Внимание: новый стандарт по закупочной деятельности

1003
ФАС России опубликовала на своем официальном сайте стандарт, разработанный на основании анализа практики применения Закона № 223-ФЗ.

Важные требования по стандарту

Стандарт закупочной деятельности предназначен для юридических лиц, которые руководствуются нормами Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ). Хотя подготовленный ФАС России документ носит рекомендательный характер, заказчикам следует использовать его в работе. Это позволит снизить риск правонарушений.

Напомню, что Закон № 223-ФЗ построен на общих формулировках. Поэтому одно из требований стандарта заключается в подробном раскрытии правил закупочной деятельности заказчика в положении о закупке. Ведь именно этот документ регулирует механизм отбора поставщиков и заключения договоров. Обратите внимание: многие из предложенных ФАС России рекомендаций сходны с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Стандарт состоит из нескольких разделов. Давайте рассмотрим наиболее важные.

Планирование закупок товаров, работ, услуг

Чиновники считают, что на стадии планирования закупочной деятельности заказчикам важно соблюдать два условия. Во-первых, своевременно формировать и вносить коррективы в план закупки товаров, работ, услуг. Во-вторых, подробно описывать в нем предмет каждого договора.

Напомню, что Правила формирования плана закупки и требования к его форме утверждены постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932. В них сказано, что сроки и порядок подготовки и корректировки плана закупки заказчики определяют самостоятельно. ФАС России рекомендует установить в положении о закупке единые сроки и порядок формирования, корректировки плана закупки, а также обязанность внесения в него изменений до размещения извещения о проведении закупки в единой информационной системе (ЕИС).

Публичность и открытость закупочного процесса

Закон № 223-ФЗ обязывает заказчиков размещать в ЕИС определенные документы и информацию о закупке (см. шпаргалку ниже).

ФАС России напоминает, что, согласно Закону № 223-ФЗ, заказчики могут публиковать и иную (дополнительную) информацию о своей закупочной деятельности. Это могут быть:

  • внутренние распорядительные документы, регламентирующие методику установления критериев и оценки заявок, обоснования начальной (максимальной) цены договора;
  • порядок проведения внутреннего аудита закупочной деятельности;
  • статистическая информация о проведенных закупках.

А для расширения доступа к закупкам антимонопольная служба рекомендует указать в положении о закупке, что информация о закупочной деятельности может быть опубликована не только в ЕИС, но и на официальном сайте заказчика, иных интернет-сайтах, а также в средствах массовой информации.

Конфликт интересов в закупочной деятельности

При проведении закупок необходимо соблюдать нормы Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с этим ФАС России советует в положении о закупке установить запрет:

  • на координацию деятельности участников, ведение переговоров, не предусмотренных положением о закупке, нарушение конфиденциальности сведений, содержащихся в заявках и предложениях участников;
  • на конфликт интересов при осуществлении закупочной деятельности.

Кроме того, если необходимо провести торги на электронной площадке, следует выбрать оператора, независимого от заказчика. Данный момент также желательно отразить в положении о закупке.

Рекомендации для аспектов деятельности заказчика

В этом разделе ФАС России дала рекомендации, касающиеся пяти аспектов деятельности заказчика.

1. Обоснование расчета начальной (максимальной) цены договора

Заказчики обязаны указывать в документации о закупке сведения о порядке формирования начальной (максимальной) цены договора. В связи с этим чиновники советуют предусмотреть в положении о закупке методику обоснования расчета, в том числе в зависимости от предмета договора. При этом приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен.

Порядок обоснования цены можно разработать с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567

2. Выбор способа закупки

Закон № 223-ФЗ предельно либерален в отношении способов закупок. Но положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень и критерии выбора способа закупки в зависимости от предмета и цены договора. При этом ФАС России считает, что проведение аукциона целесообразно при закупке товаров, работ или услуг, для которых есть функционирующий рынок и которые можно сравнивать только по ценам (товары серийного производства, типовые работы, услуги).

А организовать конкурс оптимально, если предмет договора носит технически сложный характер и для эффективного проведения закупки необходимо не только определить требования к предмету договора, но и оценить качество предлагаемых участником товаров, работ, услуг.

Запрос котировок либо запрос предложений целесообразно проводить для закупки в связи со срочными, неотложными нуждами и при небольшом размере начальной (максимальной) цены договора. Ее порог устанавливают в положении о закупке. Также ФАС России рекомендует расширить число закупок, совершаемых в электронной форме, и предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

3. Требования к участникам

Чтобы обеспечить равный доступ заинтересованных лиц к проведению закупок, в документации о закупке надо установить исчерпывающий перечень требований к участникам, а также к представляемым в составе заявки документам и информации. При этом чиновники советуют конкретизировать нормы, нарушение которых будет являться основанием для отказа в допуске. В положении о закупке следует уточнить случаи проведения предквалификационного отбора, требования к участнику закупки и необходимые документы.

4. Предмет закупки

Документация о закупке должна содержать, в частности, требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, результатам работы, оказываемой услуги. Однако ФАС России отметила, что заказчикам необходимо учитывать некоторые ограничения. Так, запрещено:

  • объединять в предмет закупки товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные между собой;
  • устанавливать не предусмотренные законодательством требования, которые ограничивают доступ к участию в закупке;
  • укрупнять предмет закупки либо выдвигать условие о выполнении работ, об оказании услуг на территории значительного числа субъектов РФ одновременно;
  • устанавливать к поставляемому товару требования, которым соответствует товар единственного производителя. Указывать товарный знак, модель, марку товара без сопровождения словами «или эквивалент», «или аналог» и определения параметров эквивалентности.

5. Порядок оценки и сопоставления заявок

Этот порядок также прописывают в документации о закупке. ФАС России советует определить формулу рас- чета баллов в зависимости от конкретных предложений участника по условиям договора. По формуле баллы должны начисляться пропорционально, в зависимости от степени предпочтительности предложений участников закупки.

Как заказчику защититься от недобросовестных участников

С целью сокращения злоупотреблений со стороны поставщиков в положении о закупке рекомендовано конкретизировать моменты, касающиеся:
– обеспечения заявки на участие в закупке;
– обеспечения исполнения договора;
– размера и порядка взыскания неустойки;
– порядка приемки товаров, работ, услуг по договору;
– антидемпинговых мер.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль