Чем помогут военнослужащим жилищные субсидии?

859
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
Право каждого российского гражданина на жилище гарантировано ст. 40 Конституции РФ. С целью его реализации и в соответствии с законодательством РФ некоторым нуждающимся в жилье категориям граждан оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. К таким категориям относятся, в частности, военнослужащие. С 2014 г. они могут улучшить свои жилищные условия с помощью нового финансового инструмента – единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (жилищной субсидии).

Преимущества жилищной субсидии

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ) государство гарантирует обеспечить данную категорию лиц жилыми помещениями путём:

  • предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений;
  • предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством, за счёт средств федерального бюджета.

Реализация данных законодательных норм до 1 января 2014 г. была возможна в следующих основных формах (они сохранены и в настоящее время): 1) предоставление военнослужащим жилых помещений специализированного жилищного фонда (служебных, в общежитиях, из манёвренного фонда);
2) предоставление жилых помещений по договорам социального найма;
3) предоставление жилых помещений в собственность бесплатно;
4) выделение денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;
5) выплата денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений;
6) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (предусмотрено п. 2.1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ для граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на ней, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

Вступивший в силу с 1 января 2014 г. Закон № 405-ФЗ ввёл дополнительную единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения – жилищную субсидию.

На стадии разработки законопроекта его авторы утверждали, что данная мера должна привести к оптимизации государственных обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (в частности, ликвидации жилищной очереди), а также повышению эффективности использования выделяемых на эти цели средств федерального бюджета. Финансирование расходов, связанных с принятием Закона № 405-ФЗ, предполагается осуществлять за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Для справки

Фигурировавшее изначально в проекте Закона № 405-ФЗ понятие «единовременная выплата» было заменено на «жилищную субсидию». Таким образом было достигнуто соответствие с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, согласно которому органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в т. ч. используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Жилищную субсидию, исходя из Закона № 405-ФЗ, решено предоставлять: 1) военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ)1;
2) военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с неё по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ);
3) гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность нахождения на которой составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченным на момент увольнения жилищной субсидией или жилыми помещениями (п. 13 ст. 15 Закона № 76-ФЗ);
4) военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством РФ, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства (п. 19. ст. 15 Закона № 76-ФЗ);
5) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения по достижении ими предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы (п. 3.1 ст. 24 Закона № 76-ФЗ).

Как установлено абз. 3 п. 16 ст. 15 Закона № 76-ФЗ жилищная субсидия может быть использована военнослужащими и отставниками исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых эти категории лиц утратят основания для признания их нуждающимися.

Рассматриваемая форма обеспечения жильём, безусловно, имеет свои преимущества. В частности, это возможность самостоятельного выбора получателем субсидии местонахождения жилья (квартиры, дома, нескольких объектов недвижимости), что само по себе является плюсом, т. к. стоимость объектов жилого комплекса в разных регионах может отличаться весьма существенно, а также планировки и других параметров. Кроме того, граждане при недостатке средств на покупку либо строительство жилья могут добавить к субсидии собственные накопления, кредитные средства, материнский капитал.

А также вступить в долевое строительство, что исключено при использовании ипотеки и государственного жилищного сертификата.

Порядок расчёта субсидии

Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам РФ и иным лицам в соответствии с Законом № 76-ФЗ, утверждены постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 76 (далее – Правила № 76).

Согласно абз. 1 п. 16 ст. 15 Закона № 76-ФЗ при предоставлении жилищной субсидии её размер определяется исходя из нормативов общей площади жилого помещения, стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения по РФ, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также поправочных коэффициентов с учётом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством РФ.

Пунктом 2 Правил № 76 установлено, что расчёт субсидии федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляется по формуле: P = H × C × KC,
где Н – норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пп. 3–6 указанных Правил;
С – норматив стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения по РФ, определяемый Минстроем России;
KC – поправочный коэффициент с учётом общей продолжительности военной службы (далее – поправочный коэффициент).

Размер поправочного коэффициента регламентируется п. 7 Правил № 76, и зависит от срока военной службы:

  • от 10 до 16 лет – 1,85;
  • от 16 до 20 лет – 2,25;
  • от 20 до 21 года – 2,375.

Начиная с 21 года поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы – до 2,75 включительно.

Лицам, указанным в п. 3.1 ст. 24 Закона № 76-ФЗ (см. п. 5 на с. 38), поправочный коэффициент увеличивается до 2,75 (п. 8 Правил № 76). А военнослужащим, общая продолжительность службы которых составляет от 10 до 20 лет, поименованным в п. 13 ст. 15 Закона № 76-ФЗ, – до 2,375 (п. 9 Правил № 76).

Квадратных метров много не бывает

В соответствии с п. 4 ст. 15.1 Закона № 76-ФЗ норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии определяется Правительством РФ. Исходя из п. 3 Правил № 76 он составляет:

  • 33 м2 общей площади жилого помещения – на одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы;
  • 42 м2 общей площади жилого помещения – на семью из двух человек;
  • 18 м2 общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью из трёх и более человек.

Данный норматив может быть уменьшен на общую площадь жилых помещений: 1) принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
2) занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора найма, её освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
3) на которую в результате совершённых военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.

Возможна и обратная ситуация, когда военнослужащий имеет право на дополнительную общую площадь, что предусмотрено п. 2 ст. 15.1 Закона № 76-ФЗ, т. е. норматив увеличивается (согласно п. 5 Правил № 76 – на 15 м2). Такое право предоставляется:

  • военнослужащему, имеющему воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящему военную службу либо уволенному по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • командиру воинской части;
  • военнослужащему, имеющему почётное звание РФ;
  • военнослужащему – преподавателю военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования;
  • военнослужащему – научному работнику, имеющему учёную степень и (или) учёное звание.

Если у гражданина возникает право на дополнительную площадь по нескольким основаниям, то данное право учитывается только по одному из них (абз. 2 п. 2 ст. 15.1 Закона № 76-ФЗ).

Правила предоставления субсидии

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ порядок предоставления жилищной субсидии, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В связи с тем, что сегодня соответствующее правовое регулирование отсутствует, можно по аналогии обратиться к нормативным правовым актам, упорядочивающим сходные правоотношения.

В частности, согласно ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, а также членам их семей и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении. Аналогичное положение содержит ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как установлено данными законами, порядок и условия предоставления единовременной соцвыплаты определяются Правительством РФ. Например, постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 (далее – Постановление № 369).

Исходя из общих положений, сотрудник, претендующий на субсидию, должен встать на учёт, для чего ему надлежит подать в специально создаваемую комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат заявление установленного содержания. К нему прикладываются подтверждающие жизненные обстоятельства документы (в т. ч. удостоверяющие личность сотрудника и членов его семьи; подтверждающие наличие или отсутствие в их собственности жилых помещений, а также права на дополнительную площадь; свидетельства о регистрации по месту пребывания; послужной список сотрудника; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства; договоры социального найма жилого помещения и др.).

Чем более грамотно и всесторонне будет подготовлен пакет документов, тем больше шансов, что со стороны упомянутой комиссии не последует отказ в постановке нуждающегося на учёт.

Единовременная соцвыплата предоставляется в порядке очерёдности постановки сотрудников на учёт. Основанием служит решение руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, а также приказ с указанием размера выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

Согласно п. 17 ст. 15 Закона № 76-ФЗ денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений предоставляются вне очереди военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трёх и более детей, а также относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с законодательством жилые помещения предоставляются вне очереди.

Выплата считается предоставленной сотруднику с даты её перечисления на счёт указанный им в соответствующем заявлении. При этом в установленный срок он должен пре дставить в федеральный орган исполнительной власти выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении жилых помещений (их частей), которые были приобретены (построены) с использованием выплаты.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль