За трудовые «преступления» – неотвратимо наказание

828
Даже за самое незначительное нарушение трудового законодательства работодателя могут наказать серьезным штрафом (от 30 тыс. руб. и выше). А выявиться эти нарушения могут в ходе проверок, организуемых трудовыми инспекциями. Как подготовиться к ревизии и не довести дело до санкций, рассмотрим далее.

Повод для проверки

Плановая проверка трудовой инспекции проводится не чаще, чем один раз в три года, и предварительно согласовывается с органами прокуратуры в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Ежегодный сводный план проведения проверок размещается на сайте Генеральной прокуратуры РФ и, как правило, дублируется на сайтах прокуратур субъектов РФ. Срок публикации плана – не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому.

Нормативный документ

Согласно п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, Роструд через свои территориальные органы в субъектах РФ осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, при подготовке к плановой проверке у учреждения имеется достаточно времени, чтобы выявить и устранить все недостатки.

Однако проверка может быть и внеплановой, заранее подготовиться к которой затруднительно. В соответствии со ст. 10 Закона № 294-ФЗ трудовая инспекция может прийти «без предупреждения» в случае получения сообщений о фактах причинения (либо возможности причинения) вреда жизни, здоровью граждан, причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, при угрозах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пример 1

Практика толкует норму ст. 10 Закона № 294-ФЗ широко. Например, угрозой причинения вреда жизни и здоровью будет являться не только, работа в условиях, не отвечающих требованиям техники безопасности, но и такое, на первый взгляд безобидное нарушение, как несвоевременная выплата работнику отпускных. Потому что отсутствие оплаты за труд, как гарантии нормального существования человека, безусловно, ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

Также как ставящая под угрозу здоровье человека будет рассматриваться работа с превышением установленных норм рабочего времени в отсутствие предусмотренных законом оснований, работа при необеспечении работников спецодеждой и т. п.

Формы проверки

Согласно Закону № 294-ФЗ проверка может быть документарной и выездной. Документарная предполагает ревизию сведений в документах:

  • устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности проверяемого лица;
  • используемых при осуществлении деятельности учреждения;
  • связанных с исполнением обязательных требований.

Проводится такая проверка на основании представленных учреждением копий указанных документов (ч. 1 ст. 11 Закона № 294), по месту нахождения проверяющего органа.

Во время выездной проверки помимо документов рассматриваются соответствие работников, в т. ч. занимаемым должностям, состояние используемых при осуществлении деятельности учреждения территорий, зданий, строений, оборудования, транспортных средств законодательно установленным требованиям и др. (ч. 1 ст. 12 Закона № ФЗ-294). Соответственно, выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица.

Если в ходе проведения документарной проверки будут обнаружены противоречия в представленных сведениях, их неполнота или неточность, то с соблюдением определенной последовательности действий трудовые инспекторы могут перейти к выездной проверке. Данная процедура описана в чч. 8–10 ст. 11 Закона № 294-ФЗ и заключается в следующем. О выявленных ошибках и противоречиях контролеры письменно уведомляют проверяемую организацию. В течение 10 рабочих дней учреждение, опять же в письменном виде, должно представить пояснения по фактам нарушений.

Причем к ответу могут быть приложены дополнительные документы, подтверждающие достоверность представленных сведений. Если пояснения инспекцию не удовлетворят (либо учреждение не удосужится их отправить), и будет установлен факт нарушения обязательных требований трудового законодательства, проверяющие выезжают к привинившимся.

Запомнить

В форме выездной, как правило, проводятся плановые проверки, поскольку они предполагают изучение большого круга вопросов. Внеплановые ревизии организуются в документарной форме, т. к. проверяется конкретное обращение работника. Изложенные в нем обстоятельства могут быть изучены на основании не очень объемного пакета документов.

Первый шаг

Началом любой проверки – и плановой, и внеплановой – служит распоряжение руководителя (либо его зама, имеющего соответствующие полномочия) Государственной инспекции труда субъекта РФ. Форма распоряжения установлена Приложением 1 к приказу Минэкономразвития России № 532.

В нем обязательно указываются:

  • конкретное лицо (государственный трудовой инспектор), уполномоченное на поведение проверки;
  • цель проверки. Она будет общая – выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок юридических лиц. Либо (при внеплановой проверке) конкретизирована: защита прав и интересов определенного работника с указанием его обращения, инициировавшего расследование. Исходя из цели, учреждение сможет сориентироваться, на проверку каких обстоятельств будут делать упор инспекторы;
  • срок проведения. В общем случае он составляет не более 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). В распоряжении указывается дата начала и окончания проверки. За пределами этого срока совершать какие-либо действия трудовые инспекторы не вправе (п. 6 ст. 15 Закона № 294-ФЗ).
  • перечень необходимых для ревизии документов.

При внеплановой документарной проверке в распоряжении, как правило, отмечается срок (конкретное время), не позднее которого учреждение обязано представить затребованные документы. Во избежание недоразумений следует направлять их непосредственно инспектору, проводящему проверку (по возможности – вручать лично), чтобы он собственноручно зафиксировал дату и точное время получения.

Запомнить

Учреждению должна быть вручена заверенная печатью проверяющего органа копия распоряжения о проведении проверки.

Что проверяется

При «трудовых» проверках инспекторы будут рассматривать исполнение учреждением как работодателем всех требований действующего трудового законодательства. При этом любые выявленные несоблюдения законодательных норм квалифицируются только по одной статье Кодекса РФ об административных нарушениях (далее – КоАП РФ) – 5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда». Иными словами, нарушения не будут дифференцироваться по видам в зависимости от их тяжести, с разным уровнем ответственности для каждого. К ним применяется общая норма, устанавливающая ответственность юрлиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В большинстве случаев трудовые инспекторы не стремятся наказывать организации «по максимуму». Однако заплатить сумму в 30 тыс. руб. за, допустим, отсутствие ознакомления хотя бы одного работника с правилами внутреннего трудового распорядка – малопривлекательная перспектива.

Поэтому к выполнению даже формальных требований трудового законодательства следует подходить серьезно в течение всего периода деятельности учреждения. А не латать дыры по факту проверки.

Запомнить

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение трудового законодательства составляет два месяца (ст. 4.5 КоАП РФ). Если с момента совершения нарушения этот срок уже прошел, постановление о привлечении к административной ответственности не может быть вынесено.

Общим для всех видов проверок является изучение:

  • правил внутреннего трудового распорядка учреждения с листами ознакомления с ними работников;
  • трудовых договоров, приказов о приеме на работу;
  • документов по учету рабочего времени (табелей, графиков сменности – при наличии сменной работы);
  • сведений по оплате труда (в т. ч. оплате отпусков);
  • сведений о соблюдении требований по охране труда.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных документов.

Правила внутреннего трудового распорядка. Требования к их содержанию установлены ст. 189 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).

Правила в обязательном порядке должны содержать:

  • порядок приема и увольнения работников;
  • основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора;
  • режим работы;
  • время отдыха;
  • применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;
  • сроки выплаты заработной платы.

В первую очередь инспекторы Роструда обращают внимание на следующее:

  • перечень документов, которые учреждение вправе запрашивать у работников при приеме на работу, должен точно соответствовать текущим требованиям законодательства. Последние изменения в ст. 65 ТК РФ, устанавливающую такой перечень, были внесены Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ и вступили в силу с 1 сентября 2013 г.;
  • отражение в правилах особенностей режима работы (в т. ч. за пределами установленной продолжительности рабочего времени).

Правилами трудового распорядка определяются:

  • продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в т. ч. неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней (ст. 100 ТК РФ);
  • наличие в правилах данных о времени отдыха: время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность, выходные дни, продолжительность дополнительного отпуска за ненормируемый рабочий день и т. д.

Запомнить

С правилами внутреннего трудового распорядка каждый работник должен быть ознакомлен при приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).

Если требования к содержанию правил внутреннего распорядка не выполнены работодателем, такое правонарушение квалифицируется как длящееся.

Сослаться на то, что с момента утверждения правил прошло более двух месяцев (такой срок давности привлечения к ответственности установлен ст. 4.5 КоАП РФ), и наказать учреждение невозможно, не получится. На это указывают и высшие арбитры (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

мнение специалиста

Виктория Комарова,
эксперт Международного центра финансово-экономического развития

Одним из самых распространенных нарушений прав трудящихся является невыдача им расчетных листков. Это нарушение чаще всего обнаруживается наряду с другими нарушениями трудового законодательства в ходе проверок, проводимых государственными инспекторами труда. В соответствии с ч. 1 ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (ч. 2 ст. 136 ТК РФ). Из этих норм следует, что извещение работников осуществляется путем выдачи работникам персонального расчетного листка. Подтверждением того, что выдача расчетных листков образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, служат примеры из судебной практики (постановление Волгоградского областного суда от 16.06.2011 по делу № 7а-505/11, решение Воронежского областного суда от 17.11.2009 № 77-125АП).

Трудовые договоры, приказы о приеме на работу. Требования к оформлению и содержанию трудовых договоров установлены ст. 57 ТК РФ. Обязательно будет проверяться наличие в них всех предусмотренных сведений. Для заключения срочных трудовых договоров в учреждении должны наличествовать соответствующие основания (ст. 59 ТК РФ).

Что может привлечь внимание инспекторов:

  • в трудовых договорах не указаны конкретные условия о видах и размерах доплат, надбавок, компенсационных выплат, полагающихся работникам (отсылка в трудовом договоре по этому вопросу к иному локальному акту организации недостаточна);
  • отсутствуют условия об обязательном социальном страховании работника в соответствии с требованиями действующего законодательства. Хотя это условие носит формальный характер, поскольку работодатель не может изменять действующий порядок соцстрахования, проверяющие все же обращают на него внимание;
  • отсутствие дополнительных соглашений к трудовому договору при изменении его условий. Все поправки должны оформляться в письменном виде (ст. 72 ТК РФ).

Документы по учету рабочего времени. Обязанность вести учет рабочего времени, отработанного каждым работником, установлена ст. 91 ТК РФ.

При сменной работе обязательно составление графиков сменности и их доведение до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения (ст. 103 ТК РФ).

Все данные табеля учета рабочего времени могут быть сверены с докумен тами об оплате труда по конкретным работникам, с целью установления нарушений в выплате заработка.

Из указанных документов инспекторы могут сделать выводы:

  • о нарушении сроков и обязанности ознакомления работников с графиками, неполное отражение в них предусмотренных сведений;
  • о несоответствии начала, окончания, продолжительности и чередования рабочих смен в табеле по сравнению с графиком сменности;
  • о привлечении работников к сверхурочным работам в отсутствие оснований (и как вариант – об отсутствии своевременной и полной оплаты сверхурочно отработанных часов (нарушение ст. 99 ТК РФ));
  • о нарушении требований при ведении суммированного учета рабочего времени (ст. 104 ТК РФ).

Сведения по оплате труда. Проверка проводится на основании докумен тов по учету рабочего времени и платежных документов.

Могут быть выявлены нарушения:

  • при установлении сроков выплаты заработной платы. Согласно ст. 136 ТК РФ, зарплата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым, коллективным договором;
  • сроков выплаты отпускных. По правилам ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Пример 2

Работодатели не всегда дословно воспринимают формулировку «заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца». Зачастую выплаты происходят, например, в следующем порядке: 20 числа текущего месяца – аванс, 10 числа следующего месяца – окончательный расчет. Но трудовые инспекторы считают это нарушением, указывая, что между каждой выплатой в пользу работника должно проходить не более, чем полмесяца (15 дней).

Сведения о соблюдении требований по охране труда. Для проверки могут быть запрошены:

  • поименный список работников, обязанных походить медосмотры;
  • заключительные акты от медицинской организации по итогам проводимых медосмотров;
  • документы, подтверждающие проведение осмотров за счет средств работодателя;
  • перечень работников, подлежащих обеспечению средствами индивидуальной защиты, с их перечнем и периодичностью выдачи;
  • личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвоживающих средств, сертификаты соответствия к ним.

Отсутствие какого-либо из данных документов (при наличии работников, в отношении которых они должны оформляться), послужит основанием для привлечения работодателя к ответственности.

Результаты

По результатам поверки не позднее даты ее окончания, указанной в соответствующем распоряжении, составляется акт (по форме Приложения 2 к приказу Минэкономразвития России № 532), в котором фиксируются все выявленные нарушения. На основании акта проверяемому выдается предписание об устранении несоблюдений трудового законодательства с указанием срока выполнения каждого требования. В течение 15 дней с даты получения акта учреждение вправе представить на него возражения.

Если требования инспекторов будут проигнорированы, организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ – невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль (надзор). Сумма штрафа для юридического лица составляет от 10 до 20 тыс. руб.

Включать ли срок выплаты зарплаты в трудовой договор?

Иногда инспекторы настаивают на необходимости включения сведений о сроках выплаты заработной платы и в трудовые договоры, и в правила внутреннего трудового распорядка, исходя из дословного прочтения ст. 136 ТК РФ. Однако судьи не соглашаются с мнением проверяющих, указывая возможность применения отсылочной нормы, когда в трудовом договоре используется формулировка «сроки выплаты заработной платы определяются правилами внутреннего трудового распорядка» (Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 03.10.2012 по делу № 33-1512).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×