Расчет нормативных затрат при формировании государственного задания

32260
Стоимость услуги государственного (муниципального) задания рассчитывается по нормативам. Формулы расчета нормативов изложены в Методических рекомендация (Письмо Минфина от 01.10.2014 N 02-01/49180). Исходные данные к формулам устанавливает ФОИВ в своих общих требованиях.

Расчет нормативных затрат

Кравченко Елена Павловна, главный бухгалтер МБОУ "СОШ № 19", г. Ижевск      

Формирование государственного (муниципального) задания         

Основным источником финансирования бюджетных и автономных учреждений является субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Порядок определения ее размера регулируется бюджетным законодательством, так пунктом 4 ст. 69.2 БК РФ определено, что объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ), осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Топ 10 вопросов по КВР и КОСГУ

Скачайте свежий номер журнала с ответами на вопросы, которые чаще всего задают коллеги. Это бесплатно.

Скачать бесплатно

Следующим программным документом, регулирующим порядок формирования государственного задания в отношении федеральных госучреждений, а также определения размера финансового обеспечение его выполнения стало постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. N 640 (далее – Порядок N 640).

Обратите внимание: порядок формирования государственных заданий для ФГУ станет основой для порядков, разработанных и действующих на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Государственное (муниципальное) задание состоит из услуг, внесенных в ведомственный перечень государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) ФГУ в качестве основных видов деятельности (далее – ведомственный перечень). Он в свою очередь, формируется на основании базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных ФОИВ, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (далее – базовый (отраслевой) перечень).

О том, в каком порядке образовательным учреждениям выделяют субсидии, в статье "Субсидии образовательным учреждениям".

Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней, формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней определен в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2014 N 151. Результатом выполнения указанного Постановления стала система перечней, содержащая унифицированные описания услуг, предоставляемых учреждениями всех уровней подчинения:

  1. Государственные услуги описаны в базовом (отраслевом) перечне (толстая услуга), утвержденном соответствующим ФОИВ;
  2. На основании базового перечня формируется ведомственный перечень госуслуг с необходимой детализаций по видам и показателями услуг. Ведомственные перечни составляют и утверждают органы-учредители.
  3. Государственное задание формируется исключительно путем выбора услуг, включенных в ведомственный перечень. Если услуга в перечень не включена, то государственное задание на нее сформировать невозможно. Услуга, включенная в госзадание детально прописывается через показатели, характеризующие ее содержание и условия оказания (тонкая услуга).

В конце 2015 года был опубликован Федеральный закон от 29.12.2015 N 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и положения БК РФ о необходимости формирования государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями) на основании ведомственных перечней применяются, начиная с государственных (муниципальных) заданий на 2017 год.

В каком порядке формируется государственное (муниципальное) задание в статье "Предоставление субсидии на выполнение госзадания".

Таким образом, в распоряжении учредителей уровня субъектов РФ и муниципальных образований появился еще год для формирования ведомственных перечней.

Порядок расчета нормативных затрат

Расчет нормативных затрат на выполнение государственного задания, в соответствии с  порядком N 640 отражает алгоритм расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, причем, как установлено п. 13 Порядка

  • основной компонентой расчетов являются нормативные затраты на оказание государственной услуги на единицу показателя объема оказания услуги;
  • нормативные затраты рассчитываются на основании общих требований, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

В свою очередь, общие требования составляются исходя из методических рекомендаций к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее – Методические рекомендации), которые были доведены Письмом Минфина от 01.10.2014 N 02-01/49180.

Методические рекомендации описывают формулы расчета для каждого показателя нормативных затрат, а исходные данные этих формул, т.е. базовые значения нормативов, содержатся в общих требованиях. Примерная форма общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги государственным (муниципальным) учреждением определена Письмом Минфина России от 18.05.2015 N 02-01-09/28324 «О направлении примерной формы общих требований».

Необходимо отметить, что общие требования разной степени детализации были подготовлены и утверждены большинством ФОИВ, но анализ этих документов показал, что значения базовых нормативов затрат определены не для каждой госуслуги.

О том, в каком порядке образовательным учреждениям выделяют субсидии, в статье "Субсидии образовательным учреждениям".

Слагаемые нормативных затрат

Состав показателей нормативных затрат определяется двумя документами. Во-первых, это сам Порядок N 640, в соответствии с которым используются следующим показатели:

Затраты непосредственно связанные
с оказанием государственной услуги

Затраты на общехозяйственные нужды
на оказание государственной услуги

затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги; в отдельных случаях включая административно-управленческий персонал

затраты на коммунальные услуги;

затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи)

затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи);

иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;

суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, формируемого в установленном порядке в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу;

затраты на приобретение услуг связи;

затраты на приобретение транспортных услуг;

затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;

затраты на прочие общехозяйственные нужды

Из представленной таблицы очевидно, что некоторые показатели являются составными, например «затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги с учетом срока полезного использования». Определить, какие именно материальные затраты и в каком количестве будут включаться в базовый норматив, помогут порядки и регламенты (паспорта) оказания государственной (муниципальной) услуги, в т.ч. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы – стандарты оказания услуги.

Если в стандарте услуги отсутствуют нормы в натуральных показателях, то в этом случае норматив рассчитывается на основе анализа и усреднения показателей деятельности учреждения, которое имеет минимальный объем затрат на оказание единицы государственной услуги при выполнении требований к качеству оказания услуги (метод наиболее эффективного учреждения), либо на основе медианного значения по учреждениям, оказывающим эту государственную услугу (медианный метод).

Как отразить в учете учреждения полученные субсидии, читайте в статье "Как отразить в учете и отчетности получение субсидий".

При отсутствии стандартов услуг нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются структурным методом (или экспертным методом), позволяющим рассчитать нормативные затраты на единицу государственной (муниципальной) услуги.

В образовании в качестве стандартов применяются ФГОСы с требованиями материально-технических условий реализации образовательных программ.

Пример расчета норматива затрат на единицу услуги

В качестве примера расчета возьмем услугу базового перечня с номером 11791000301000101004101 – Реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования.

Исходные данные:

Учреждение – муниципальная общеобразовательная школа;

Общее число обучающихся – 1000 человек;

Общее число работников – 105 человек;

  1. Расчет затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги

    1. 1. Затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги

Определяем нормы штатных единиц работников:

Наименование ресурса (штатной единицы)

Количество получателей услуги

Нормативное количество услуг

Нормативное количество ресурса

Норма ресурса (на единицу услуги)

Комментарий

1

2

3

4

5 = 4 / 2

6

Учитель

500

640

35,5

0,07

В учреждении обучаются 500 детей среднего звена, в 20 классах-комплектах. ФГОСами предусмотрено для этой ступени образования 32 часа в неделю учебной нагрузки, что составляет 640 (32*20) часов преподавательской нагрузки в неделю. Количество ставок (гр. 4) будет рассчитываться как общее число часов в неделю, деленное на количество часов в неделю одного преподавателя – 18.

Педагог доп. образования

500

180

10

0,02

Общее число часов внеурочной нагрузки этой ступени образования – 9 часов в неделю.

Определяем нормативные затраты на оплату труда:

Наименование ресурса (штатной единицы)

Норма ресурса (на единицу услуги)

Цена единицы ресурса, руб.

Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год

Комментарий

1

2

3

4 = 2 * 3

5

Учитель

0,07

390600,00

27342,00

В качестве цены единицы ресурса взят годовой ФОТ работника, включая страховые взносы, а также взносы на травматизм

Педагог доп. образования

0,02

367164,00

7343,28

ИТОГО:

34685,28

  1. 2. Затраты на приобретение материальных запасов

Наименование ресурса (штатной единицы)

Норма ресурса (на единицу услуги)

Цена единицы ресурса, руб.

Срок полезного использования ресурса, лет

Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год

Комментарий

1

2

3

4

5 = 2 * 3 / 4

6

Учебники

1 комплект

600,00

2

300,00

В качестве цены единицы ресурса используется его закупочная стоимость на момент планирования, скорректированная на индексы-дефляторы по группам товаров

  1. 3. Иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

Наименование ресурса (штатной единицы)

Число работников учреждения, подлежащих медосмотру

Цена единицы ресурса, руб.

Срок полезного использования ресурса, лет

Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год

Комментарий

1

2

3

4

5 = (2 * 3 / 4) / 1000

Обязательный медосмотр работников учреждения

100

2500,00

1

250,00

В качестве цены единицы ресурса используется его закупочная стоимость на момент планирования, скорректированная на индексы-дефляторы по группам товаров. Нормативные затраты на единицу услуги рассчитываются путем деления на общее число обучающихся (1000 чел.)

Итого непосредственных затрат: 34685,28 + 300,00 + 250,00 = 35235,28 руб.

        2. Расчет общехозяйственных затрат

Группа общехозяйственных затрат рассчитывается по общей методике – с определением общего полезного времени использования имущественного комплекса и нормы времени его использования.

В нашем примере общее полезное время составит 210 000 человеко-дней, исходя из

35 недель 6-ти дневной рабочей недели = 210 дней;

Нормативное количество обучающихся = 1000 чел.

Норма времени составит 210 дней, как объем образовательной нагрузки основного общего образования.

Поскольку расчеты однотипны, мы не будем их приводить для всей группы, ограничимся лишь некоторыми в рамках нашего примера.

2.1. Затраты на коммунальные услуги

При расчете этого показателя значения объемов потребления коммунальных услуг принимаются с учетом ГОСТов, СНиПов и СанПиНов, а стоимость (цена, тариф) коммунальной услуги определяется в соответствии со значениями регулируемых тарифов организаций коммунального комплекса, устанавливаемых органами регулирования РФ (Письмо Минфина от 01.10.2014 N 02-01/49180).

Для нашего примера возьмем усредненное региональное значение – 1 785,4 тыс. руб. в год. Норматив на единицу услуги составит – 1 785,40 руб. (1785400 / 210000 * 210).

2.2. Затраты на содержание объектов недвижимого имущества

Взяв в качестве плановых затрат (вывоз мусора, техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, систем видеонаблюдения, услуги по дератизации и т.п.) сумму 530 тыс. руб. в год, получим норматив затрат на содержание объектов недвижимого имущества:

530 000 / 210 000 * 210 = 530,00 руб. на единицу услуги.

2.3. Затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги, включая административно-управленческий персонал

Плановый ФОТ директора учреждения, его заместителей, вспомогательного и обслуживающего персонала (с начислениями) составляет 7112,5 тыс. руб. в год.

Нормативные затраты на единицу услуги составят 7112,50 руб. (7112500 / 210000 *210).

Итого общехозяйственных затрат учреждения: 1785,40 + 530,00 +7112,50 = 9427,90 руб.

Итого общехозяйственных затрат, относящихся к выбранной услуге:
9427,90 /1000 * 500 = 4713,94 руб.

Итого затрат на оказание услуги: 35235,28 + 4713,94 = 39949,23 руб.

Расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, расчет базовых нормативов – задача учредителя, а не учреждения. Тем не менее, самостоятельно выполненный расчет нормативных затрат может помочь учреждению в поиске наиболее эффективных способов расходования материальных и трудовых ресурсов – например, проанализировать нормы использования ресурсов с целью выявления возможности их одновременного использования (не индивидуальные, но групповые занятия); сроки использования ресурсов – с целью выявления возможности их увеличения.

Помимо субсидий на выполнение государственного или муниципального задания, предоставляются и субсидии на иные цели. Как правило, такое финансирование имеет целевой характер. О том, как учесть такие поступления, в статье "Целевые субсидии: возврат и учет".

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×