Определены основные принципы установления оплаты труда

74
Установлены единые принципы оплаты труда работников учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Причем в них учтены отраслевые особенности образовательных учреждений.

Д.П. Звоненко, юрист

Единый подход к оплате труда

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в целях обеспечения единых подходов к оплате труда работников бюджетной сферы утвердила Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год. Они разработаны в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ, регламентирующей общие правила установления заработной платы.
Хотя рекомендации адресованы в первую очередь Правительству РФ, органам госвласти российских регионов, а также органам местного самоуправления (раздел I Рекомендаций), знать о них учреждениям все-таки следует, создавая собственные локальные нормативные акты, регулирующие оплату труда работников учреждений.

Принципы формирования оплаты труда

Структурно Рекомендации состоят из 38 пунктов, разделенных на 11 разделов. Так, разделом II сформулированы принципы формирования федеральной, региональной и муниципальной систем оплаты труда. К числу таковых отнесены:

  • недопущение снижения или ухудшения размеров и условий оплаты труда работников по сравнению с размерами и условиями, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (субъектов РФ) и органов местного самоуправления;
  • обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимального размера;
  • обеспечение равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда;
  • обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Нормы и условия оплаты труда

Раздел III Рекомендаций содержит перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых законодательством. Установлено, что обязательными для применения на территории РФ являются:

  • минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, порядок установления размера минимальной зарплаты в субъекте РФ;
  • включение в трудовой договор с работником или дополнительное соглашение к нему условий оплаты труда (фиксированного размера тарифной ставки или оклада), а также размеров и условий выплат стимулирующего и компенсационного характера;
  • размеры районных коэффициентов и порядок их применения, а также размеры процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями и порядок их выплаты, устанавливаемые Правительством РФ;
  • размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным указанными справочниками).

Система оплаты труда

Раздел IV Рекомендаций касается систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В частности, установление и изменение оплаты труда должно осуществляться с учетом:

  • создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
  • достигнутого уровня оплаты труда;
  • обеспечения государственных гарантий по оплате труда;
  • мнения соответствующих профсоюзов.

Рекомендации более подробно рассматривают вопросы, связанные с системами оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, в разделе V, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений – в разделе VIII.

Зарплата руководителей

Отдельный раздел Рекомендаций касается систем оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров. Оговорено, что заработная плата данных лиц состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом руководителям федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждений должностной оклад, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются учредителем данного учреждения.
Должностной оклад руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения устанавливается в размере, не превышающем пятикратного размера средней заработной платы работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу по видам экономической деятельности.
Государственные органы, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и казенные учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. Однако размеры таких выплат следует определять с учетом соблюдения принципа оптимального соотношения уровня средней заработной платы руководителей и работников учреждений.

Отраслевые особенности оплаты труда педагогов

Разделом IX Рекомендаций предусмотрены особенности оплаты труда педагогических работников. При формировании систем оплаты труда педагогов органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, руководители государственных и муниципальных образовательных учреждений должны, в частности, учитывать ряд нюансов.
Одним из обязательных условий трудового договора, заключаемого с педагогическим работником, являются условия оплаты его труда, в том числе размер его должностного оклада или ставки заработной платы. Под размером оклада (ставки) понимается фиксированный размер оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
Рекомендации особо указывают, что фиксированные размеры оплаты труда педагогических работников не могут устанавливаться в зависимости от количества обучающихся (воспитанников) в классе (группе), сложности и значимости преподаваемого учебного предмета (дисциплины), стоимости бюджетной образовательной услуги (ученико/часа, дето/часа).
Также фиксированный размер оплаты труда педагогов не может включать в себя выплаты, связанные с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и с другими видами дополнительной работы.
Фиксированный размер оплаты также не может включать в себя выплаты за преподавательскую (педагогическую) работу, фактический объем которой превышает нормы часов, установленные за ставку заработной платы.

Важно запомнить

Фиксированный размер оплаты труда педагогов не может зависеть от количества обучающихся, сложности и значимости учебного предмета, стоимости бюджетной образовательной услуги, а также включать в себя выплаты за преподавательскую работу, фактический объем которой превышает нормы часов, установленные за ставку зарплаты.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль