Объекты культурного наследия – особый вид имущества

2180
 Кошелева Ю.А.
Эксперт ЗАО "МЦФЭР"
Объекты культурного наследия представляют собой общенародную ценность, поэтому к владению, пользованию и распоряжению таким имуществом законодательством предъявляются особые требования. О том, как учесть подобные объекты и в каких случаях можно воспользоваться налоговыми преференциями, читайте в статье.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее – Закон № 73-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры:

  • возникшие в результате исторических событий;
  • представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
  • являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия подразделяются на памятники, ансамбли, достопримечательные места.

Приведенное определение является ключевым для организации бухгалтерского учета и налогообложения таких объектов.

Дела давно минувших дней

Инструкцией № 157н для учета объектов недвижимости предусмотрен счет 101 10 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения». Принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право оперативного управления на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Она осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее – Закон № 122-ФЗ). Данный закон вступил в силу 31.01.1998.

Согласно п. 92 Инструкции № 157н на объект недвижимого имущества амортизация начисляется при принятии его к учету по факту государственной регистрации. Особого порядка начисления амортизации по объектам культурного наследия в бухгалтерском учете не предусмотрено.

Таким образом, определяющее значение для бухгалтерского учета объекта недвижимости имеет факт государственной регистрации права на него и наличие соответствующих документов.

Но что если объект был принят к учету задолго до вступления в силу Закона № 122-ФЗ? Означает ли это, что он может числиться на счете 101 10 без документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления, и это не будет считаться нарушением законодательства о бухгалтерском учете?

В соответствии с п. 6 ст. 33 Закона № 122-ФЗ данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Права на недвижимое имущество, возникшие до этого момента, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной законом.

Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (п. 1 ст. 6 Закона № 122-ФЗ).

Кроме того, правила ведения бухгалтерского учета не всегда были такими, как сейчас. До вступления в силу Инструкции № 157н порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждениях госсектора был установлен следующими приказами Минфина России:

  • от 30.12.1999 № 107н (срок действия 01.01.2000–31.12.2004);
  • от 26.08.2004 № 70н (срок действия 01.01.2005–31.12.2005);
  • от 10.02.2006 № 25н (срок действия 01.01.2006–31.12.2008), далее – Инструкция № 25н;
  • от 30.12.2008 № 148н (срок действия 01.01.2009–31.12.2010).

Требование о принятии к учету объектов недвижимости только при наличии документов, подтверждающих их государственную регистрацию, появилось лишь в Инструкции № 25н. Оно распространялось исключительно на объекты, которые впервые принимались к учету с 1 января 2006 г.

В свою очередь, данные по тем объектам недвижимости, которые уже числились в учете по состоянию на 01.01.2006, т. е. были вовлечены в хозяйственный оборот, в полном объеме формировали входящие остатки по счетам плана счетов бюджетного учета, установленного Инструкцией № 25н.

Следовательно, объекты недвижимого имущества, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Закона № 122-ФЗ (31.01.1998), обоснованно могут числиться на счете 101 10 без документов, подтверждающих регистрацию прав на них.

Инвентарный учет

Как видно из определения объекта культурного наследия, он представляет собой имущественный комплекс, включающий как сам объект недвижимости, так и связанные с ним предметы.

В то же время для целей бухгалтерского учета основных средств применяется другой термин – «инвентарный объект». Под ним понимается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов (п. 45 Инструкции № 157н).

Очевидно, что объект культурного наследия может включать далеко не один инвентарный объект, удовлетворяющий критериям отнесения к основным средствам. Все они должны учитываться под отдельными инвентарными номерами. Это обеспечит надлежащий контроль за сохранностью каждого предмета, входящего в комплекс.

При этом аналитический учет необходимо организовать таким образом, чтобы информация о предметах, относящихся к объекту культурного наследия, формировалась обособленно от сведений о других объектах, используемых в деятельности учреждения (например, офисной мебели, компьютеров и т. д.).

Налогообложение

Земельный налог. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Для исключения земельного участка из объекта налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить нахождение на этом участке какого-либо из перечисленных объектов (письмо Минэкономразвития России от 13.03.2007 № Д08-840, направленное Минфином России в адрес ФНС России письмом от 20.03.2007 № 03-05-05-02/12).

Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 30.11.1992 № 1487. Согласно п. 2 данного Положения отнесение объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента РФ. Они включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, депозитарием которого является Минкультуры России.

Важный нюанс

Земельный участок, сам по себе представляющий историко-культурную ценность и включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, также не признается объектом налогообложения (письмо Минфина России от 03.09.2012 № 03-05-05-02/90).

Таким образом, учреждение может воспользоваться льготой по земельному налогу только при наличии Указа Президента РФ и иных нормативных документов, принятых в его развитие. Разъяснения по данному вопросу содержатся в письмах Минфина России от 27.09.2013 № 03-05-05-01/40163, от 29.07.2013 № 03-05-04-02/30109, от 18.06.2013 № 03-05-04-01/22663.

Следует учесть!

Объекты культурного наследия регионального значения в подп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ не указаны. Следовательно, при отсутствии налоговых льгот, установленных законом субъекта РФ, они облагаются налогом на имущество на общих основаниях.

Анализ регионального законодательства показывает, что во многих субъектах РФ государственные (муниципальные) учреждения освобождены от уплаты налога на имущество организаций (см. например, п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64, подп. 17 п. 1 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96).

Налог на имущество. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения не признаются объектами налогообложения на основании подп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 18 Закона № 73-ФЗ и п. 7 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 954, объекты культурного наследия федерального значения включаются в единый реестр Минкультуры России на основании акта Правительства РФ.

Следовательно, при наличии указанных документов учреждение вправе воспользоваться налоговой преференцией (письма Минфина России от 04.12.2013 № 03-05-05-01/52809, от 11.03.2013 № 03-05-05-01/7258).

НДС. Подпунктом 15 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр, выявленного объекта культурного наследия.

В данном подпункте приведен также перечень работ (услуг), которые могут быть освобождены от налогообложения. Согласно разъяснениям Минфина России (письма от 27.06.2013 № 03-07-11/24466, от 27.03.2012 № 03-07-07/36, от 27.03.2012 № 03-07-07/35) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Поэтому при определении перечня работ, относящихся к предусмотренным подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, следует руководствоваться нормами Закона № 73-ФЗ.

Реализация указанных работ (услуг) не подлежит налогообложению при представлении в налоговые органы следующих документов:

  • справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной Минкультуры России, в соответствии с Законом № 73-ФЗ;
  • копии договора на выполнение указанных работ.

Важный нюанс

Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 2 ст. 149 НК РФ, в т. ч. подп. 15, обязан применять освобождение от налогообложения НДС в отношении таких операций. С 1 января 2014 г. при совершении операций, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ, не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×