Закон № 44-ФЗ: трудности перехода

1662
Закон № 44-ФЗ вступил в силу всего несколько месяцев назад, однако проблем, связанных с его применением, скопилось уже немало. В частности, вызывает много вопросов порядок обоснования закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), формирования контрактных служб, проведения запроса котировок и запроса предложений, согласования некоторых закупок с контролирующими органами и т. п. Особое место в этом ряду занимают так называемые переходящие закупки, т. е. те, которые начались в 2013 г. и не успели завершиться к началу нового года. Как рекомендуют действовать в сложных ситуациях официальные органы власти, рассмотрим далее.

Составление и размещение планов-графиков

Одним из принципиальных нововведений Закона № 44-ФЗ является усиление нормативного регулирования отношений по планированию закупочной деятельности. Это проявляется во введении с 2016 г. двух планирующих документов – плана закупок и плана-графика, а также в установлении повышенных требований к их содержанию, ведению и размещению. До 2016 г. заказчики вправе вести только планы-графики и размещать их по правилам, действовавшим до вступления в силу Закона № 44-ФЗ, но с учётом особенностей, установленных Минэкономразвития России и Федеральным казначейством (ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Такие особенности закреплены в совместном приказе Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 № 544/18н1. Одной из важнейших норм данного приказа является обязанность заказчика включать в план-график сведения о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (закупки до 100 тыс. руб.) одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объёма денежных средств.

Таким образом, договоры, заключённые в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, будут учитываться в плане-графике только в виде общего объёма денежных средств, а не по каждой закупке.

В связи с этим Минэкономразвития России в письме от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539 разъяснило следующее. Поскольку в план-график включается объём закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в т. ч. если цена договора не превышает 100 тыс. руб., то при исчислении «совокупного годового объёма закупок» в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, учитываются и эти закупки. Надо полагать, Минэкономразвития России имеет в виду случаи использования «совокупного годового объёма закупок» при определении объёма закупок:

  • у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ);
  • путём проведения запроса котировок (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ);
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В письме Минэкономразвития России от 08.11.2013 № Д28и-2183 в дополнение к изложенной выше позиции отмечено, что понятие «совокупный годовой объём закупок» в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, определяется не как объём финансирования, а как сумма начальных (максимальных) цен контрактов, предусмотренных планом-графиком, в котором учитывается также и объём закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в т. ч. если цена договора составляет сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

То есть расчёт объёма закупок обозначенными выше способами осуществляется не от доведённых до заказчика лимитов бюджетных обязательств, а от совокупности обоснованных им начальных (максимальных) цен контрактов за год.

Кроме того, при составлении планов-графиков на текущий год многие заказчики столкнулись с дилеммой, подлежат ли включению в них закупки, предполагающие заключение контрактов в 2013 г., а оплату по ним за счёт лимитов бюджетных обязательств, доведённых на 2014 г. Позиция Минэкономразвития России по этому поводу высказана в письме от 31.12.2013 № Д28и-2420. Ведомство отметило, что информация о размещаемых заказах (проводимых закупках) подлежит включению в план- график на тот год, в котором оно будет осуществлено.

Таким образом, сведения о заказе, размещённом в 2013 г., в план-график на 2014 г. не включаются и в объёме закупок, проводимых в 2014 г., не учитываются.

Завершение процедуры закупки

Помимо сложностей с составлением планов-графиков осуществление «переходящих» закупок порождает и иные вопросы процедурного характера.

В частности, не ясно, по каким правилам завершать процедуру закупки – тем, которые существовали на момент начала её осуществления или ныне действовавшим.

Некоторые сомнения развеивает совместное письмо Минэкономразвития России от 27.12.2013 № 29401-ЕЕ/Д28и и ФАС России от 30.12.2013 № АД/53811/13. В нём отмечено, что размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 г., производится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). Это правило действует в т. ч.:

  • при принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов;
  • разъяснении положений документации о торгах;
  • осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок;
  • заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае если размещение заказа признано несостоявшимся;
  • осуществлении контроля за соблюдением законодательства РФ о размещении заказов.

Однако в указанном письме ничего не говорится об исполнении контрактов. Соответственно, порядок применения Закона № 44-ФЗ в части исполнения контрактов, заключённых в 2013 г. (прежде всего в рамках применения гражданско-правовых санкций за их неисполнение или ненадлежащее исполнение), неоднозначен.

С одной стороны, специалисты отмечают, что в этом случае регулирование осуществляется по правилам Закона № 44-ФЗ, поскольку действия по исполнению контракта совершаются в 2014 г.

Но, с другой стороны, следует обратить внимание на то, что в силу ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключённые до 1 января 2014 г., сохраняют свою силу. Получается, что сохраняют свою силу и положения этих контрактов о порядке осуществления приёмки, а также о порядке применения к сторонам неустойки.

Применение к указанным отношениям норм Закона № 44-ФЗ может свидетельствовать о навязывании участникам гражданского оборота правил поведения, которые они не могли предусмотреть на момент заключения контракта и, следовательно, на выполнение которых они не давали своего согласия.

Работа на Официальном сайте

В соответствии со ст. 4 Закона № 44-ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок вместо Официального сайта предполагается создание и ведение единой информационной системы (ЕИС).

Однако согласно ч. 5 ст. 112 данного Закона до ввода в эксплуатацию ЕИС вся информация, подлежащая размещению на ней, должна находиться на действующем Официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). Порядок размещения такой информации установлен постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 913.

В частности, по сравнению с прежним содержанием Официального сайта в его новой версии должны найти отражение библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов, реестр банковских гарантий, результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок, каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако, поскольку не все из указанных нововведений начали реализовываться на практике, они попадут на Официальный сайт не сразу, а по мере внедрения тех или иных баз данных.

Пример

В данный момент на Официальном сайте не отражён реестр банковских гарантий. Поэтому члены комиссий по осуществлению закупок, а также заказчики должны проверять представляемые им в качестве обеспечения заявок и контрактов банковские гарантии только на предмет соблюдения требований к их содержанию без проверки их наличия в реестре.

Также следует учитывать, что в 2014–2015 гг. на Официальном сайте будут доступны два реестра недобросовестных поставщиков. Один для размещения информации в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (т. е. по Закону № 94-ФЗ), а другой – в рамках контрактной системы (т. е. по Закону № 44-ФЗ). В связи с этим в силу ч. 21 ст. 112 Закона № 44-ФЗ в течение двух лет со дня вступления в силу этого Закона заказчики вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном по обоим нормативным правовым актам.

Исходя из этого, если заказчик установит требование об отсутствии участника закупки в одном из указанных реестров, то отклонить заявку в связи с нахождением участника в другом реестре уже будет нельзя.

Административная ответственность

Немаловажное значение для практики осуществления закупок имеет Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ (далее – Закон № 396-ФЗ), который внёс существенные изменения в Закон № 44-ФЗ, а также в иные нормативные акты. Среди прочего указанным Законом предусмотрена новая редакция составов административных правонарушений за нарушения законодательства о контрактной системе, закреплённых КоАП РФ.

Особенности применения новых составов административных правонарушений к отношениям, возникшим до вступления в силу Закона № 396-ФЗ (т. е. до 1 января 2014 г.), разъяснены в письме ФАС России от 23.01.2014 № ИА/2111/14.

В частности, антимонопольное ведомство обратило внимание на то, что за нарушения законодательства о размещении заказов (действовавшего до 1 января 2014 г.) применяется административная ответственность, предусмотренная указанными выше положениями КоАП РФ, вне зависимости от времени их выявления.

Иными словами, если правонарушение совершено в 2013 г., то административная ответственность наступает по правилам, действовавшим в этот период, независимо от того, что зафиксировано оно было в 2014 г. Однако если нарушение совершено после 1 января 2014 г., то нарушитель привлекается к административной ответственности по новой редакции КоАП РФ.

Для справки

Заказчик обязан проверять два требования к поставщику, указанные в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ: 1) правомочность участника закупки заключать контракт; 2) соответствие участника требованиям, установленным к лицам, осуществляющим поставку товара.

Правда, указанную позицию необходимо применять с некоторыми оговорками.

Во-первых, ФАС России разъяснила, что если новой редакцией КоАП РФ нарушение законодательства о размещении заказов не признаётся составом административного правонарушения, то производство по данному делу в 2014 г. не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Такие же последствия наступают в случае, когда совершённое действие (бездействие) законодательства о размещении заказов не признаётся нарушением законодательства о контрактной системе.

Во-вторых, если санкция, предусмотренная нормами КоАП РФ в новой редакции меньше, т. е. улучшает положение лица, совершившего правонарушение по сравнению с ранее действовавшим порядком, то к указанному лицу применяется санкция по новой редакции Кодекса. Если же положение лица ухудшается (т. е. размер санкции больше установленного старой редакцией Кодекса), то общее правило остаётся неизменным – применяется норма КоАП РФ в редакции, действовавшей до 2014 г.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×