий ящик. Времени на подготовку возражений отводится немного: всего 15 дней (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

По истечении этого срока руководитель (или замруководителя) отделения Пенсионного фонда РФ начнет рассматривать материалы проверки.

Причем независимо от того, были ли представлены возражения.

По результатам проверки может быть вынесено решение либо о привлечении организации к ответственности, либо об отказе в этом. Решения вступают в силу по истечение 10 дней с даты вручения проверенной организации (ч. 12 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Обжаловать вынесенное решение можно в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или в суд (ч. 1 ст. 54 Закона № 212-ФЗ).

Причем соблюдать досудебный порядок урегулирования спора с Пенсионным фондом РФ, в отличие от налоговых споров, организации не обязаны (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.09.2011 № Ф03-4519/2011 по делу № А04-397/2011). Таким образом, в случае несогласия с решением проверяющих организация может обратиться сразу в суд, минуя апелляционные процедуры.

мнение специалиста

Надежда Степанова,
ведущий аудитор ООО «Тригс-аудит»

Факты занижения облагаемых взносами баз выявляются органами контроля во время камеральных и выездных проверок. В случае если расчеты по страховым взносам были представлены вовремя, но суммы взносов заплачены позже, учреждению следует выплатить пени на сумму задолженности за все дни просрочки уплаты в соответствии со ст. 25 Закона № 212-ФЗ.

Статьей 45 Закона № 212-ФЗ установлен срок исковой давности три года, по истечении которого органы контроля уже не могут привлечь к ответственности за правонарушение. Однако данная статья допускает приостановление течения срока давности, если проверяемая организация препятствовала проведению выездной проверки, и его возобновление с момента вынесения решения о продолжении проверки.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль