Что мешает эффективному планированию

692
 Горошков С. В.
Заместитель директора ГБУК г. Москвы «МДТ им. К.С. Станиславского»
Правительство РФ не один год призывает учреждения госсектора научиться грамотному финансовому планированию. На это нацелены все принимаемые в последнее время нормативные правовые акты. Но ситуация складывается столь парадоксальным образом, что одновременно бюджетникам связывают руки, вынуждая формировать госзадания с такими показателями, которые по определению не могут быть достигнуты. Особенно остро данная проблема отражается в сфере культуры. О том, что мешает эффективному управлению бюджетными средствами, рассказывает наш эксперт.
  • Сегодня приоритетным направлением государственной политики является эффективность расходования бюджетных средств. Что невозможно без грамотного планирования деятельности учреждения. Насколько сложно осуществить этот процесс в рамках формирования госзадания?
  • Эффективность государственного (муниципального) задания как инструмента планирования и управления бюджетными расходами напрямую зависит от состава включаемых в него показателей, их обоснованности и объективности. Согласно действующему законодательству задание должно содержать сведения о качественных и (или) количественных характеристиках оказываемых (выполняемых) учреждением услуг (работ). Эти данные и определяют впоследствии объем финансового обеспечения исполнения задания.
    Проблема в том, что для бюджетных учреждений сферы культуры очень сложно определить достоверные показатели качества.
    Например, в Ведомственном перечне Минкультуры России1 для театров предусмотрен такой вид услуг, как показ спектаклей, иных зрелищных программ. Одним из показателей, характеризующих качество оказания таких услуг, выступает динамика прироста количества зрителей по отношению к предыдущему отчетному периоду. Однако, даже не принимая во внимание то обстоятельство, что подобный показатель в большей степени отражает объем услуг и лишь опосредованно качество их оказания, нельзя не отметить, что установление его в задании без учета творческого и производственного потенциала, специфики работы театра попросту невозможно.
    Отсутствие критериев оценки и методики учета всех обстоятельств, определяющих возможность применения того или иного показателя качества, влечет за собой субъективность в подходе к формированию задания конкретному театру.
    Аналогичные сомнения вызывают и такие плановые показатели как:
    • динамика количества посещений информационного портала (сайта, страницы в социальных сетях) учреждения по сравнению с отчетным периодом;
    • величина средней стоимости билета;
    • доля детских спектаклей и доля спектаклей по произведениям современных авторов в общем числе показов на стационаре.

    Эти данные могут свидетельствовать о соответствии или несоответствии творческой политики театра приоритетам, устанавливаемым государством, но использовать их для качественной оценки исполнения задания некорректно.

  • И какой выход может быть из данной ситуации?
  • Один из возможных выходов – расширение спектра показателей, используемых при формировании заданий, их уточнение и более подробная детализация. А также – обоснование конкретных значений показателей.
    Как я уже отмечал, в виду уникальности каждого театра невозможно применять ко всем общие методы определения состава, объема и качества услуг (работ). Необходимость индивидуального подхода при формировании заданий (с целью сохранения художественных особенностей творческих коллективов) подчеркивается и в Концепции долгосрочного развития театрального дела в России.
    Таким образом, при формировании показателей задания в обязательном порядке должны учитываться такие факторы, как уровень востребованности результатов деятельности театра, их художественная значимость, особенности долгосрочной творческой программы и иные обстоятельства, определяющие индивидуальные черты, состояние в текущий момент и, что особенно важно, – перспективы развития учреждения.
  • Если данный вопрос в ближайшее время не будет проработан на уровне госорганов РФ и субъектов РФ, каковы могут быть последствия?
  • Ввиду обозначенных проблем зачастую задания формируются по результатам деятельности учреждений в предшествующие периоды либо показатели определяются на основании субъективных, не основанных на фактах, оценок.
    Использование таких подходов является по существу возвратом к прежним методам планирования и лишает смысла применение задания в качестве инструмента эффективного управления.
    Разумеется, обозначенные вопросы составляют лишь часть проблем, с которыми сталкиваются театры в процессе перехода к новой системе планирования и финансового обеспечения уставной деятельности, однако корректировка подходов к выбору показателей задания и разработка методики объективного расчета их значений имеют первостепенную важность.
  • Ситуацию усложняет еще и то, что с вступлением в силу Закона о контрактной системе планы финансово-хозяйственной деятельности учреждений должны быть согласованы с планами закупок. Что вы думаете по этому поводу?
  • Процедура формирования планов закупок и планов-графиков действительно вызывает опасения. Закон № 44-ФЗ предусматривает, что заказчики должны завершить работы по формированию таких планов в течение 10 рабочих дней после получения ими объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств либо утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности. А в течение трех рабочих дней с даты утверждения планов-графиков следует опубликовать их в единой информационной системе (ЕИС).
    При этом Закон № 44-ФЗ запрещает осуществление закупок, не предусмотренных планами-графиками.
    Однако, как показывает практика, с получением заказчиками документального подтверждения предоставляемых им прав на принятие финансовых обязательств, а также с утверждением планов ФХД нередко случаются задержки. Соответственно сдвигается и дата опубликования планов-графиков. В результате заказчики не смогут оперативно приобрести необходимые для обеспечения их деятельности товары, работы или услуги.
    Кроме того, при изменении потребностей в закупках у заказчиков ограничены возможности внесения корректив в опубликованные в ЕИС планы-графики. С одной стороны, исходя из п. 5 ч. 13 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, перечень случаев, когда заказчиками могут вноситься изменения в планы-графики, является открытым. С другой – здесь же отмечено, что изменения в иных (т. е. прямо не упомянутых) случаях осуществляются в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Данный порядок согласно ч. 4 и 5 ст. 21 Закона № 44-ФЗ устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией. И если на федеральном уровне возможность изменения плана-графика по указанному основанию сохранена, то предсказать, какой позиции будут придерживаться органы исполнительной власти регионов и муниципалитетов не представляется возможным.
    Данные опасения могут показаться преждевременными, учитывая, что основные положения ст. 17 и 21 Закона № 44-ФЗ, которые регулируют процедуру формирования и утверждения планов закупок и планов-графиков, вступают в силу лишь с 1 января 2015 г., а ч. 11 ст. 21 – с 1 января 2016 г.
  • В таком случае прокомментируйте нормы закона, которые уже начали действовать.
  • Неоднозначные нормы Закона № 44-ФЗ связаны с расширением прав органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в вопросах нормативно-правового регулирования закупок. В частности, таким органам предоставляются полномочия по регулированию процедур планирования, нормирования, централизации, информационного обеспечения закупок, а также по осуществлению контроля. Однако опыт работы с Законом № 94-ФЗ1 показывает, что интерпретация норм федерального законодательства и уточнение его положений путем принятия нормативных актов на уровне субъектов РФ или муниципальных образований не способствует единообразию правоприменительной практики.
    К примеру, предоставление субъектам РФ и местным администрациям полномочий в сфере нормирования закупок, может значительно ограничить финансово-хозяйственную самостоятельность заказчиков. Причина – проведение в жизнь немотивированных, в т. ч. исключительно популистских, решений.
    Также вызывают сомнения такие новации как:
    • усреднение требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в т. ч. к их функциональным и иным характеристикам. Это вряд ли будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов и результативности деятельности заказчиков;
    • централизация закупок и формирование системы типовых контрактов.
      В совокупности с нормированием данные действия могут повлечь значительное снижение уровня качества товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд;
    • создание региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок. Такие системы создавались и ранее, однако опыт их использования свидетельствуют о недостаточном уровне их эксплуатационной пригодности и необходимости существенной доработки, в т. ч. в части интеграции с ЕИС.

    Особо остро проблемы могут обозначиться при увеличении информационного обмена с ЕИС.
    Однако стоит признать, что степень обоснованности высказанных сомнений в отношении Закона № 44-ФЗ может быть объективно оценена только после появления первых результатов его применения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль