Карантин в учебных учреждениях: как организовать обучение

3107
Сезонные пики гриппа, других вирусных и инфекционных заболеваний могут привести к закрытию школы на карантин – период отмены учебных занятий, вызванных вспышкой инфекционного заболевания. Период карантина устанавливается приказом (распоряжением) органа государственной (муниципальной) власти, либо школа может принять решение о приостановлении организации учебного процесса самостоятельно.

Введение карантина

Основанием для такого решения является докладная, написанная медицинским работником, администрацией школы составляется акт о фактической наполняемости классов и издается приказ о прекращении занятий в связи с высокой заболеваемостью.

Отметим, что приказ о прекращении занятий составляется администрацией школы в любом случае – и если решение о введении карантина приняла сама школа, и если такое решение было принято органом государственной (муниципальной) власти.

В таком приказе следует указать:

  • порядок доведения информации о карантине до обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • порядок проведения карантинных мероприятий;
  • порядок организации учебного процесса в карантинные дни.

Дистанционное обучение

Одной из форм организации учебного процесса может быть дистанционное обучение. Оно вводится с целью обеспечения прохождения образовательных программ обучающимися в полном объеме, обеспечения непрерывности образовательного процесса и является сетевой формой их реализации. Переход на дистанционное обучение не является обязательным и решение о его введении образовательные организации принимают самостоятельно. Объем учебной нагрузки, реализуемый в дистанционной форме, определяется школой.

Правовые основы дистанционных образовательных технологий заложены Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 2 ст. 13). Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии педагогических работников и обучающихся (ст. 16 Закона об образовании), Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Введение дистанционного обучения предполагает готовность образовательного учреждения к реализации такой формы учебного процесса, которая включает в себя несколько этапов

  1. Нормативно-правовая готовность ОУ

В период карантина образовательное учреждение, использующее дистанционные формы обучения, руководствуется локальным нормативным актом (Положением), регламентирующим порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Разработка подобного Положения базируется на вышеупомянутых нормативно-правовых актах и «Методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме», доведенных письмом Минобрнауки РФ от 21.04.2015 N ВК-1013/06. К сожалению, на сегодняшний день рекомендации по реализации общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий отсутствуют.

  1. Техническая готовность ОУ

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать поставленным целям – освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Первым необходимым условием эффективного внедрения дистанционных образовательных технологий является наличие качественного доступа педагогических работников и обучающихся к сети Интернет.

Автоматизированное рабочее место педагога и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками). В список оборудования рабочего места педагогического работника рекомендуется включить интерактивную доску с проектором, принтер, сканер (или многофункциональное устройство). Для предметов естественнонаучного цикла могут использоваться: цифровой микроскоп, комплект цифровых измерителей (датчиков) и лабораторное оборудование. Для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации (музыкальная клавиатура и графический планшет).

На рабочем месте учителя, а в ряде случаев и ученика, должно быть установлено программное обеспечение, необходимое для осуществления образовательного процесса. Программное обеспечение может быть как общего назначения – операционная система, офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео- и аудиоредакторы; так и специализированного учебного назначения – интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и другие.

Описание требований к функционалу программной системы дистанционного обучения содержится в Методических рекомендациях (письмо Минобрнауки РФ от 21.04.2015 N ВК-1013/06). Заметим, что на сегодняшний день отсутствуют строгие требования по использованию конкретного программного продукта, образовательное учреждение может выбрать его самостоятельно, например, использовать доступ к системе дистанционного обучения, предоставляемый сторонней организацией на основании договора. Если же и такие возможности у школы отсутствуют, то на сегодняшний день можно попытаться обойтись программными средствами общего назначения – google-документы, skype, электронная почта и иные подобные сервисы. При выборе того или иного программного средства стоит обратить внимание на наличие обратной связи педагога и обучающегося, в виде, например, встроенной удобной системы учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая отслеживать участие как в уроке в целом, так и детальную информацию по каждому элементу урока;

  1. Кадровая готовность ОУ

Уровень компетентности педагогических работников образовательной организации, реализующей дистанционные образовательные технологии, играет важную роль в вопросах использования новых информационно-коммуникационных технологий при организации обучения.

Для того чтобы педагогические работники профессионально владели средствами электронного обучения, могли квалифицированно применять дистанционные образовательные технологии, необходимо организовывать для них соответствующее дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку), а также методическое сопровождение деятельности педагогических работников – обеспечение информацией, посещение специализированных семинаров, научно-практических конференций, выставок и другое. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников, предполагающих осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, целесообразно подбирать таким образом, чтобы в ходе его реализации использовались системы дистанционного обучения, в рамках которых в дальнейшем им предстоит работать.

Образовательному учреждению в своем Положении об оплате труда следует ввести в стимулирующей части доплату за организацию и ведение дистанционного обучения.

При разработке педагогическим работником своих курсов, дисциплин и макетов проведения уроков для дистанционных занятий следует уделить внимание соответствию авторских материалов учебной программе. Заместители директора по учебно-воспитательной, научно-методической работе осуществляют контроль за корректировкой календарно-тематического планирования педагогами, методическое и методологическое сопровождение тематической наполненности урока.

Еще одним важным аспектом организации дистанционного обучения являются вопросы изменения документооборота в школе. В своем локальном нормативном акте учреждению следует описать эти изменения – например, порядок хранения и подписи электронных документов, процедура переноса данных на бумажные носители, сроки подготовки, создания и размещения в общем доступе необходимой информации о применении дистанционного обучения в период карантина.

Резюме

Прекращение занятий, вызванное карантином, является рабочим временем для педагогических работников, более того, заставляет применять передовые современные технологии организации учебного процесса. С точки зрения Трудового кодекса период карантина не является простоем и работодатель должен оплатить данный период с сохранением заработной платы, предусмотренной при тарификации.

Марина Валентиновна Шевченко, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «СОШ № 19» г. Ижевска.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Покупки на Новый год должны быть безопасными
• Списываем основное средство: нужно ли его учесть на счете 02
• Длительный отпуск педагога: что учесть бухгалтеру

Советуем оформить подписку на журнал "Учет в образовании" до конца месяца на выгодных условиях.
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в образовании"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для бухгалтеров образовательных учреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность в образовательных учреждениях;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×