К чему принуждают за бюджетные нарушения

546
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
В продолжение темы о бюджетных мерах принуждения отметим, что контролирующие органы обязаны соблюдать установленную законодательством РФ процедуру их применения. В противном случае на скамье штрафников окажутся уже они, а не потенциальный нарушитель. Проанализируем нормативные правовые акты, чтобы выяснить, в чём заключается данная процедура.

Бесспорное взыскание средств

Напомним, что понятие «бюджетные меры принуждения» (далее – БМП) введено в действие Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассмотрим такие БМП, как бесспорное взыскание суммы бюджетных средств, платы за пользование данными средствами и пеней за несвоевременный их возврат. Минфин России считает возможным применять в данном случае механизм, установленный Общими требованиями к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных районов (утв. приказом Минфина России от 12.11.2007 № 104н (далее – Общие требования)).

В частности, п. 2 Общих требований финансовому органу субъекта РФ (муниципального района) вменяется в обязанность установление порядка взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов данных публично-правовых образований.

Пример 1

Согласно проекту Порядка применения бюджетных мер принуждения, разработанному Министерством управления финансами Самарской области1 (далее – Проект) бесспорное взыскание суммы бюджетных средств, платы за пользование этими средствами и пеней за несвоевременный их возврат осуществляется в соответствии с приказом данного ведомства от 28.07.2008 № 01-21/72.

Исходя из п. 2.4 Общих требований остатки непогашенных в установленный срок кредитов взыскиваются за счёт: 1) дотаций местному бюджету из бюджета субъекта РФ, а также за счёт отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет, если кредит предоставлен местным бюджетам из бюджета субъекта РФ;
2) дотаций бюджетам поселений из бюджета муниципального района (в случае передачи муниципальному району полномочия субъекта РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений), а также за счёт доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений, если кредит предоставлен бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов.

В случае принятия органом, выдавшим бюджетный кредит, решения о взыскании из бюджета, получившего его, суммы остатка за счёт доходов от уплаты налогов и сборов, в т. ч. налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, он уведомляет об этом территориальный орган Федерального казначейства (далее – ОФК). В свою очередь, ОФК не позднее следующего рабочего дня после получения указанного решения осуществляет взыскание суммы остатка непогашенного кредита:

  • в бюджет субъекта РФ – за счёт отчислений от налогов и сборов, подлежащих зачислению в соответствующий местный бюджет;
  • в бюджет муниципального района – за счёт доходов от налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет соответствующего поселения.

Если поступления от налогов и сборов в текущем операционном дне недостаточны, взыскание остатка средств производится в последующие дни.

Операции по взысканию денежных средств осуществляются территориальным ОФК в соответствии с Порядком учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, (утв. приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н). На это указывает п. 2.5 Общих требований.

По окончании исполнения решения о применении БМП исполнитель ставит об этом в известность вынесший соответствующее решение финансовый орган. Он, в свою очередь, сообщает о произведённых взысканиях в контролирующий орган, направивший уведомление о БМП.

Приостановление и сокращение межбюджетных трансфертов

Для справки

За нецелевое использование бюджетных средств казёнными учреждениями предусмотрено следующее наказание. Для должностных лиц – наложение штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трёх лет; для юридических лиц – штраф в размере от 5 до 25% суммы средств, использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП РФ).

За нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов должностным лицам грозит административный штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ст. 15.15.3 КоАП РФ).

В письме Минфина России от 07.11.2013 № 02-10-010/47612 (далее – Письмо № 02-10-010/47612) особое внимание уделено порядку применения приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов.

Во-первых, финансовое ведомство указывает, что решение о применении данной БМП может быть принято финансовыми органами субъектов РФ без получения соответствующего уведомления органов государственного финансового контроля.

Во-вторых, при подготовке и исполнении решения о применении БМП предлагается учитывать положения п. 5 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), а также применяемого на федеральном уровне Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления, утв. приказом Минфина России от 12.11.2007 № 105н (далее – Порядок № 105н). Аналогичные нормативные правовые акты действуют и на уровне субъектов РФ.

Пример 2

Порядок исполнения решения Министерства финансов Омской области о применении бюджетных мер принуждения (приложение к приказу Минфина Омской области от 16.12.2013 № 69) устанавливает, что приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) осуществляется согласно приказу этого ведомства от 06.03.2013 № 13 «Об утверждении Порядка приостановления (сокращения) предоставления бюджетам муниципальных образований Омской области межбюджетных трансфертов из областного бюджета».

Согласно п. 5 ст. 136 БК РФ и п. 2 Порядка № 105н при выявлении фактов несоблюдения органами госвласти субъектов РФ (местного самоуправления) установленных бюджетным законодательством РФ условий предоставления межбюджетных трансфертов, а также при нарушении предельных значений, и в случаях, предусмотренных гл. 30 БК РФ, Минфин России (финорганы субъектов РФ) вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления трансфертов.

Данная мера будет действовать до приведения в соответствие с требованиями бюджетного законодательства положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Приостановление выражается в прекращении с определённой даты осуществления операций по перечислению межбюджетных трансфертов главным распорядителем бюджетных средств на основании акта финансового органа. Также прекращается и санкционирование ОФК (финорганом субъекта РФ или муниципального образования) операций по перечислению трансфертов из соответствующего бюджета.

Сокращение же предполагает уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления межбюджетных трансфертов субъекту РФ (муниципалитету), допустившему нарушение:

  • при формировании проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (очередной год и плановый период), – если в следующем году предусмотрены бюджетные ассигнования для межбюджетных трансфертов, по которым нарушены условия их предоставления;
  • при внесении изменений в утверждённые показатели сводной бюджетной росписи на текущий финансовый год, путём уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных для других межбюджетных трансфертов, – если на следующий год бюджетные ассигнования для трансфертов, по которым нарушены условия предоставления, не предусмотрены (Письмо № 02-10-010/47612, пп. 1, 5, 7 Порядка № 105н).

Пример 3

В соответствии с п. 7.1 Проекта поводом для применения меры принуждения в виде приостановления предоставления межбюджетных трансфертов является поступление финансовому органу уведомления о следующих бюджетных нарушениях: 1) нецелевое использование средств областного бюджета, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств местного бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
2) нецелевое использование средств областного бюджета, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств местного бюджета) кредитов, предоставленных из областного бюджета;
3) невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финорганами;
4) неперечисление или несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом;
5) нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного местному бюджету из областного бюджета, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств;
6) нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств местного бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий их предоставления, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств.

Поводом для применения меры принуждения в виде сокращения предоставления межбюджетных трансфертов является: 1) нецелевое использование средств областного бюджета, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств местного бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
2) нецелевое использование средств областного бюджета, выразившееся в нецелевом использовании финорганами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств местного бюджета) кредитов, выданных из областного бюджета;
3) нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств местного бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий их предоставления, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств (п. 7.2 Проекта).

Размер сокращения межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету соответствующего уровня равен сумме нарушения (п. 8 Порядка № 105н).

Поскольку БК РФ не определяет, какие формы трансфертов подлежат сокращению, целесообразно урегулировать этот вопрос в подзаконных нормативных правовых актах.

Пример 4

Согласно п. 7.10 Проекта первоочередному сокращению подлежит предоставление дотаций местным бюджетам из областного бюджета. В случае отсутствия (недостаточности) данных дотаций сокращаются субсидий местным бюджетам. При отсутствии (недостаточности) субсидий сокращаются иные межбюджетные трансферты.

Согласно ст. 136 БК РФ финансовые органы субъектов РФ вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления:

  • субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление полномочий органов госвласти субъектов РФ по расчёту и предоставлению дотаций бюджетам поселений в пределах объёма дотаций, подлежащих перечислению в бюджеты поселений, органы местного самоуправления которых не выполнили условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
  • межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), предоставляемых бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета для предоставления местным бюджетам, по согласованию с главными распорядителями средств федерального бюджета.

Рассматриваемая статья БК РФ устанавливает запрет на приостановление (сокращение) предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, за исключением тех, которые предназначены на осуществление полномочий органов госвласти субъектов РФ по расчёту и предоставлению дотаций бюджетам поселений.

Региональным нормативным правовым актом данный запрет может быть детализирован.

Пример 5

Согласно п. 7.5 Проекта не подлежит приостановлению (сокращению) предоставление следующих видов межбюджетных трансфертов: 1) субвенции местным бюджетам из областного бюджета;
2) межбюджетные трансферты, формируемые за счёт средств федерального бюджета и (или) государственных корпораций;
3) межбюджетные трансферты, формируемые за счёт средств областного бюджета в целях софинансирования субсидий из федерального бюджета;
4) межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства Самарской области и резервного фонда Губернатора Самарской области.

Для справки

Нарушение процедуры применения БМП влечёт за собой признание такой меры незаконной независимо от подтверждённости факта совершения бюджетного нарушения (см. апелляционное определение Архангельского областного суда от 29.08.2013 № 33-4941/2013).

Расчётный объём сокращения межбюджетных трансфертов не может превышать объём данных средств, предусмотренный для соответствующего бюджета на период, оставшийся до конца текущего финансового года.

Оставшийся объём трансфертов подлежит сокращению в следующем финансовом году (следующих финансовых годах).

Отмена приостановления предоставления бюджетных средств путём возобновления санкционирования операций по перечислению межбюджетных трансфертов осуществляется на основании решения (приказа) фин органа. Оно выносится при поступлении от органа, направившего информацию, повлекшую применение БМП, сведений (документов, материалов) об устранении ответственным лицом бюджетных нарушений (п. 6 Порядка № 105н).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль