Росфиннадзор будет контролировать эффективность расходов

1276
В связи с вступлением в силу Постановления № 1092 удалось решить старую проблему неопределённости полномочий Росфиннадзора по контролю в финансово-бюджетной сфере. Теперь содержание деятельности службы чётко прописано. В чём оно состоит, рассказывает наш эксперт.

В связи с чем возникла необходимость создания новых правил финансово-бюджетного надзора? Чем они отличаются от прежнего порядка?

Необходимость принятия Постановления № 1092 обусловлена изменениями федерального законодательства, связанными с совершенствованием системы государственного финансового контроля. И, как следствие, наделением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора новыми полномочиями, в т. ч. по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.

Безусловно, определённый порядок деятельности Росфиннадзора существовал и до введения указанного постановления, однако ни один из действовавших ранее нормативных документов не давал ответа на вопрос: что составляет содержание полномочий нашей службы по контролю в финансово-бюджетной сфере. В новых Правилах этот момент отражён чётко. Это, в частности:1) полномочия по внутреннему госфинконтролю в сфере бюджетных правоотношений;
2) внутренний госфинконтроль в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.

Какие именно изменения законодательства стали основанием для разработки и принятия Правил?

С 4 августа 2013 г. вступил в силу Закон № 252-ФЗ, положениями которого определены бюджетные полномочия, виды, объекты, методы, представления и предписания органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также применение бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений.

Закон № 252-ФЗ уточняет понятие госфинконтроля и устанавливает его виды: внешний и внутренний, предварительный (осуществляемый в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений) и последующий (проводимый по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учёта и отчётности), а также чётко определяет объекты контроля.

Поправки в БК РФ, внесенные Законом № 252-ФЗ, нацелены на то, чтобы бюджетные средства использовались в соответствии с принципом эффективности, под которым подразумеваются экономность и результативность расходов. В то же время большое значение в процессе контрольно-ревизионной деятельности будет придаваться соблюдению бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения участниками бюджетного процесса, а также юридическими лицами, созданными на базе государственного (муниципального) имущества (в данную группу входят автономные и бюджетные учреждения).

…бюджетные средства должны использоваться в соответствии с принципом эффективности…

Всё это обусловило необходимость разграничения полномочий в контрольно-ревизионной сфере. Согласно ст. 265 БК РФ внешний госфинконтроль осуществляет Счётная палата РФ, контрольно-счётные органы субъектов РФ и муниципальных образований (органы внешнего контроля), а внутренний - наша служба, органы госфинконтроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций (органы внутреннего контроля) и Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований).

Росфиннадзор, в частности, будет контролировать соблюдение бюджетного законодательства, а также полноту и достоверность отчётности о реализации государственных (муниципальных) программ и исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Также с 1 января 2014 г. вступил в силу Закон № 44-ФЗ, который пришёл на смену Закону № 94-ФЗ. Новый документ кардинальным образом меняет подход к процессам размещения и исполнения госзаказа и контроль за ними.

Законом № 44-ФЗ установлено требование о планировании и исполнении контракта, введены чёткие и прозрачные методы расчёта начальных (максимальных) цен контрактов, а также оценка эффективности закупки, призванная определить степень достижения ею поставленных целей, социально-экономического эффекта. Заказчик теперь обязан обосновывать предмет закупки.

…отмена представлений и предписаний Росфиннадзора осуществляется в судебном порядке…

Законом № 44-ФЗ установлено требование о планировании и исполнении контракта, введены чёткие и прозрачные методы расчёта начальных (максимальных) цен контрактов, а также оценка эффективности закупки, призванная определить степень достижения ею поставленных целей, социально-экономического эффекта. Заказчик теперь обязан обосновывать предмет закупки.

На Росфиннадзор возложены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе. В связи с этим, в структуре центрального аппарата службы создано специальное подразделение, одной из важнейших задач которого является осуществление предварительного контроля на этапах до размещения процедуры закупки и заключения контракта. Это будет способствовать не столько выявлению финансовых нарушений, сколько их предотвращению. Мы будем производить постоянный мониторинг официального сайта РФ для размещения информации о закупках и другие открытые источники информации.

Какие методы контроля использует ваша служба?

Согласно Правилам деятельность Росфиннадзора по госфинконтролю подразделяется на плановую и внеплановую, а осуществляем мы её посредством проведения соответствующих проверок, ревизий и обследований.

Проверки подразделяются на выездные, камеральные и проводимые в их рамках встречные. Иные мероприятия не предусмотрены.

По какому принципу будет составляться план проверок?

Составление плана контрольных мероприятий Росфиннадзора осуществляется с соблюдением следующих условий:

  • соответствие параметров плана показателям госпрограммы РФ, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления госфинансами;
  • обеспечение равномерности нагрузки на структурные подразделения центрального аппарата и территориальные органы службы, участвующие в контрольных мероприятиях;
  • выделение резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных за предыдущие годы.

Отбор контрольных мероприятий осуществляется исходя из критериев: 1) существенность и значимость мероприятий, осуществляемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение проверок, и (или) направления и объёмов бюджетных расходов;
2) оценка состояния внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения анализа их осуществления главными администраторами бюджетных средств;
3) длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом госфинконтроля (в случае, если указанный период превышает три года, данный критерий имеет наивысший приоритет);
4) информация о наличии признаков нарушений, поступившая от Минфина России, Федерального казначейства, органов госфинконтроля, а также выявленная по результатам анализа единой информационной системы в сфере закупок.

Вследствие чего может возникнуть необходимость проведения внеплановых проверок?

Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (замруководителя) нашей службы, принятого в связи с поступлением обращений (поручений) Президента РФ, администрации Президента РФ, Правительства РФ, аппарата Правительства РФ, Минфина России, Следственного комитета РФ, правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных госорганов, граждан и организаций. Кроме того, такая необходимость может возникнуть при представлении объектом контроля письменных возражений, дополнительной информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки.

Для чего нужны встречные проверки и когда они проводятся?

При организации встречных проверок проводятся контрольные мероприятия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

Встречные проверки назначаются и проводятся в порядке, установленном для выездных или камеральных проверок. Их результаты оформляются актом.

Срок проведения встречной проверки не может превышать 20 рабочих дней. Меры принуждения к объекту встречной проверки не применяются.

Какова периодичность и сроки проведения проверок (ревизий)?

Периодичность плановых проверок (ревизий) в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более одного раза в год.

Камеральная проверка проводится в течение 30 рабочих дней со дня получения по запросу Росфиннадзора (его территориального органа) от объекта контроля информации, документов и материалов. В срок её проведения не засчитываются периоды с даты отправки запроса до даты представления соответствующей информации, а также времени, в течение которого проводится встречная проверка и (или) обследование.

Срок проведения выездной проверки (ревизии) структурными подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора составляет не более 40 рабочих дней, территориальными органами – не более 30 рабочих дней. При этом руководитель (замруководителя) территориального органа службы может продлить указанный срок на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы, но не более чем на 10 рабочих дней.

Полномочия руководителя (замруководителя) Росфиннадзора позволяют продлить срок проведения выездной проверки на 20 рабочих дней в отношении контрольного мероприятия:

  • проводимого структурным подразделением центрального аппарата службы, – на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы;
  • проводимого территориальным органом службы, – на основании мотивированного обращения руководителя (замруководителя) службы (ее территориального органа).

Как оформляются результаты проверок и можно ли их оспорить? Какие меры воздействия могут быть применены к учреждениям, и за какие нарушения?

По результатам проведения обследования оформляется заключение, которое подписывается должностным лицом службы не позднее последнего дня срока его проведения. В течение трёх рабочих дней со дня подписания оно вручается (направляется) представителю объекта контроля. На основании заключения Росфиннадзор может назначить выездную проверку (ревизию).

После проведения камеральной проверки оформляется акт, который также в течение трёх рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) объекту контроля. Последний вправе представить письменные возражения в течение пяти рабочих дней со дня получения акта.

…периодичность плановых проверок в отношении одного объекта контроля составляет не более одного раза в год…

Материалы камеральной проверки рассматриваются руководителем (замруководителя) службы (её территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта. По результатам принимается решение:

  • о применении мер принуждения (представления, предписания и уведомления объекту контроля) либо отсутствия оснований для таковых;
  • о проведении выездной проверки.

Акт по результатам выездной проверки (ревизии) должен быть подписан в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий. И в течение трёх рабочих дней – направляться представителю объекта контроля. К акту (кроме акта встречной проверки и заключения по результатам обследования) прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий.

В течение пяти рабочих дней и этот акт можно оспорить.

Со дня оформления акта отводится 30 рабочих дней на принятие решения:

  • о применении мер принуждения или отсутствии оснований для этого;
  • о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии).

Отмена представлений и предписаний Росфиннадзора (его территориального органа) осуществляется в судебном порядке. При этом отмену может осуществить руководитель (его зам) службы по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц её территориальных органов, осуществления мероприятий внутреннего контроля.

Как учреждению подготовиться к проверке?

Прежде всего следует навести порядок в документации, завершить необходимые учётные операции, просмотреть документы и операции за предыдущие периоды и ещё раз убедиться, что всё сделано в рамках бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Также необходимо позаботиться о предстоящем размещении должностных лиц, входящих в состав проверочной (ревизионной) группы, продумать систему взаимодействия, в т. ч. определить должностных лиц объекта контроля, которые будут работать с Росфиннадзором по отдельным направлениям деятельности. Не следует забывать о своевременном и в полном объёме представлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных мероприятий.

Как Росфиннадзор будет взаимодействовать с другими контрольными структурами, которые тоже осуществляют многочисленные проверки?

В целях совершенствования эффективности контроля в финансово-бюджетной сфере, исключения параллелизма и дублирования контрольных мероприятий 17 декабря 2012 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между Счётной палатой РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. В Счётную палату РФ направляются сведения об объектах проверок, в частности на 2014 г., чтобы не дублировать контрольные мероприятия.

При формировании плана контрольной деятельности мы учитываем информацию о планируемых или проводимых Счётной палатой РФ, другими контролирующими органами мероприятиях и не намечаем идентичных.

В Правилах дано чёткое определение идентичного мероприятия. Это контрольное мероприятие, в рамках которого нашими коллегами из других госорганов проводятся или планируются контрольные действия в отношении деятельности объекта контроля, которые могут быть проведены нашей службой.

Как будет соблюдаться принцип открытости деятельности учреждений госсектора?

Согласно положениям Правил в целях раскрытия информации о полноте и своевременности выполнения плана контрольных мероприятий за отчётный календарный год, обеспечения эффективной контрольной деятельности, а также анализа информации о результатах проведения контрольных мероприятий Росфиннадзор ежегодно составляет и представляет отчёт по форме и в порядке, которые установлены Минфином России. В отчёте отражаются все данные о деятельности нашей службы: объем проверенных средств федерального бюджета, начисленные штрафы, количество материалов, направляемых в правоохранительные органы и суммы предполагаемого ущерба по видам нарушений, количество представлений и предписаний и их исполнение в количественном и (или) денежном выражении. В том числе объём восстановленных (возмещённых) средств по ним, сведения о затратах на проведение контрольных мероприятий и т. д.

Результаты контрольных мероприятий размещаются в порядке, установленном законодательством РФ, на официальных сайтах Росфиннадзора и его территориальных органов в сети Интернет, а также в единой информационной системе в сфере закупок.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×