Содержание имущества: цель одна, средства разные

1155
 Пименов В.В.
Руководитель аналитического отдела ООО "Лаборатория информационных исследований"
В каждом учреждении расходы на содержание имущества – одна из существенных статей затрат. Но что, если средств, выделенных учредителем на эти цели, не хватает? Разберемся, какие источники можно задействовать в такой ситуации, тем более что от механизма финансового обеспечения расходов напрямую зависит порядок бухгалтерского учета операций.

Кто, если не собственник?

Бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ). В качестве собственников среди прочих выступают публично-правовые образования – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (ст. 214, 215 ГК РФ).

Однако здесь необходимо иметь в виду, что в силу ст. 216 ГК РФ право оперативного управления как одно из вещных прав включает правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.

Соответственно, учреждение, владеющее имуществом, несет обязательства, аналогичные обязательствам собственников. Это касается и обязанности по содержанию вещей (постановления ФАС Московского округа от 20.02.2013 № Ф05-12598/11 по делу № А40-85959/2010, ФАС Поволжского округа от 28.02.2013 № Ф06-5/13 по делу № А57-17921/2012, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012 № 08АП-6793/12).

Роль публично-правового образования сводится к выделению средств на эти цели из бюджета.

В отдельных случаях часть расходов по содержанию государственного (муниципального) имущества может быть переложена с собственника (балансодержателя) на иные организации. Речь идет, прежде всего, о передаче имущества в аренду или безвозмездное пользование – если иное не предусмотрено договором, расходы по его содержанию осуществляются за счет арендаторов (ссудополучателей) (ст. 616, 695 ГК РФ).

И, наоборот, за счет средств бюджетных (автономных) учреждений могут производиться расходы, связанные с содержанием не принадлежащего им имущества.

По общему правилу право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества (п. 1 ст. 299 ГК РФ). Однако в отношении объектов недвижимости действует специальное правило – право оперативного управления на такие объекты возникает с момента его государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ).

На основании решения уполномоченного органа власти учреждение может произвести фактическую приемку объекта недвижимости и начать его эксплуатацию до получения документов о государственной регистрации права оперативного управления.

Вопросы содержания объекта на период регистрации права целесообразно урегулировать при приеме-передаче имущества.

Например, на этот период может быть заключен договор безвозмездного пользования, согласно которому принявшая объект организация госсектора несет все расходы по его содержанию.

Источники финансового обеспечения

Субсидия на выполнение задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание определенных видов имущества (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее – Закон № 174-ФЗ). Они приведены в таблице.

Таблица

Обязанности органа-учредителя по предоставлению средств
на содержание имущества

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ при расчете размера субсидии на выполнение задания учитываются нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг и на содержание государственного (муниципального) имущества.

Расходы на содержание имущества могут приниматься в расчет при определении как одного, так и другого вида нормативных затрат. Например, согласно методическим рекомендациям, утвержденным совместным приказом Минфина России № 137н, Минэкономразвития России № 527 от 29.10.2010, расходы по содержанию имущества федеральных учреждений учитываются так:

Следует учесть!

Любые расходы, направленные на финансовое обеспечение выполнения задания, могут быть оплачены по виду деятельности 4 за счет экономии текущего года, даже если они не были включены в перечень (расчет) нормативных затрат.

Например, расходы на содержание иного движимого имущества, арендованных или полученных в безвозмездное пользование объектов.

Экономия субсидии прошлого года может быть направлена учреждением на содержание любого имущества в соответствии с Планом ФХД (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Кроме того, руководитель учреждения может принять решение о временном отвлечении средств субсидии на выполнение задания на исполнение обязательств по содержанию имущества, принятых в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности).

Учредитель не вправе исключить из расчета нормативных затрат затраты по содержанию тех видов недвижимого и особо ценного движимого имущества, которые входят в обязательный перечень (см. таблицу). Другое дело, что фактические направления расходов на содержание этих объектов могут отличаться от принятых в расчет при определении нормативных затрат (письмо Минфина России от 07.08.2012 № 02-03-06/3073).

В то же время законодательство не запрещает учредителю учесть при расчете нормативных затрат расходы на содержание имущества, которое он содержать не обязан, но которое частично используется при выполнении задания.

Включение каких-либо расходов в нормативные затраты на оказание госуслуг или в нормативные затраты на содержание имущества автоматически означает возможность осуществления этих расходов за счет субсидии на выполнение задания при условии что они предусмотрены Планом ФХД.

При этом важно помнить, что субсидии, перечисляемые учреждениям в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, носят целевой характер – они предоставляются на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период. Следовательно, за счет данных средств не должны осуществляться расходы, не связанные с выполнением задания, если иное прямо не предусмотрено законом.

Субсидия на иные цели. Перечень целей, на которые могут выделяться целевые субсидии, на федеральном уровне законодательно не ограничен. Таким образом, учредителем может быть принято решение о предоставлении целевой субсидии на содержание любого имущества. Разумеется, для этого учреждение должно обосновать потребность в средствах, приложив соответствующие расчеты.

Средства от приносящей доход деятельности. Такие средства могут быть направлены на содержание любого имущества, поступившего как в рамках приносящей доход деятельности, так и в рамках деятельности по выполнению задания. При этом не имеют значения направления использования этого имущества. Главное – расходы должны быть предусмотрены в Плане ФХД.

Аккумуляция средств

Обобщим информацию о том, какие из перечисленных источников средств учреждение может использовать для содержания имущества, поступившего в рамках приносящей доход деятельности, а какие – для поступившего в рамках деятельности по выполнению задания.

Имущество учитывается по 2. Порядок осуществления расходов на содержание такого имущества зависит от направлений его дальнейшего использования и вида (недвижимое, особо ценное движимое, иное движимое). Схема финансового обеспечения выглядит так:

Приведенные варианты финансового обеспечения могут применяться, в частности, в отношении расходов по содержанию недвижимого имущества бюджетных (автономных) учреждений, поступившего в рамках вида деятельности 2, но используемого при выполнении задания.

Порядок распределения (разделения) затрат между видами деятельности на этапе составления и утверждения Плана ФХД, осуществления кассовых расходов должен быть определен в учетной политике учреждения.

Имущество учитывается по 4. Для финансового обеспечения расходов по содержанию имущества, поступившего в рамках вида деятельности 4, могут привлекаться следующие источники:

Факт частичного использования объектов в приносящей доход деятельности никак не влияет на обязанность учредителя учесть расходы по его содержанию при расчете нормативных затрат.

В то же время учредителем может быть предусмотрено требование о разделении затрат по содержанию такого имущества между целевыми средствами (субсидией на выполнение задания) и приносящей доход деятельностью.

Если этот вопрос не будет урегулирован учредителем, его целесообразно решить в рамках учетной политики учреждения.

Тем самым будет выполняться основное целевое предназначение средств субсидии – финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период.

Распределение (разделение) затрат между видами деятельности может производиться на этапе составления и утверждения Плана ФХД, осуществления кассовых расходов. При этом за основу должен быть взят экономически обоснованный показатель, характеризующий результаты деятельности учреждения.

Важный нюанс

В отношении особо ценного движимого имущества учредителем может быть принято решение о его переводе с кода вида деятельности 2 на код 4. В бухгалтерском учете для отражения операции задействуется счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». В этом случае затраты на содержание могут учитываться при расчете нормативных затрат.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль