Электронное обучение регламентировано

28
Глазунов Дмитрий Никодимович
юрист, эксперт по бюджетному учету
11 марта 2012 года вступили в силу поправки, внесенные в закон об образовании*. Изменения регулируют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Рассмотрим их подробнее.

* Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ.

Д.Н. Глазунов, юрист

Понятие электронного обучения

Прежде всего, рассматриваемые изменения затронули статью 15 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон № 3266-1), устанавливающую общие требования к организации образовательного процесса. Данная статья дополнена новым пунктом 1.1, в котором законодатель вводит такие понятия, как «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии», и раскрывает их содержание.
Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-коммуникационных сетей, передающих по линиям связи указанную информацию, взаимодействие участников образовательного процесса. В свою очередь, под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогов.
Установлено, что при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При этом порядок их применения будет определяться федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время таким органом является Минобрнауки России.
Законодатель особо подчеркнул, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения (дистанционных образовательных технологий) в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Она включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, которые обеспечат освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения.

Полномочия образовательных учреждений

По-новому изложен подпункт 5 пункта 2 статьи 32 Закона № 3266-1. Данная статья посвящена компетенции и ответственности образовательного учреждения. Ранее к вопросам компетенции образовательного учреждения было отнесено, в частности, использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. При этом под дистанционными законодатель понимал образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Особо было оговорено, что образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, закрепленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок использования дистанционных образовательных технологий был утвержден приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137.

В новой редакции Закона № 3266-1 данное полномочие образовательного учреждения изложено более лаконично: использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Уточнен порядок лицензирования

Внесены коррективы в статью 33.1. Закона № 3266-1, регламентирующую вопросы лицензирования образовательной деятельности. Во-первых, установлено, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является местонахождение образовательного учреждения или его филиала независимо от мест пребывания обучающихся. Во-вторых, определено, что лицензионными требованиями и условиями должна предусматриваться возможность применения лицензиатом электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Значение нововведений

Роль поправок, внесенных в закон об образовании, представляется весьма важной. Ведь дистанционное обучение – это наиболее гибкая, универсальная форма постоянного обновления багажа знаний в условиях, когда представителям подавляющего большинства современных профессий требуется постоянное повышение своего образовательного уровня.
Также дистанционное обучение открывает новые перспективы для лиц с ограниченными физическими возможностями, безработных. Зарубежный опыт свидетельствует о большом потенциале такого обучения в процессах социализации, возвращения в общество лиц, отбывающих уголовные наказания, поддержания социальной активности пенсионеров, создания оптимальных условий для приобретения гражданских профессий лицами, увольняющимися из силовых структур.
В современных российских условиях большинство вузов предлагают возможности для дистанционного обучения. Однако до недавнего времени отсутствовал четкий законодательный регламент применения электронного обучения, а различные аспекты использования дистанционных образовательных технологий решались на уровне подзаконных актов.
Представляется, что поправки, внесенные в закон об образовании, создадут необходимые предпосылки для формирования целостной системы правового регулирования дистанционного обучения, использующего различные дистанционные технологии и электронное обучение.

Большое значение имеет и то обстоятельство, что законодатель ввел в закон об образовании понятие «электронная образовательная среда», объединяющее в себе организационные и технологические аспекты получения образования.

Важно запомнить

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения в учебном заведении нужно создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечивает освоение обучающимися программ в полном объеме независимо от их местонахождения.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×