Минимизируем последствия трудовых проверок

1597
 Авдеева И.
начальник юридического отдела ОАО «Медавтотранс»
В прошлом номере мы рассказали о процедуре проведения проверок трудовой инспекции. Теперь покажем, как учреждениям свести отрицательные последствия проверок к минимуму и не навлечь на себя новых претензий проверяющих.

Исполнение предписания

По окончании проверки трудовой инспектор обязан вручить предписание об устранении выявленных нарушений руководителю учреждения либо лицу, действующему на основании доверенности (п. 1 ч. 1. ст. 17 Закона № 294-ФЗ)2. В предписании установлен срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Как правило, в трудовых спорах это не более одного месяца, хотя нормативно минимальный и максимальный пороги не определены.

Если учреждение по каким-либо причинам захочет оспорить предписание, следует учитывать, что зачастую временные затраты на оспаривание предписания превышают затраты на его исполнение.

Пример 1

Проверяющие указали, что в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) в числе документов, которые предъявляются работником при приеме на работу, указан не предусмотренный ТК РФ документ – свидетельство о присвоении ИНН, и выдали предписание об исключении данного условия из ПВТР. Учреждение считает, что поскольку законом требование такого документа, как ИНН, не пре дусмотрено и по факту он не истребуется, данный пункт ПВТР является недействительным независимо от упоминания его в правилах трудового распорядка, и специально исключать его из текста не требуется. Даже не оценивая обоснованность позиции учреждения очевидно, что издать приказ о внесении изменений в ПВТР быстрее и проще, чем подготовить заявление о признании предписания незаконным, оплатить госпошлину за его рассмотрение и затем поддерживать требования в судебном заседании.

Предписание может быть вынесено даже в отношении тех обстоятельств, которые изначально не были предметом проверки. Как правило, такие ситуации характерны для внеплановых проверок (плановые подразумевают проверку по всем направлениям).

Пример 2

По жалобе работника о нарушении порядка начисления зарплаты трудовая инспекция затребовала у учреждения трудовой договор, приказ о приеме на работу, табели учета рабочего времени, расчетные листы, документы, подтверждающие фактическую выплату. Нарушений в порядке начисления проверяющие не обнаружили. Но установили и отразили в предписании, что в нарушение ст. 57 Трудового кодекса (далее – ТК РФ) в трудовом до говоре с работником отсутствуют сведения о документе, удостоверяющем его личность. Такое предписание будет обязательно к исполнению. Поскольку п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ не ограничивает возможность выдачи предписания только по обстоятельствам, которые послужили основанием для назначения проверки.

Иногда вопросы возникают к самому порядку исполнения предписания – в какой форме представить доказательства исполнения, как поступить, если сроки исполнения недостаточны. На примере ситуаций можно сформулировать следующие рекомендации:

  • если предписание выдано с указанием конкретного действия, которое должен совершить работодатель, и оно может иметь документальное подтверждение, к отчету надо приложить все документы;

Пример 3

Если по предписанию работнику произведено доначисление за сверхурочно отработанное время, необходимо представить сам расчет, основанный на данных табеля учета, а также копию ведомости или иного документа, подтверждающего оплату.

если предписание содержит общее требование не допускать выявленное нарушение в будущем, достаточно будет в срок, указанный в нем, представить письменные пояснения о том, что учреждением приняты меры к недопущению подобного нарушения, назначены ответственные лица.

Пример 4

По жалобе работника было установлено нарушение сроков выплаты ему сумм отпускных, которые должны выплачиваться не позднее чем за три дня до начала отпуска (ст. 136 ТК РФ), а фактически были выплачены на несколько дней позже. Трудовой инспекцией было выдано предписание о необходимости соблюдения трудового законодательства в данной части. Учреждение, отчитываясь об исполнении, письменно информировало проверяющих, что требования ст. 136 ТК РФ исполняются, приложило копию приказа, что постоянный контроль за их соблюдением возложен на главного бухгалтера. Проверяющие сочли такие пояснения достаточными.

  • если предписание указывает на необходимость внести изменения в разработанные и используемые учреждением документы, достаточным может оказаться представление проверяющим нового бланка (формы) трудового договора с внесенными необходимыми изменениями;

Пример 5

Учреждение нарушило требования ст. 57 ТК РФ о необходимости включать в трудовые договоры условия об обязательном социальном страховании работников. Проверяющим был представлен новый бланк (форма) трудового договора с внесенными изменениями. В сопроводительном письме было указано, что организация разработала новую форму договора, которую с такой-то даты использует при оформлении трудовых отношений. Такой способ неприменим, если предписание обяжет внести изменения в трудовой договор с конкретным работником. В этом случае необходимо будет оформить дополнительное соглашение.

иногда срок, указанный для исполнения предписания, недостаточен для учреждения. В таком случае необходимо оформить письменное обращение на имя выдавшего предписание инспектора, где обосновать причины невозможности исполнения в срок и представить доказательства.

Пример 6

Было предписано обеспечить определенных работников спецодеждой в течение одного месяца со дня выдачи предписания.

Учреждение заключило договор с поставщиком такой одежды в течение 45 дней.

Проверяющим следует представить копию договора и документов, подтверждающих встречное исполнение учреждением своих обязательств, если они обязательны для осуществления поставки (например, внесение предоплаты), и указать срок, необходимый для исполнения предписания. Каким-либо распорядительным документом продление срока не оформляется, но такое письменное обращение будет служить доказательством, что учреждение не уклоняется от исполнения своих обязанностей и оснований для привлечения его к административной ответственности нет.

Если предписание не будет исполнено и проверяющим не будет предоставлено доказательств уважительности такого неисполнения, учреждение может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, штраф по которой составляет от 10 до 20 тыс. руб.

Запомнить

Целесообразнее обжаловать одновременно и предписание, и акт проверки. При обжаловании только акта доказать, какие именно права учреждения нарушены, будет затруднительно. Потому что акт проверки сам по себе никаких прав учреждение не лишает, никаких обязанностей не возлагает, а лишь фиксирует обнаруженные факты. При обжаловании только предписания у инспекции остается право привлечь учреждение к ответственности по нарушениям, обнаруженным в акте.

Обжалование предписания

Если учреждение не согласно с выявленными нарушениями, а разрешить спорные вопросы на стадии написания возражений по акту проверки не удалось (возможность подачи таких возражений в течение 15 дней с даты получения акта предусмотрена ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ), предписание может быть оспорено в судебном порядке.

Обжаловаться предписание будет в суде общей юрисдикции по правилам гл. 23, 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).

Оформлять требования необходимо в виде заявления о признании незаконным предписания госоргана.

Учреждение по заявлению будет выступать в качестве заявителя, трудовая инспекция – заинтересованного лица (понятия истец – ответчик при рассмотрении публичных споров не применяются).

В заявлении о признании незаконным предписания госоргана должно быть указано, какие права учреждения нарушены (ч. 1 ст. 247 ГПК РФ).

Пример 7

Если учреждение считает, что не соблюдена процедура проведения проверки, нарушенным будет являться право на проведение проверок в соответствии с полномочиями органа госконтроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц, предусмотренное ст. 3 Закона № 294-ФЗ. Дополнительно может быть указано на нарушение какого-либо из основных принципов регулирования трудовых отношений, закрепленных в ст. 2 ТК РФ. Скажем, инспекция считает незаконным включение в трудовой договор какого-либо условия – при том, что законодательный запрет на это отсутствует.

Запомнить

Штраф, наложенный на должностное лицо, оно будет оплачивать самостоятельно. Оформить такой платеж от имени проверяемого учреждения нельзя.

Привлечение к ответственности

Если с момента совершения выявленных проверкой нарушений прошло не более двух месяцев, на учреждение может быть наложен штраф на основании ст. 5.27 КоАП РФ – нарушение законодательства о труде и об охране труда. Если к ответственности будет привлекаться должностное лицо, сумма штрафа составит от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; если учреждение как юридическое лицо – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

К должностным лицам согласно ст. 2.4 КоАП РФ, относятся как руководители юрлица, так и иные лица, выполняющие в соответствии с возложенными на них полномочиями организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Как правило, к ответственности за несоблюдение трудового законодательства в качестве должностного лица привлекается именно руководитель. В том числе из-за того, что полномочия иных сотрудников недостаточно четко закреплены внутренними документами.

Основанием привлечения к ответственности должного лица будут сведения об обнаруженных нарушениях, указанные в акте проверки. По итогам составления акта трудовой инспектор письменно уведомит привлекаемое лицо о дате, месте, и времени составления протокола об административном правонарушении. Именно с момента составления такого протокола дело об административном правонарушении будет считаться возбужденным (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Если привлекается к ответственности юрлицо, от его имени будет выступать руководитель или человек, которому он выдаст доверенность от имени учреждения. Должностное лицо сможет присутствовать при оформлении протокола лично, либо оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

Запомнить

Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности подается в суд общей юрисдикции по месту совершения правонарушения (ч. 1,2 ст. 29.5 КоАП РФ). Для трудовых правонарушений это место нахождения (государственной регистрации) юридического лица. Этот момент важно помнить, потому что довольно распространенной является ошибка, когда жалоба подается в тот же суд, в который обжаловалось предписание и акт проверки, т. е. по месту нахождения органа, вынесшего постановление.

При составлении протокола трудовой инспектор уведомит нарушителя о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела о правонарушении. Пояснения (если они есть) к моменту такого рассмотрения желательно представлять в письменном виде. Это поможет проверяющим более детально оценить ситуацию, и в дальнейшем при возможном судебном обжаловании упростит судье восприятие и оценку материалов дела.

Постановление по делу об административном правонарушении проверяющие вручат уполномоченному лицу непосредственно после его составления либо направят по почте, если при рассмотрении дела такое лицо не будет присутствовать. Желательно присутствовать при оформлении постановления и получить его лично. Тогда при дальнейшем обжаловании привлечения к ответственности не возникнет спорных вопросов о дате истечения его срока.

Помимо оснований для обжалования по фактам, с которыми не согласно учреждение, в жалобе можно отразить обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного нарушения. В этом случае согласно ст. 2.9 КоАП РФ суд сможет освободить нарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пункт 21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 содержит рекомендации, когда деяние может быть признано малозначительным.

Если постановление о привлечении к административной ответственности не будет обжаловано, оно вступит в силу по истечении 10 дней с момента его вручения привлеченному к ответственности лицу. При отрицательном для учреждения результата обжалования, вступление в силу произойдет по истечении 10 дней с момента вынесения решения суда. Назначенный правонарушителю штраф должен быть оплачен не позднее 60 календарных дней после этого срока, иначе сумма штрафа может удвоиться (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

мнение специалиста

Тамара Шевченко,
профессор кафедры экономики и менеджмента Московского городского педагогического университета

С 1 января 2014 г. в ст. 15 ТК РФ появилась часть вторая, согласно которой заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Более того, все неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями должны будут толковаться в пользу наличия последних. Об этом сказано в новой ст. 19.1 ТК РФ. Соблюдение запрета будет обеспечено специальными штрафными санкциями (ст. 5.27 КоАП РФ). До 1 января 2015 г. штраф на должностных лиц составит от 1000 до 5000 руб., на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Повторное правонарушение, допущенное должностным лицом, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет. С 1 января 2015 г. размеры штрафов будут еще больше: на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб. За рецидив предусмотрены меры ответственности: для должностных лиц – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, для юрлиц – штраф от 100 000 до 200 000 руб.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль