text
Учет в учреждении

Аттестация педагога как средство стимулирования роста квалификации и профессионализма

  • 8 декабря 2015
  • 585
заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «СОШ № 19» г. Ижевска

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности и в целях установления им квалификационной категории.

Аттестация педагога как средство стимулирования роста квалификации и профессионализма

Шевченко М.В., заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «СОШ № 19» г. Ижевска                   

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников  образовательных организаций, который определяет общие требования к проведению аттестации.

Основные задачи  проведения аттестации

Согласно п. 3 раздела 1 Порядка основными задачами проведения аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
  • обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Основные принципы проведения аттестации

При поведении процедуры аттестации соблюдаются следующие принципы: коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации (п. 4, раздел I Порядка).

      Существуют два вида аттестации -  аттестация, проводимая в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности и в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории. Особенности аттестации в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности достаточно подробно прописаны в Порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Следует обратить внимание, что эта аттестация является для педагогического работника обязательной и проводится каждые пять лет, а аттестация в целях установления квалификационной категории,  напротив, проводится по желанию педагога.

Аттестация в целях установления квалификационной категории

Аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории проводится специально уполномоченным органом — аттестационной комиссией. Как отмечалось, данный вид аттестации носит заявительный характер — она проводится на основании письменного заявления педагогического работника, претендующего на присвоение квалификационной категории.

Существуют  базовые критерии установления педагогическим работникам первой и высшей квалификационных категорий (пп. 36, 37 раздела III Порядка).

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (далее – Постановление);
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Одним из важных критериев установления категории  является транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности. В МБОУ «СОШ №19» Муниципального образования «Город Ижевск» регулярно проводятся методические дни школы. Методический день – это одна из форм профессионального совершенствования учителя, педагогическая поддержка его творческого становления и развития, возможность представить свой опыт перед коллегами. Методический день является частью непрерывного педагогического образования учителей, активным методом обучения кадров.

Ежегодной традицией в практике МБОУ «СОШ №19» стало проведение 2 -3 методических дней в год.

Как показывает внутришкольная диагностика, в работе школьных методических комиссий самыми предпочитаемыми формами практической методической работы учителя называют открытые уроки и мероприятия, мастер-классы. Именно там происходит трансляция  передового педагогического опыта. Проводимая в школе работа по организации единых методических дней дает свои положительные результаты:

  • происходит внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс;
  • формируется  активная творческая среда в школе,
  • педагоги получают документальное подтверждение трансляции опыта в виде сертификатов, что дает возможность пополнить портфолио перед аттестацией.

Единый методический день становится смотром педагогического мастерства учителей школы, а для многих педагогов своеобразной «репетицией» для проведения  урока в рамках прохождения процедуры аттестации.

Подготовленные разработки открытых уроков и мастер- классов по рекомендации Научно-методического совета школы могут быть направлены  педагогами для участие в конкурсах и фестивалях.   

При присвоении квалификационной категории педагогам предъявляются высокие требования ко всем аспектам педагогической деятельности: знаниям, педагогическим умениям и способам, результатам деятельности и, конечно, к профессионально значимым качествам личности.

Педагоги, проходящие процедуру аттестации, вынуждены работать в условиях, вызывающих огромное эмоциональное напряжение. Но при этом следует отметить, что умелая работа администрации школы, заблаговременная подготовка материалов, систематическая работа по совершенствованию педагогической работы делает процедуру аттестации  менее стрессовой, способствует стимулированию целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.