Смена типа учреждения: с казенного на бюджетное

2549
Среди существующих типов государственных и муниципальных учреждений казенные учреждения занимают особое место. Такие учреждения обладают меньшим объемом самостоятельности по сравнению с бюджетными и автономными учреждениями. Учреждение создается для оказания государственных либо муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных/муниципальных функций для обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Финансируются казенные учреждения за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Практика деятельности отдельных казенных учреждений позволяет ставить вопрос о целесообразности изменения их статуса с целью повышения эффективности их работы, оптимизации расходования ресурсов, обеспечивающих деятельность учреждений. Практическая реализация таких изменений может происходить путем смены типа учреждения с казенного на бюджетное. 

Смена типа учреждения – не реорганизация

Изменение типа учреждения (в нашем случае – с казенного на бюджетное) не является реорганизацией данного учреждения. Реорганизация учреждения предполагает иные формы, перечень которых является исчерпывающим (слияние, присоединение, разделение, выделение). 
Также обратим внимание, что применительно к вопросу о смене типа с казенного на бюджетное само учреждение выступает в качестве объекта управленческих решений вышестоящих инстанций. Механизм формирования и реализации таких решений в настоящее время определен целым рядом нормативных правовых актов. Речь идет, в частности, о Федеральном законе от 12 января 1996 г.  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Изменению типа государственных и муниципальных учреждений посвящена специальная статья 17.1. данного Закона. В частности, пунктом 2 данной статьи определено, что изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляются в порядке, устанавливаемом:

  • Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Также этой статьей оговорено, что государственное или муниципальное учреждение при изменении типа вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов.
Механизм смены типа учреждений регламентирован рядом подзаконных нормативных правовых актов, в числе которых стоит особо выделить Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 года № 539. Данным актом был утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений
и внесения в них изменений (далее по тексту – Порядок). 

Кто принимает решение о смене типа учреждения

Согласно пункту 17 Порядка решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. В настоящее время такими полномочиями обладают, в первую очередь, федеральные министерства. 
К содержанию указанного решения о смене типа предъявляются определенные требования. Так, в частности, в решении должны быть предусмотрены:

  • наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
  • наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
  • наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
  • информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
  • перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Пунктом 20 Порядка определено, что проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных этому федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, подготавливается указанными федеральной службой или федеральным агентством. В свою очередь, проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении указанного федерального органа исполнительной власти, подготавливается этим федеральным органом исполнительной власти.
В том случае если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления создаваемым путем изменения типа федеральным учреждением государственных функций, в пояснительной записке должна быть указана информация о том, кому данные государственные функции будут переданы. Такое требование содержится в пункте 22 Порядка. Кроме того, оговорено, что если изменение типа федерального учреждения приведет к невозможности осуществления создаваемым путем изменения типа федеральным учреждением полномочий федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, в пояснительной записке указывается информация о том, кому указанные полномочия будут переданы.
Принятие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, решения об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного или автономного учреждения при сохранении объема государственных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению) находящимися в его ведении федеральными учреждениями, не может являться основанием для сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых данному федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ).
После принятия правового акта об изменении типа федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, утверждает изменения, вносимые в устав этого федерального учреждения. Требования к данной процедуре определены в разделе VI Порядка.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует:

Как изменились коды бюджетной классификации с февраля 2017 года

О чем пойдет речь: Минфин внес очередные корректировки в Указания № 65н. Какие коды бюджетной классификации надо применять по новым правилам? Что изменилось в кодах видов расходов? Ответы вы найдете в статье.


Вы можете оформить подписку на журнал "Казенные учреждения: учет, отчетность и налогообложение" до конца месяца на выгодных условиях.

Учтите сферу деятельности

Применительно к казенным учреждениям субъектов РФ, а также муниципальным казенным учреждениям отметим Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности. Данные Рекомендации утверждены распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1505-р. Рекомендации имеют важное практическое значение, в частности, тем, что содержат критерии, которыми следует руководствоваться при принятии решения о смене типа того или иного учреждения. Так, в частности, оговорено, что с учетом особенностей правового положения казенных учреждений целесообразно относить к данному типу только учреждения, созданные в сфере управленческой деятельности, либо учреждения, отнесенные к казенным в соответствии с законом. При этом сфера деятельности бюджетных учреждений значительно шире, по сути, она не ограничена. Законодатель лишь акцентирует внимание на приоритетных сферах создания бюджетных учреждений (наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт).
В заключение отметим, что смена типа учреждения с казенного на бюджетное, помимо ключевых моментов, связанных с принятием соответствующего управленческого решения, облекаемого в форму правового акта компетентного государственного или муниципального органа, а также внесением изменений в устав учреждения, предполагает и целый ряд производных действий, в частности, проведение инвентаризации, закрепление имущества, включая недвижимое и особо ценное движимое, за бюджетным учреждением, закрытие лицевого счета казенного учреждения, перевод на план счетов бухучета бюджетных учреждений, а также ряд других мероприятий. 

Ваших коллег сейчас больше всего интересует:

Как изменились коды бюджетной классификации с февраля 2017 года

О чем пойдет речь: Минфин внес очередные корректировки в Указания № 65н. Какие коды бюджетной классификации надо применять по новым правилам? Что изменилось в кодах видов расходов? Ответы вы найдете в статье.


Вы можете оформить подписку на журнал "Казенные учреждения: учет, отчетность и налогообложение" до конца месяца на выгодных условиях.
Читайте в следующих номерах журнала "Казенные учреждения"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для бухгалтеров казенных учреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность в казенных учреждениях;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×