Добро пожаловаться!

1506
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
Действующее законодательство РФ ориентирует государственные и муниципальные учреждения на повышение качества предоставляемых ими услуг (выполняемых работ). С этой целью предусмотрено создание эффективной системы контроля, причем как за деятельностью бюджетных и автономных, так и казенных учреждений (к последним бюджетное законодательство относит также органы государственной власти и местного самоуправления). Однако зачастую качество госуслуг оставляет желать лучшего. Либо бесплатные услуги подменяются платными. Кому в этом случае можно пожаловаться – руководителю учреждения или учредителю?

Куда обращаться

Контроль за качеством услуг осуществляется как учредителями (вышестоящими должностными лицами), так и общественными институтами и отдельными гражданами, со стороны которых самым действенным инструментом реагирования на ненадлежащее качество (объем) оказываемых услуг, необоснованные отказы в их предоставлении является жалоба.

Досудебный порядок направления, рассмотрения и ответа на поступающие жалобы установлен Законом № 59-ФЗ и Законом № 210-ФЗ.

Исходя из норм данных актов, в случаях, когда физическое или юридическое лицо не довольно оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), включенных в государственное (муниципальное) задание, оно вправе обратиться с мотивированной жалобой (в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ):

  • в соответствующее учреждение, если полагает, что рассмотрение жалобы будет эффективным;
  • в вышестоящий государственный (муниципальный) орган (к учредителю или собственнику имущества с учетом установленной компетенции), должностному лицу.

Все поступающие в учреждение жалобы подлежат рассмотрению. При этом действие Закона № 59-ФЗ не распространяется на случаи, когда жалоба направляется непосредственно руководителю учреждения (ч. 1 ст. 1 Закона № 59-ФЗ), а не в орган власти.

Запомнить

При возникновении претензий к качеству, объему, соблюдению порядка оказания государственных (муниципальных) услуг, установленного заданием, физлицо вправе: обратиться непосредственно к руководителю учреждения, учитывая, что процедура рассмотрения таких жалоб нормативными правовыми актами не регулируется; обратиться к учредителю или иному органу госвласти (местного самоуправления), в компетенцию которых входит разрешение жалобы; обратиться в правоохранительные органы, в т. ч. в прокуратуру, если в действии (бездействии) учреждения есть признаки правонарушения; обратиться в суд.

Вместе с тем если государственная (муниципальная) услуга, в т. ч. включенная в задание, является услугой органа государственной власти или органа местного самоуправления (которому было сформировано такое задание), порядок направления и рассмотрения жалоб будет определяться главой 2.1 Закона № 210-ФЗ.

Основная масса услуг предоставляется бюджетными и автономными учреждениями, право обжалования действий которых в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ, имеют только граждане – физические лица.

Разрешение разногласий между учреждением, оказывающим услугу, и юридическим лицом, ее получающим, определяется договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством, в простой письменной форме. Если договором предусмотрен обязательный досудебный (претензионный) порядок разрешения спора, то в случае, когда это условие не соблюдено, а дело дошло до суда, арбитры оставят исковое заявление без рассмотрения (ст. 148 Арбитражно-процессуального кодекса РФ).

По общему правилу ни учредитель, ни иной вышестоящий орган не вправе рассматривать жалобы, связанные с платной или иной приносящей доход деятельностью учреждений. Такие споры и претензии могут быть разрешены или путем переговоров с руководителем учреждения (иным уполномоченным им лицом) или судом.

Исключения составляют ситуации, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В частности, когда в прямо указанных Законом № 294-ФЗ1 случаях по заявлениям юридических лиц уполномоченный орган (в т. ч. исполняющий функции и полномочия учредителя) должен провести внеплановую проверку деятельности нарушающего закон учреждения (подп. 2 п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

А также случаи, когда имеются основания предполагать совершение преступления или административного правонарушения (т. е. заинтересованное лицо обращается в правоохранительные органы).

Запомнить

Если государственная (муниципальная) услуга оказывается непосредственно органом государственной власти или органом местного самоуправления, гражданин обращается с жалобой в эти органы.

Причины жалоб

В основе рассмотрения жалоб граждан и организаций лежит определение соответствия оказанной услуги требованиям задания (а при осуществлении иной приносящей доход деятельности – требованиям заключенного соглашения).

Статья 69.2 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать в т. ч.:

  • показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг (выполняемых работ);
  • порядок контроля за исполнением задания, в т. ч. условия и порядок его досрочного прекращения;
  • определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • порядок оказания соответствующих услуг.

Исходя из этого, а также практики деятельности учреждений, можно выделить несколько проблем, которые возникают при формировании заданий (и вызывают жалобы получателей услуг):

1 некорректное определение категорий получателей услуг. Наиболее распространенными ошибками является включение в категории получателей услуг юридических лиц, даже в случаях, когда невозможность оказания им услуги вытекает из ее сути.

Запомнить

Юридические лица должны удовлетворять свои претензии к учреждениям, в т. ч. связанные с оказанием ими услуг по государственным (муниципальным) заданиям, путем переговоров с руководителем или в суде.

Любое юридическое лицо – это своеобразная хозяйственная фикция, которая не всегда может быть получателем услуги. Например, можно ли считать читателем библиотеки или посетителем театра организацию? Получателем может стать, к примеру, директор этой организации, уполномоченный действовать без доверенности от имени юридического лица, и то в случаях, когда в библиотеку или в театр его будут пускать после подтверждения соответствующих полномочий. Но, как правило, – статус директора не подтверждается, и лицо обслуживается как физическое;

2 некорректное определение «льготных» категорий получателей услуг. Указанные категории определяются не самим учреждением, а нормативными правовыми актами соответствующего публично-правового образования, бюджет которого покрывает расходы, связанные с полным или частичным освобождением от платы получателей услуг;

3 отсутствие порядка контроля учредителя за реализацией задания или противоречие задания в этой части порядку, установленному органами власти (местного самоуправления) в соответствии с требованиями ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (дал ее – Закон № 7-ФЗ) и ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ);

4 включение в порядок оказания услуг дополнительных, в т. ч. платных услуг, без которых получение основной услуги возможно. Законодательством одинаково запрещено оказание недобровольных услуг и предоставление услуг платных взамен включенных в задание и предоставляемых на бесплатной основе.

Платные услуги

Также частыми нарушениями со стороны учредителей является включение в состав задания услуг, прямо законодательством не предусмотренных, которые не могут быть отнесены к основным видам деятельности учреждения, и установление на них предельных цен тарифов.

Запомнить

Порядок определения платы за услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Законодательство РФ устанавливает, что услуги, относящиеся к основной деятельности учреждений, помимо государственного (муниципального) задания, могут оказываться для граждан и юридических лиц:

1 по самостоятельному усмотрению автономных учреждений за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ);

2 сверх установленного задания бюджетным учреждением. При этом данные услуги должны быть предусмотрены его уставом, и оказываться в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, учреждения вправе оказывать платные услуги, относящиеся к основным видам деятельности, с учетом требований гражданского законодательства:

1 на основании договоров об оказании услуг. И с гражданами, и с организациями такие договоры заключаются в простой письменной форме (ст. 160, 161 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ));

2 плата, взимаемая с юридических лиц и граждан бюджетными учреждениями, определяется в соответствии с требованиями, установленными учредителем; автономные учреждения устанавливают плату самостоятельно (ст. 424 ГК РФ);

3 условия предоставления таких услуг не должны отличаться от условий предоставления государственных (муниципальных) услуг, включенных в задание, а следовательно, показатели объема, качества, содержания и порядок оказания таких услуг должны соответствовать требованиям госзадания.

На практике получатели услуг могут догадаться о том, что они выходят за рамки задания только в случаях

  • когда увеличивается цена предоставляемой услуги (по сравнению со стоимостью, установленной в задании, или даже выходом за предельные цены, утвержденные учредителем);
  • когда бесплатную (что предусмотрено заданием) государственную (муниципальную) услугу предлагают предоставить на платной основе.

По общему правилу оказание таких услуг вместо государственных (муниципальных) не допускается в случаях, прямо указанных в законодательстве, и не рекомендуется, чтобы не раздражать потребителей и обеспечивать достижение плановых показателей выполнения задания.

Вместе с тем на практике возникают различные ситуации, когда оказание государственной (муниципальной) услуги, включенной в задание, по каким-либо причинам (организационным, финансовым и пр.) невозможно, но получатели обращаются за ее предоставлением. В этих случаях руководителю учреждения необходимо определить основания приостановления оказания услуг в соответствующем задании (например, нахождение здания, занимаемого библиотекой в аварийном состоянии).

Это создаст ему правовые основания для обеспечения предоставления услуг, относящихся к основной деятельности, за рамками задания.

Можно ли наказать лишением премии?

Такого дисциплинарного взыскания как «депремирование» не существует. Поэтому без применения иного дисциплинарного взыскания оно использоваться не может: на практике учредители условием выплаты премии руководителю учреждения определяют отсутствие дисциплинарных взысканий, наложенных в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ (при наличии взысканий условие премирования не считается исполненным и премия не выплачивается). Учредитель прежде чем лишить руководителя премии должен выяснить фактические обстоятельства произошедшего поступка, получить письменные объяснения, что Трудовой кодекс позволяет сделать в порядке ст. 193.

Пример 1

За плату могут быть организованы такие услуги как предоставление книг читателям с доставкой на дом; подготовка школьников к экзаменам; ночное обслуживание пациентов и т. п. Данные услуги оказываются, по сути, во внерабочее время учреждения (специалиста).

Пример 2

Можно организовать получение услуги по предварительной записи. Это, безусловно, создаст определенные неудобства для потребителей, т. к. условия (порядок) предоставления услуги будет отличаться от обычных при реализации задания. Однако задание не будет считаться приостановленным, и претензии к несоблюдению качества (порядка) оказания услуги будут необоснованны.

Ответственность

Если текущая, включенная в задание деятельность, осуществляется в учреждении одновременно с приносящей доход, учреждение должно соблюдать положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В частности, руководствуясь ст. 10 указанного закона, следует обеспечить необходимую и достоверную информацию об услугах, предоставляющую возможность их правильного выбора. Впоследствии при наличии претензий получатель услуги не сможет утверждать, что он намеренно был введен в заблуждение относительно той информации об услуге, которую он считал для себя важной.

За нарушение законодательства о защите прав потребителей руководитель учреждения (учреждение) может быть привлечен к административной (например, ст. 14.8 КоАП РФ), уголовной (например, ст. 238 Уголовного кодекса РФ) или гражданско-правовой (ст. 15, параграфы 3, 4 гл. 59 ГК РФ) ответственности.

За неисполнение (некачественное исполнение) государственного (муниципального) задания учредитель вправе применить к руководителю учреждения меры дисциплинарного воздействия (наложить дисциплинарное взыскание) в формах и порядке, определенных ст. 192, 193 Трудового кодекса РФ.

мнение специалиста

Инна Колчина,
государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Платная услуга (в т. ч. относящаяся к основной деятельности учреждения) должна включать более комфортные условия ее оказания, дополнительные расходные материалы, более высокую квалификацию персонала и т. п. В учреждениях федерального уровня отделить платные услуги, оказываемые в рамках приносящей доход деятельности и госзадания, будет проще, чем на региональном и муниципальном уровнях. Дело в том, что в ряде специализированных учреждений, созданных субъектами РФ и муниципальными образованиями (например, в детских дошкольных образовательных учреждениях, домах престарелых), оказываются услуги, в той или иной степени предусматривающие взимание платы.

Для бюджетных учреждений определение стоимости платных услуг находится в компетенции органа-учредителя (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Диапазон полномочий органа-учредителя достаточно широк – от полного регулирования цены каждой услуги до передачи этой функции учреждению.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль