Унификация – не панацея

488
С момента внедрения в практику бюджетного планирования государственных (муниципальных) заданий на оказание услуг (работ) прошло немало лет. Однако данный процесс продолжает активно совершенствоваться, как утверждают законотворцы, – на благо учреждений и потребителей услуг. К чему приводят благие намерения сделать жизнь лучше, а услуги качественнее, рассказывает наш эксперт.
  • Какие изменения в нормативно-правовом регулировании госзаданий, принятым за последний период, можно отнести к наиболее важным?
  • В первую очередь это поправки в ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым задание на оказание государственных и муниципальных услуг (выполнение работ) формируется исходя из ведомственного перечня. А он, в свою очередь, создается на основе базового (отраслевого) перечня услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями в качестве их основной деятельности. Механизм формирования ведомственных перечней в соответствии с базовым внедряется с 2016 г., и у нас есть время осознать его перспективы. В совокупности с разработкой Минфином России Сводного реестра государственных и муниципальных услуг и работ нововведение приведет к унификации государственных и муниципальных заданий. То есть создаст стандарт определенной услуги (работы), что, в частности, позволит оптимизировать процесс финансового обеспечения бюджетных и автономных учреж дений. Отныне органы, исполняющие функции и полномочия учредителей, не смогут вносить изменения в свои ведомственные перечни без согласования с Минфином России. Сводный реестр, который планируется сформировать на основе базовых (отраслевых) перечней, в конечном итоге должен вместить в себя все существующие классификаторы, реестры и справочники, предназначенные для систематизации и кодирования информации о видах деятельности учреждений и государственных (муниципальных) услугах. Этот документ станет единым универсальным классификатором услуг (работ). Исходя из позиции унификации услуг (работ), изменился и порядок расчета нормативных затрат. Он стал единым для всех.
  • К чему приведет такое единство?
  • В соответствии со ст. 78.1 БК РФ вне зависимости от ведомственной принадлежности и месторасположения учреждения действуют единые правила определения финансового обеспечения задания. Это стало возможным как раз благодаря переходу к единым нормативным затратам на основе унифицированных услуг (работ). Новый подход должен изменить формальное отношений учредителей к расчету нормативных затрат, основанном на ежегодном их определении методом обратного счета. То есть попросту распределения имеющегося денежного ресурса по подведомственным учреждениям без учета их реальных потребностей.
  • А как же индивидуальные особенности учреждений? Ведь у каждого свой имущественный комплекс, особенности географической расположенности и пр.
  • Формирование единых нормативных затрат на услуги (работы) на самом деле процесс непростой. У нескольких подведомственных учреждений одного учредителя нормативы (и реальные затраты) могут различаться в разы. Что уж говорить о всей стране. Среди факторов, обусловливающих такие различия, немало объективных, немало и исторически сложившихся. Изменение ситуации будет болезненным для многих бюджетных и автономных учреждений. Поэтому в зависимости от допустимых в конкретной сфере сценариев переход к единым нормативам можно осуществить в течение одного года, а можно двигаться к этому постепенно пять и более лет. Кроме того, при кажущейся понятности задачи формирования единых нормативных затрат остаются нерешенными вопросы различий учреждений, предоставляющих одни и те же услуги. Например, в сфере высшего образования для перехода к единым нормативам по специальностям и направлениям подготовки выбран постепенный сценарий, что должно обеспечить единые предсказуемые правила игры и прозрачность финансирования и для учредителя, и для учреждений. Однако как быть с ведущими вузами страны, у которых подушевое финансирование в 2–3 раза выше, чем у остальных? Или с крупными медицинскими комплексами, техническое оснащение и финансирование которых существенно превышает среднеотраслевые показатели. Много нерешенных вопросов связано с имуществом. К примеру, школа может быть оснащена крупным спортивным комплексом, превышающим потребность образовательного процесса, а вуз – большим количеством общежитий и т. п. То есть для предоставления типовой услуги это имущество будет ненужным, а финансовое обеспечение на его содержание получить станет затруднительно. Нормативы ведь едины для всех и зависят от услуги. Как будут разрешаться эти споры, пока неясно.
  • Таким образом, унификация услуг и работ всех проблем не снимет?
  • Многие проблемы должны исчезнуть (к примеру, разночтения в наименованиях услуг и их параметров в различных субъектах РФ). Однако на пути к унификации немало препонов. Много вопросов связано со структурированием разнообразных определений услуг и работ, с определением единиц измерения объемов услуги, показателей качества и сложившихся затрат на единицу услуги. В этой связи следует проявить гибкость при переходе на новый порядок работы в субъектах РФ. До 2016 г. (когда планируется внедрить Сводный реестр) лучше сохранить учредителям некоторую степень свободы в определении единиц измерения и показателей качества услуг (работ). Много вопросов вызывает степень агрегирования или детализации определения услуги. Подробная детализация позволяет сформировать корректные единицы измерения объемов услуг и определить параметры качества, однако прибавляет работы и учредителю, и учреждениям при формировании задания, расчете нормативных затрат и подготовке отчетности. Например, высшее образовательное учреждение может производить: обучение одного студента-бакалавра, подготовку студента-бакалавра, обучающегося по определенной группе специальностей, или по конкретной образовательной программе (направлению подготовки). От того, одно ли определение услуги будет выбрано учредителем или их совокупность, зависит детализация госзадания и соглашения о предоставлении субсидий, требования к детализации учета обучающихся в вузах и др.
  • Да и жизнь не стоит на месте, какие-то услуги появляются, какие-то исчезают. А вносить изменения в утвержденные перечни услуг будет нельзя?
  • Действительно, во всех отраслях экономики происходят динамичные изменения, затрагивающие не только технологии предоставления услуг, но и сами перечни. К примеру, в образовании и науке формируются новые области знаний и квалификаций, на стыке традиционных областей знаний появляются новые дисциплины. Аналогичные процессы происходят в медицине, культуре, спорте и пр. Из этого следует, что перечни услуг (работ) не могут утверждаться раз и навсегда, а подлежат периодическому пересмотру. Возвращаясь к предыдущему вопросу, отмечу, что чем детальнее и жестче закреплены параметры услуг (работ) в перечне, тем сложнее осуществлять его модификацию, и тем выше риск того, что перечень из действенного инструмента развития рынков социально-культурных отраслей станет его сдерживающим фактором.
  • Какой Вы видите дальнейшее развитие бюджетной сферы?
  • Осуществляемый в настоящее время мониторинг качества финансового менеджмента позволяет наблюдать за системой планирования и исполнения бюджета в учреждениях госсектора, однако он не отслеживает такие параметры, как эффективность реализации ресурсного потенциала учреждений, масштаб и динамику внебюджетной деятельности. Между тем и учредитель, и учреждения должны иметь ответы на следующие вопросы:
    • какова желательная (оптимальная) структура доходов и расходов учреждений через несколько лет;
    • каково желательное соотношение объемов бюджетных услуг и услуг, предоставляемых за плату;
    • какова роль имущества в предоставлении платных и бюджетных услуг;
    • на какие цели аккумулируются внебюджетные доходы: на инвестиции в развитие учреждений, расширение материальной базы, повышение качества услуг либо на другие цели.

    Без отслеживания таких показателей учредитель не будет иметь комплексной картины функционирования подведомственной сети учреждений. А это препятствует формированию четкой стратегии развития бюджетной сети. В ходе современной бюджетной реформы одновременно приходится решать важнейшие вопросы, каждый из которых затрагивает интересы госорганов, учреждений и потребителей их услуг. Последствия тех или иных решений скажутся на благосостоянии социальных групп населения, отдельных учреждений, категорий работников. В мировой практике сложные преобразования, затрагивающие многомерные социально-экономические и политические факторы, связаны с подходом «управления преобразованиями» (change management). По сути, этот подход сводится к тому, чтобы не пытаться решить сразу все задачи, а выделить приоритеты и фазы реформ, оценив при этом экономические, финансовые, социальные последствия и риски. Просчет вариантов и оценка рисков должны быть неотъемлемым элементом бюджетной реформы в РФ.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×