Понятие бюджетных инвестиций изменилось

824
 Саакян Т.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
В 2014 г. порядок осуществления капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности претерпел существенные изменения. Теперь в распоряжении органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, два способа финансового обеспечения таких вложений. Это бюджетные инвестиции (под ними понимается передача полномочий госзаказчика подведомственному бюджетному и автономному учреждению) и субсидии.

Что изменилось с введением Закона № 418-ФЗ?

Благодаря Закону № 418-ФЗ в Бюджетном кодексе РФ установлен постоянный порядок осуществления капитальных вложений в объекты госсобственности РФ, субъектов РФ и муниципальной собственности.

Упорядочены понятия и термины, регламентирующие процесс капитальных вложений с участием бюджетных средств. В частности, утверждены такие формы капвложений, как капитальное строительство и приобретение объектов государственной (муниципальной) собственности.

Под бюджетными инвестициями теперь понимаются прямые расходы бюджета, осуществляемые в форме государственного (муниципального) контракта, заключённого государственным (муниципальным) заказчиком (органами государственной власти или местного самоуправления, казённым учреждением).

Орган – учредитель может передать полномочия по заключению и исполнению контракта подведомственным бюджетным и автономным учреждениям (п. 9 Правил № 131).

Субсидии на осуществление капитальных вложений предоставляются учреждениям в размере средств, установленных актом (решением), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), доведённых учредителю на эти цели (п. 16 Правил № 13).

Некоторые объекты были включены в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) до 1 января 2014 г. Что будет с ними в свете нового законодательства?

Законом № 418-ФЗ и Постановлением № 13 установлены переходные положения в отношении объектов, включённых в ФАИП до 1 января 2014 г.

При исполнении федерального бюджета в текущем году изменение способа финансового обеспечения капвложений, предусматривающее предоставление учреждению субсидии либо передачу полномочий допускается при условии внесения до 1 июля 2014 г. соответствующих изменений в решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций.

В случае предоставления субсидии в отношении объектов, в целях строительства или приобретения которых до 01.01.2014 были заключены государственные контракты, обязательства по которым не исполнены, к ним оформляются дополнительные соглашения. Допсоглашения должны предусматривать изменение вида госконтракта на контракт, а подписавшего его «госзаказчика» на «заказчика». В соглашении с учреждением прописывается:

  • сумма предоставляемой субсидии с указанием общей суммы по каждому контракту;
  • объёмы ЛБО, использованных на оплату обязательств по контракту в предыдущие годы, в т. ч. по выплате авансов (справочно).

…Законом № 418-ФЗ упорядочены понятия и термины, регламентирующие процесс капитальных вложений с участием бюджетных средств…

При изменении способа финансового обеспечения капвложений (и внесении соответствующих поправок в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и ЛБО), корректировка бюджетных данных, ранее доведённых через орган Федерального казначейства на лицевой счёт получателя бюджетных средств, осуществляется по правилам, установленным разделом 8 Порядка № 104н для внутриведомственной реорганизации.

Так как предоставление субсидий или передача полномочий по объектам ФАИП остаются правом главного распорядителя, в 2014 г. по-прежнему финансовое обеспечение может осуществляться в виде бюджетных инвестиций, но уже от имени органа-учредителя, а не от имени бюджетного или автономного учреждения с внесением соответствующих изменений в госконтракт и оформлением договора о передаче полномочий в соответствии с Правилами № 13.

На каких условиях предоставляются субсидии на осуществление капитальных вложений?

Предоставление федеральным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на осуществление капитальных вложений производится в соответствии со ст. 782 БК РФ и разделом III Правил № 13 на основании соглашения, которое должно включать условия, установленные п. 18 указанных Правил.

В частности, в соглашении определяются цель предоставления субсидии, её объем с распределением по годам в отношении каждого объекта, а также общий объём капитальных вложений за счёт всех источников финансового обеспечения.

Для автономных учреждений предусматривается обязанность открыть лицевой счёт по получению и использованию субсидий в органе Федерального казначейства, либо финансовом органе субъекта РФ или муниципального образования (п. 4 ст. 782 БК РФ).

В соглашении в обязательном порядке указывается условие о соблюдении учреж дением при использовании субсидии положений Закона № 44-ФЗ.

Существуют ли ограничения по использованию средств субсидий на капвложения?

Согласно Правилам № 13 федеральные бюджетные и автономные учреждения не должны направлять субсидию на осуществление расходов, связанных с подготовкой к строительству объекта, в т. ч.:

  • разработку проектной документации на объекты (или приобретение прав на использование типовой проектной документации, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации) и проведение инженерных изысканий, выполняемых для ее подготовки;
  • проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства;
  • проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

Условие о выполнении данных обязательств также должно быть предметом соглашения. При этом Правительство РФ имеет право принимать решение о невключении указанных положений в соглашение, если актом (решением) об осуществлении капвложений предусмотрена возможность использования субсидии на подготовительные расходы.

Кроме того, в соответствии с подп. «е» п. 18 Правил № 13 учреждение обязано осуществлять эксплуатационные расходы, необходимые для содержания объекта после ввода его в эксплуатацию, за счёт средств, предоставляемых из федерального бюджета, в объёме, не превышающем размер соответствующих нормативных затрат, применяемых при расчёте субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания.

Но если капитальные вложения производятся в приоритетные объекты, а своих средств на осуществление расходов на подготовку к строительству у учреждения недостаточно, каким образом можно обеспечить финансирование?

В первую очередь необходимо понимать, что указанные нормативные положения установлены только в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты федеральной собственности. Актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций может быть принят иной подход в рамках установленных полномочий.

Кроме того, БК РФ предусмотрено право предоставлять из бюджета бюджетной системы РФ субсидии бюджетным и автономным учреждениям не только на финансовое обеспечение выполнения ими госзадания, но и на иные цели1. Перечень этих целей определяет орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Исходя из анализа финансового состояния подведомственного учреждения, учредитель вправе предоставить ему целевую субсидию на финансовое обеспечение подготовительных расходов после того, как будут приняты решения о строительстве объекта за счёт субсидии на осуществление капитальных вложений.

Порядок определения объёма и условия предоставления таких субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Пунктом 18 Правил № 13 установлено, что соглашение с учреждением должно включать условие о приостановлении предоставления субсидии либо сокращение её объёма в связи с нарушением организацией условия о софинансировании капвложений в объекты за счёт иных источников финансирования. Разъясните, что это значит?

Данная норма определена ст. 782 БК РФ и распространяется на субсидии, предоставляемые из любого бюджета.

Но при этом условие не является обязательным, его необходимость определяется актом (решением) об осуществлении капитальных вложений.

Таким образом, при принятии решения о строительстве либо приобретении объекта обращается внимание на финансовое положение организации и её согласие на привлечение иных источников финансирования работ кроме субсидии.

Суть данной нормы заключается в том, что если государству для оказания государственных услуг (выполнения работ) необходимо строительство или приобретение нового либо реконструкция имеющегося объекта госсобственности, то независимо от финансового состояния организации, бюджетные средства на капитальные вложения предоставляются в полном объёме.

…в соглашении в обязательном порядке указывается условие о соблюдении учреждением при использовании субсидии положений Закона № 44-ФЗ…

Если финансовое состояние учреждения позволяет ему участвовать в мероприятиях, способствующих улучшению материальной базы и созданию условий для повышения объёма и качества государственных услуг (работ) в рамках госзадания, а также увеличению потребителей платных услуг, то в акт (решение) о капитальных вложениях включается условие о софинансировании объекта за счёт иных источников. И только в этом случае в соглашении о предоставлении субсидии отражается требование о приостановлении либо сокращении её объёма в связи с нарушением организацией условия о софинансировании капитальных вложений в объект при невыполнении договоренности о привлечении дополнительного источника.

При каких обстоятельствах учредитель может передать полномочия госзаказчика подведомственному учреждению?

Передача полномочий госзаказчика производится в соответствии со ст. 79 БК РФ, а для федеральных учреждений также разделом II Правил № 13 на основании решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций. Бюджетным кодексом РФ устанавливается важная норма, согласно которой при исполнении бюджета по расходам, связанным с капитальными вложениями в объекты, изменение способа финансового обеспечения капвложений допускается исключительно до начала очередного финансового года:

  • при переходе на предоставление субсидий в отношении объектов, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, с выделением общего (предельного) объёма субсидий, предоставляемого на завершение строительства (реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения объектов;
  • при переходе на осуществление бюджетных инвестиций в объекты, по которым принято решение о предоставлении субсидий, с выделением общего (предельного) объёма бюджетных инвестиций в объекты незавершенного строительства.

При изменении способа финансового обеспечения капитальных вложений учитываются государственные контракты (гражданско-правовые договоры), которые были заключены и не исполнены в текущем финансовом году. Они подлежат исполнению в очередном финансовом году на предусмотренных ими условиях с изменением стороны и (или) вида договора и (или) наименования заказчика и (или) реквизитов счёта, на которых учитываются операции с бюджетными инвестициями или субсидиями.

Изменения произошли и в порядке использования доходов от реализации государственного (муниципального) имущества...

В статьи 41, 51, 57 и 62 БК РФ Законом № 418-ФЗ внесены поправки, согласно которым из доходов соответствующего бюджета исключаются доходы от продажи не всего имущества государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а только движимого. Доходы от реализации объектов недвижимого имущества должны поступать в бюджет в установленном порядке.

Согласно нормам ст. 298 Гражданского кодекса РФ любая операция бюджетного учреждения с имуществом подлежит согласованию с его собственником.

Исходя из п. 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казённого учреждения, сделка по реализации имущества предварительно согласовывается с органом, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, а потом с учредителем.

В процессе согласования указанных сделок учредитель может предусмотреть возможность приобретения нового объекта недвижимости взамен продающегося (к примеру, морально устаревшего здания или сооружения). То есть предусмотреть при обосновании бюджетных ассигнований предоставление учреждению субсидии на осуществление капитальных вложений. При указанном обосновании источником финансового обеспечения расходов на субсидию может быть прогноз поступлений в доход бюджета средств от реализации старого объекта.

В соответствии со ст. 35 БК РФ принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы не могут быть увязаны с определёнными доходами бюджета, если иное не преду смотрено законом (решением) о бюджете. Это, в частности, касается отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

…учреждения не должны направлять субсидию на осуществление расходов, связанных с подготовкой к строительству объекта…

При этом реализацию недвижимого имущества бюджетных и автономных учреждений можно рассматривать как новый вид доходов бюджета. В данном случае вполне возможна связка доходов от продажи недвижимости с ассигнованиями на предоставление субсидии на осуществление капитальных вложений в целях создания заинтересованности учреждений в модернизации и обновлении имеющегося у них на балансе государственного (муниципального) имущества.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×