Платные услуги учреждения образования

2530
Платные услуги могут быть эффективным инструментом обеспечения финансовой стабильности образовательного учреждения. Но далеко не каждую услугу можно сделать платной. Более того, промахи при расчете платы за услуги могут обернуться для учреждения серьезными проблемами.

Кравченко Елена Павловна, главный бухгалтер МБОУ "СОШ № 19", г. Ижевск

Нормативно-правовое обеспечение оказания платных услуг

Государственное (муниципальное) учреждение создается с целью осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ). Статьей 6 БК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ) и ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон N 174-ФЗ) понятие «функции некоммерческого характера» раскрывается: учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Оказание государственных услуг учреждением осуществляется в рамках государственного (муниципального) задания, сформированного в соответствии с видами деятельности, отнесенными уставом учреждения к основным видам его деятельности (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 174-ФЗ, ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).

Государственное (муниципальное) задание содержит:

  • определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • порядок оказания соответствующих услуг;
  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В Письме Минфина РФ от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ приводится классификация платных услуг:

  • услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание (далее – основные платные услуги);
  • услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых это учреждение создано (далее – неосновные платные услуги).

Сегодня мы остановимся на основных платных услугах, включенных в государственное задание и рассмотрим особенности их оказания, а в следующей статье речь пойдет о неосновных платных услугах.

Основные платные услуги государственного (муниципального) задания образовательного учреждения

Итак, услуга, включенная в госзадание, может быть платной только на основании прямого указания федерального закона. К сожалению, такого федерального закона, в котором можно было бы найти перечень образовательных услуг, оказываемых за плату, не существует. В этом случае будем руководствоваться иным принципом – разрешено все, что не запрещено. Федеральный закон N 273-ФЗ совершенно ясно устанавливает, что государственное или муниципальное учреждение образования – школа, детский сад, техникум, не оказывают и не будут оказывать услугу предоставления образования уровня ФГОС платно и в рамках государственного (муниципального) задания. Платной для них может быть только услуга дополнительного образования, но она, как правило, не включается в задание таких учреждений, поскольку не относится к основному виду их деятельности.

«В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые»

статья 5 Федерального закона N 273-ФЗ

Очень интересным исключением из этого правила являются детские сады. Формулировки оказываемых ими муниципальных услуг, включенных в муниципальные задания, имеют значительные отличия, например «Предоставление дошкольного образования, воспитания и содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении», «Предоставление бесплатного дошкольного образования», «Реализация основных общеобразовательных программ – образовательных программ дошкольного образования» и так далее. И, разумеется, для тех учреждений, муниципальная услуга которых сформулирована с включением «присмотра и ухода» она является платной.

Ситуация с разбросом формулировок описания услуги должна быть исключена в государственных и муниципальных заданиях на 2016 год, поскольку, как уже отмечалось, с этого периода государственное или муниципальное задание можно будет сформировать только из услуг, включенных в ведомственный перечень. Он, в свою очередь, строится на основании базового перечня, установленного федеральным органом исполнительной власти в своей отрасли, т.е. унифицирован.

Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ, размещенные на www.bus.gov.ru сегодня содержат услугу «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования», которая оказывается бесплатно и услугу «Присмотр и уход», которая может оказываться как на бесплатной, так и на платной основе.

Для учреждений высшего или дополнительного образования оказание основных платных услуг возможно, причем, как уже отмечалось, как в пределах государственного (муниципального) задания, так и сверх него.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Покупки на Новый год должны быть безопасными
• Списываем основное средство: нужно ли его учесть на счете 02
• Длительный отпуск педагога: что учесть бухгалтеру

Советуем оформить подписку на журнал "Учет в образовании" до конца месяца на выгодных условиях.

Порядок расчета платы

Важным этапом оказания платных услуг является процесс ценообразования. Регламент расчета платы за основные платные услуги определяется типом учреждения. Так, бюджетным учреждениям необходимо утвердить свой расчет учредителем, в отношении автономных учреждений подобное указание отсутствует, им предоставлена самостоятельность в данном вопросе, но на практике и бюджетные и автономные учреждения руководствуются одними и теми же НПА.

Базовым документом для учреждений образования является Приказ Минобрнауки России от 20.12.2010 N 1898 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания». На уровне субъектов РФ и муниципальных образований приняты свои Порядки на его основе.

«Порядок расчета платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом»

статья 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ

«Автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами» 

 статья 4 Федерального закона N 174-ФЗ

Еще раз отметим, что и автономные учреждения могут руководствоваться данным Приказом.

Приказом установлено:

  • Учреждения самостоятельно утверждают размер платы на оказываемые ими платные услуги, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
  • Размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг;
  • Размер платы в расчете на единицу оказания платных образовательных услуг не может быть ниже величины базовых нормативных затрат, установленных в соответствии с Порядком N 640 на оказание аналогичной государственной услуги.

Нарушение этой нормы может быть расценено либо как завышение нормативов затрат услуг госзадания, либо как попытку оказания платных услуг за счет средств субсидии, что в конечном итоге может повлечь для учреждения и его руководителя определенные правовые последствия.

Отклонение размера платы в сторону увеличения от базовых нормативных затрат также является недопустимым (см. Письмо Минобра РФ от 15.01.2015 N АП-58/18).

В качестве рекомендации: при расчете размера платы за основные образовательные услуги целесообразно воспользоваться указаниями Порядка N 640

Порядок оказания основных образовательных услуг регламентирован Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (далее – Правила N 706). Поскольку данными Правилами регулируется оказание любых платных услуг – как основных, так и неосновных, рассмотрим вопросы их организации в следующей части статьи, в которой расскажем об особенностях дополнительных платных услуг.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров образовательных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль