Действующие правила проверки работы с кассовой техникой

36
Лагутина Лариса Геннадьевна
доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» МУ им. С.Ю. Витте, к. э. н.
С 5 февраля 2012 года действует Административный регламент по проведению налоговыми инспекторами проверок относительно порядка регистрации и использования ККТ при наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт*. Так как образовательные организации при приеме наличных денег должны соблюдать кассовую дисциплину, рассмотрим важные моменты.

* Документ утвержден приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Л.Г. Лагутина, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» МосУ им. С. Ю. Витте, к. э. н.

Порядок проведения проверки

Контрольные мероприятия начинаются с проверки выдачи кассовых чеков и включают в себя приобретение товара (работ, услуг), его оплату и установление факта оформления или неоформления документа, подтверждающего прием денег.
По окончании данной процедуры (в течение двух дней от даты поручения) чиновники предъявляют поручение и служебные удостоверения (факт предъявления поручения должен быть зафиксирован в нем их подписью с указанием должности и даты).
Все документы проверяющим представляются в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. При этом отмечено, что проверяющие не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий документов
Изучаются следующие документы:

  • журнал кассира-операциониста;
  • акт о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам;
  • журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
  • информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;
  • справка-отчет кассира-операциониста;
  • сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке организации;
  • бланки строгой отчетности, их копии, корешки документов;
  • карточка регистрации ККТ, паспорт ККТ, договор о ее технической поддержке, заключенный проверяемым объектом и поставщиком (центром технического обслуживания) ККТ, документация, связанная с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации техники.

Если наличные расчеты проводятся без применения ККТ, при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, проверяющим представляются документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности.
Если бланки строгой отчетности заполняются с использованием автоматизированной системы, то предъявляется информация из автоматизированных систем о выпущенных документах.
Следующим этапом является проверка соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения.
При этом проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций организации в проверяемый период.
Сверка может быть организована сплошным или выборочным способом по документам проверяемого объекта, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации, а также по фактическому изучению проводится путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы и т. п.
Изучаются документы, связанные с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием ККТ.
Непосредственно на месте установки ККТ производится сверка фактического места ее установки с данными, зафиксированными в документах о регистрации контрольно-кассовой техники.
В обязательном порядке проверяется соответствие контрольно-кассовой техники, кассовых чеков и иных документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), установленным требованиям, в том числе:

  • наличие корпуса ККТ, без вскрытия, удаления или разрушения для исключения возможности изменения или замены программно-аппаратных средств, обеспечивающих надлежащий учет денег при проведении расчетов;
  • наличие идентификационного знака установленного образца, нанесенного в соответствии с документацией применяемой модели ККТ;
  • наличие марок-пломб установленного образца, наклеенных в соответствии с документацией применяемой модели ККТ;
  • наличие знака «Государственный реестр» установленного образца;
  • наличие знака «Сервисное обслуживание» установленного образца;
  • соответствие внешнего вида применяемой модели контрольно-кассовой техники внешнему виду контрольно-кассовой техники, изображенному на цветных фотографиях модели контрольно-кассовой техники, прилагаемых к паспорту модели ККТ;
  • отсутствие превышения срока эксплуатации ККТ;
  • соответствие установленным срокам хранения документации, связанной с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, а также использованных контрольных лент, накопителей фискальной памяти и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации;
  • соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККТ фактическим;
  • исправность контрольно-кассовой техники, включая обеспечение печати кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт на контрольной ленте и в фискальной памяти;
  • соответствие реквизитов, отпечатанных на кассовом чеке, перечню реквизитов, печатаемых на кассовом чеке применяемой моделью ККТ;
  • соответствие времени, отпечатанного на кассовом чеке, реальному времени;
  • соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и документов, выполненных на бланках строгой отчетности, установленному перечню реквизитов;
  • соответствие реквизитов документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), установленному перечню реквизитов.

Оформление результатов

По результатам проверки, не позднее пяти рабочих дней со дня выписки поручения, составляется акт (в двух экземплярах). Он подписывается сотрудниками налоговых органов и проверяемым лицом.
В акте должны быть указаны: дата его составления; полное наименование или фамилия, имя, отчество проверяемого лица, ИНН, КПП; фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности; дата и номер поручения на проведение проверки; перечень документов, полученных проверяющими в ходе проверки; даты начала и окончания проверки; адрес местонахождения или места жительства проверяемого объекта; документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых (с указанием положений действующих нормативных правовых актов, которые были нарушены).
В случае выявления нарушений законодательства о применении контрольно-кассовой техники налоговый орган возбуждает дело об административном правонарушении.

Важно запомнить

Если в установленных случаях организация не применяет ККТ, ее могут оштрафовать по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За такое нарушение предусмотрен штраф. Для должностных лиц он составляет от 3000 до 4000 руб.; для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль