Чем опасен Закон № 44-ФЗ

1278
Закон № 44-ФЗ возлагает более высокие требования к планированию, качеству проведения процедур закупок, обеспечению исполнения контрактов, нежели Закон № 94-ФЗ. Им открыты новые возможности для совершенствования системы закупок, в первую очередь в направлении унификации и нормирования объектов. Все это позволит снизить затраты учреждений. Однако в новом законе немало и «белых пятен». О том, что упустили законотворцы, читайте в статье.

Непростые закупки

Пунктом 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлено ограничение на простые закупки, осуществляемые у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. Их совокупный объем не должен превышать 5% средств, предусмотренных в год на осуществление всех закупок в соответствии с планомграфиком (но не более 50 млн руб. в год). Тем самым отменено ранее действовавшее в Законе № 94-ФЗ требование о закупках одноименных товаров (работ, услуг) на сумму не более 100 тыс. руб. в квартал.

Заказчику, годовой объем закупок которого превышает 1 млрд руб., исполнить новое требование несложно, а вот у тех, кто ограничен суммой 100 млн руб. и менее, могут возникнуть сложности.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок запрещается ограничение конкуренции между участниками закупок путем включения в состав лотов товаров (работ, услуг), технологически и функционально не связанных с товарами (работами, услугами), поставки (выполнение, оказание) которых являются предметом торгов, запроса котировок. Следовательно, количество проводимых заказчиком за год открытых процедур (лотов) будет определяться не объемами его закупок в денежном выражении, а фактическими потребностями в том спектре товаров, работ, услуг, которые он закупает для своего функционирования.

Запомнить

Оптимальный для всех заказчиков совокупный годовой объем простых закупок – до 5 млн руб. или от 5 до 50 млн руб. в год в случае, если он не превышает 5% средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком.

Для большей наглядности, отметим, что основные потребности госучреждений в товарах (работах, услугах) примерно одинаковы (стандартные офисные нужды): бумага, хозтовары, канцтовары, расходные материалы для оргтехники, запчасти, мебель, компьютеры, горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание имущества и т. д. (порядка 100 направлений). Раньше мелкий заказчик основную часть этих потребностей закрывал простыми закупками, исходя из номенклатуры одноименных товаров (до 100 тыс. руб. в квартал по каждой из групп).

Пример

В соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ Управлением Федерального казначейства по Тюменской области ежегодно осуществлялись простые закупки в объеме 25–28% от общего их числа по 49 группам одноименных товаров (работ, услуг). В денежном выражении это 7–8 млн руб. в год.

Сегодня при скромном годовом объеме закупок нужно будет проводить аукционы, не укрупняя лоты по различным направлениям. Заказчик вынужден будет осуществлять намного больше открытых аукционов в электронной форме на незначительные суммы по различным предметам закупок.

Отказывать всем

В Законе № 44-ФЗ четко прописаны требования к заказчику и исполнителю. Это сделано с целью повышения прозрачности контрактной системы, обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок, исключения коррупционных схем.

Так, согласно ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан требовать с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойку в случае просрочки исполнения им обязательств по контракту. А часть 9 ст. 95 устанавливает право заказчика принимать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае (это следует из системного толкования норм Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)) нарушения исполнителем его существенных условий (данный порядок должен быть предусмотрен контрактом).

Запомнить

Существенные условия контракта, при нарушении которых заказчик может в одностороннем порядке отказаться от него (с последующим включением исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков), должны быть четко прописаны в проекте контракта. И соответствовать адекватным потребностям заказчика в сроках и иных условиях поставки товаров (оказании услуг, выполнении работ).

Указанные нормы скорее всего отпугнут от участия в закупке «чужих» исполнителей, т. е. тех, кто не связан с заказчиком какими-либо устными или финансовыми договоренностями.

Не секрет, что у заказчиков всегда были «свои» исполнители, которым создавались преимущества по сравнению с другими участниками закупок, в т. ч. путем неприменения мер ответственности в случае нарушения условий исполнения контрактов.

Закон № 44-ФЗ, нацеленный на абсолютную прозрачность деятельности заказчика в сфере закупок, по сути, делает «чужими» исполнителями всех участников торгов.

В целях снижения коррупционных рисков необходимо во всех без исключения случаях применять право на односторонний отказ от исполнения контракта.

Запомнить

Согласно ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ во всех случаях открытых закупок, а также в ряде ситуаций закупок у единственных поставщиков, например на оказание услуг по водоотведению, водо-, тепло-, газоснабжению, потребуется обеспечение исполнения контракта. В Законе № 94-ФЗ этого требования не было.

Избыточные требования

В Законе № 44-ФЗ сохранилась обязанность заказчика передать участнику закупки конкурсную документацию (ст. 50), протоколы рассмотрения и оценки заявок победителю конкурса (ст. 53) и запроса котировок (ст. 78).

Данные нормы вряд ли можно считать оправданными в свете требований о публикации заказчиком соответствующих документов в единой информационной системе (далее – ЕИС), где участник закупки может ознакомиться с ними самостоятельно.

Согласно ч. 13 ст. 66 Закона № 44-ФЗ не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок. Следовательно, при объявлении электронного аукциона заказчик не вправе устанавливать в один день сроки окончания подачи заявок и рассмотрения первых частей заявок, хотя при формировании извещения об аукционе официальный сайт такую возможность допускает.

Стоит отметить, что на практике оператор электронной площадки направляет первые части заявок заказчику в течение нескольких минут. Это оправдывает требования ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, согласно которым вторые части заявок должны поступить к заказчику в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола аукциона.

Включение в запрос котировок процедур вскрытия конвертов с заявками (ст. 73 Закона № 44-ФЗ) снижает и без того низкую привлекательность для заказчика данного способа закупки: процедуры электронного аукциона проще и прозрачнее.

Сроки подписания проекта контракта победителем конкурса (15 дней) и заказчиком (10 дней) четко оговорены в ч. 3, 7 ст. 54 Закона № 44-ФЗ. В сумме они составляют 25 дней со дня получения победителем конкурса проекта контракта от заказчика. В то же время ч. 2 ст. 54 Закона № 44-ФЗ установлен срок заключения контракта: не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола конкурса.

Практика показывает, что 20 дней на заключение контракта хватает не всегда. Например, когда требуется согласование закупки с территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, нужно прибавить еще 10 рабочих дней на согласование.

Однако срок подписания проекта поставщиком в данном случае Законом № 44-ФЗ не оговорен. Представляется целесообразным увеличить до 30 дней (если требуется согласование закупки) установленный ч. 4 ст. 528 ГК РФ общий 20-дневный срок заключения контракта.

Как повысить качество работы комиссии по закупкам

Объект закупки – это идентичные и нормируемые товары (работы, услуги). При проведении закупочных процедур через электронные площадки или ЕИС предложения в заявках участников об условиях исполнения контрактов можно сделать общедоступными (т. е. для всех участников закупок). В этом случае следует предусмотреть механизм взаимного обжалования поданных предложений о товарах (работах, услугах) в комиссии по осуществлению закупок как до момента принятия ею соответствующего решения, так и в течение 2–3 дней после этого. Если комиссия не пересмотрит свое решение, жалоба на ее действия может быть подана в контролирующий орган в сфере закупок и (или) в суд. Это снизило бы вероятность принятия ошибочного решения в отношении той или иной заявки с последующими предписаниями и санкциями контролирующих органов, а также повысило прозрачность каждой закупки.

Опасные эквиваленты

По Закону № 94-ФЗ при описании, к примеру, автомобиля заказчик был вправе указать «Ford или эквивалент», но не вправе указать конкретную модель «Ford Focus или эквивалент», характеристики которой брались за основу при описании объекта закупки.

Законом № 44-ФЗ (ст. 33) уравнены различные средства индивидуализации товара. Тем самым устранено искусственное отличие между товарными знаками и знаками обслуживания (фирменными наименованиями, патентами, полезными моделями, промышленными образцами, наименованиями места происхождения товара и производителя). Однако установлен запрет на указание товарного знака и модели товара, за исключением случаев, когда не имеется другого способа более точно и четко описать характеристики объекта закупки. Здесь заказчика подстерегает опасность.

Согласно ст. 22 Закона № 44-ФЗ для обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) в качестве основного должен применяться метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В его основе лежит сравнение информации о стоимости в первую очередь идентичных товаров. Ценность данной нормы в том, что заказчик при описании характеристик товара не должен их ухудшать, чтобы обеспечить соответствие товарам нескольких производителей, т. е. подстраиваться под существующий рынок. Что и подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11017/10. При ухудшении фактических характеристик товара обоснование цены будет некорректным.

Таким образом, для формирования техзадания на аукцион заказчик должен определиться с конкретной моделью товара (Ford Focus), а результаты мониторинга цен на нее послужат при обосновании НМЦК.

Информация о том, что заказчик при формировании закупки ориентировался именно на Ford Focus, будет содержаться в обосновании цены.

Лишние сложности

Установленные главой 3 Закона № 44-ФЗ сложные и трудоемкие для заказчика процедуры приема заявок, вскрытия конвертов, открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявок на участие в открытом конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, формирования протоколов можно упростить. Так, возможность подавать соответствующие заявки участниками закупки через ЕИС (официальный сайт), по аналогии с оператором электронной площадки, позволит подписывать контракты в электронном виде и сократит сроки их заключения.

мнение специалиста

Татьяна Грамматчикова,
начальник отдела ведения федеральных реестров
Управления Федерального казначейства по Свердловской области

В настоящее время нет исчерпывающего перечня официальных источников информации о рыночных ценах на товары. Единственным местом, где аккумулируются уже «несвежие» цены, является сайт Росстата. Но и там есть трудности с определением нужного товара. Например, на указанном сайте можно найти цены на легковой автомобиль отечественный новый, легковой автомобиль импортный новый, легковой автомобиль иностранной марки, собранный на автомобильном заводе на территории России, и легковой автомобиль импортный подержанный. На этом информация о ценах на автомобили заканчивается. Получается, что добросовестный заказчик для определения НМЦК должен провести изучение рынка, проанализировать источники информации о ценах с сайтов производителей и потенциальных конкурентов. Зачастую это приводит к значительным временным затратам. Необходимо рассмотреть возможность создания либо общероссийского сайта, обеспечивающего возможность поиска легитимной цены контракта, либо соответствующего раздела на сайте zakupki.ru. Это позволит заказчикам значительно сократить время поиска информации о ценах, исходящих из официального источника.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×