За трудовые "преступления" наказывают строго

1418
 Авдеева И.
начальник юридического отдела ОАО «Медавтотранс»
Даже за незначительное нарушение трудового законодательства работодателя могут наказать серьёзным штрафом (от 30 тыс. руб. и выше). Данные нарушения могут обнаружиться в ходе проверок, организуемых трудовыми инспекциями. Поговорим о причинах и следствиях таких проверок.

Повод для проверки

Плановая проверка трудовой инспекцией проводится не чаще чем один раз в три года и предварительно согласовывается с органами прокуратуры в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Ежегодный сводный план проведения проверок размещается на сайте Генеральной прокуратуры РФ и, как правило, дублируется на сайтах прокуратур субъектов РФ.

Срок публикации плана – не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому.

Таким образом, при подготовке к плановой проверке у учреждения имеется достаточно времени, чтобы выявить и устранить недостатки.

Однако согласно ст. 10 Закона № 294-ФЗ трудовая инспекция может прийти и без предупреждения. В частности, в случае получения сообщений о фактах причинения (либо возможности причинения) вреда жизни, здоровью граждан, причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, при угрозах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пример 1

Угрозой причинения вреда жизни и здоровью будет являться не только работа в условиях, не отвечающих требованиям техники безопасности, но и такое на первый взгляд безобидное нарушение, как несвоевременная выплата работнику отпускных.

Потому что отсутствие оплаты за труд как гарантии нормального существования человека, безусловно, ставит под угрозу его жизнь и здоровье. Так же, как ставящая под угрозу здоровье человека, будет рассматриваться работа с превышением установленных норм рабочего времени в отсутствие предусмотренных законом оснований, работа при необеспечении работников спецодеждой и т. п.

Формы проверок

Для справки

В форме выездной, как правило, проводятся плановые проверки, поскольку они предполагают изучение большого круга вопросов. Внеплановые ревизии организуются в документарной форме, т. к. проверяется конкретное обращение работника.

Изложенные в нём обстоятельства могут быть изучены на основании не очень объёмного пакета документов.

Согласно Закону № 294-ФЗ проверка может быть документарной и выездной. Документарная предполагает ревизию сведений в документах:

  • устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности проверяемого лица;
  • используемых при осуществлении деятельности учреждения;
  • связанных с исполнением обязательных требований.

Проводится такая проверка на основании представленных учреждением копий указанных документов (ч. 1 ст. 11 Закона № 294) по месту нахождения проверяющего органа.

Во время выездной проверки помимо документов рассматривается соответствие работников занимаемым должностям, а также состояния используемых при осуществлении деятельности учреждения территорий, зданий, строений, оборудования, транспортных средств законодательно установленным требованиям и др. (ч. 1 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица.

Если в ходе проведения документарной проверки будут обнаружены противоречия в представленных сведениях, их неполнота или неточность, то с соблюдением определённой последовательности действий трудовые инспекторы могут перейти к выездной проверке.

Данная процедура описана в ч. 8–10 ст. 11 Закона № 294-ФЗ и заключается в следующем. О выявленных ошибках и противоречиях контролёры письменно уведомляют проверяемую организацию. В течение 10 рабочих дней учреждение, опять же в письменном виде, должно представить пояснения по фактам нарушений.

Причём к ответу могут быть приложены дополнительные документы, подтверждающие достоверность представленных сведений. Если пояснения инспекцию не удовлетворят (либо учреждение не удосужится их отправить) и будет установлен факт нарушения обязательных требований законодательства, проверяющие выезжают к провинившимся.

Первый шаг

Началом любой проверки – и плановой, и внеплановой – служит распоряжение руководителя (либо его зама, имеющего соответствующие полномочия) Государственной инспекции труда субъекта РФ, форма которого установлена приложением 1 к приказу № 532.

В распоряжении обязательно указываются:

  • конкретное лицо (государственный трудовой инспектор), уполномоченное на поведение проверки;
  • цель проверки. Она будет общая – выполнение утверждённого плана проведения плановых проверок юридических лиц. Либо (при внеплановой проверке) конкретизирована: защита прав и интересов определённого работника с указанием его обращения, инициировавшего расследование.
    Исходя из цели, учреждение сможет сориентироваться, на проверку каких обстоятельств будут делать упор инспекторы;
  • срок проведения. В общем случае он составляет не более 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). В распоряжении указывается дата начала и окончания проверки. За пределами этого срока совершать какие-либо действия трудовые инспекторы не вправе (п. 6 ст. 15 Закона № 294-ФЗ);
  • перечень необходимых для ревизии документов.

При внеплановой документарной проверке в распоряжении, как правило, отмечается срок (конкретное время), не позднее которого учреждение обязано представить затребованные документы.

Во избежание недоразумений следует направлять документы непосредственно инспектору, проводящему проверку (лучше вручать лично), чтобы он собственноручно зафиксировал дату и точное время их получения.

Этапы проверки

При трудовых проверках инспекторы будут рассматривать исполнение учреждением как работодателем всех требований действующего трудового законодательства. При этом любые выявленные нарушения квалифицируются по одной статье КоАП РФ – 5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда». Иными словами, нарушения не будут дифференцироваться по видам в зависимости от их тяжести, с разным уровнем ответственности для каждого. К ним применяется общая норма, устанавливающая ответственность юрлиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В большинстве случаев трудовые инспекторы не стремятся наказывать организации «по максимуму». Однако заплатить сумму в 30 тыс. руб. за, допустим, отсутствие ознакомления хотя бы одного работника с правилами внутреннего трудового распорядка – малопривлекательная перспектива.

Поэтому к выполнению даже формальных требований трудового законодательства следует подходить серьёзно в течение всего периода деятельности учреждения. А не латать дыры по факту проверки.

Далее рассмотрим, что же будут изучать инспекторы в ходе проверки. Правила внутреннего трудового распорядка. Требования к их содержанию установлены ст. 189 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). Правила в обязательном порядке должны содержать: порядок приёма и увольнения работников; основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора; режим работы; время отдыха; применяемые к работникам меры поощрения и взыскания; сроки выплаты заработной платы.

В первую очередь будет обращено внимание на следующее:

  • перечень документов, которые учреждение вправе запрашивать у работников при приёме на работу, должен соответствовать текущим требованиям законодательства. Последние изменения в ст. 65 ТК РФ, устанавливающие такой перечень, были внесены Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ и вступили в силу с 1 сентября 2013 г.;
  • отражение в правилах особенностей режима работы (в т. ч. за пределами установленной продолжительности рабочего времени). А именно: продолжительность рабочей недели (5-дневная с двумя выходными днями, 6-дневная с одним выходным, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днём для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в т. ч. неполного рабочего дня (смены), время начала, окончания работы и перерывов, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней (ст. 100 ТК РФ);
  • наличие в правилах данных о времени отдыха: период предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность, выходные дни, продолжительность дополнительного отпуска и т. д.

Если требования к содержанию правил внутреннего распорядка не выполнены работодателем, такое нарушение квалифицируется как длящееся.

Сослаться на то, что с момента утверждения правил прошло более двух месяцев (срок давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ), не получится. На это указывают и высшие арбитры (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Трудовые договоры, приказы о приёме на работу. Требования к оформлению трудовых договоров установлены ст. 57 ТК РФ. Обязательно проверяется наличие в них всех предусмотренных сведений. Для заключения срочных трудовых договоров в учреждении должны быть основания (ст. 59 ТК РФ). Внимание инспекторов могут привлечь такие факты:

  • в трудовых договорах не указаны конкретные условия о видах и размерах доплат, надбавок, компенсационных выплат, полагающихся работникам (отсылка в трудовом договоре по этому вопросу к иному локальному акту организации недостаточна);
  • отсутствуют условия об обязательном социальном страховании работника в соответствии с требованиями действующего законодательства. Хотя это условие носит формальный характер, поскольку работодатель не может изменять действующий порядок соцстрахования, проверяющие всё же обращают на него внимание;
  • отсутствие допсоглашений к трудовому договору при изменении его условий. Поправки должны оформляться в письменном виде (ст. 72 ТК РФ).

Документы по учёту рабочего времени. Обязанность вести учёт рабочего времени по каждому работнику установлена ст. 91 ТК РФ. При сменной работе составляются графики сменности, с которыми работников ознакомляют не позднее чем за один месяц до введения (ст. 103 ТК РФ). Данные табеля учёта рабочего времени могут быть сверены с документами об оплате труда по конкретным работникам с целью поиска нарушений в выплате заработка. Из указанных документов инспекторы могут сделать выводы:

  • о нарушении сроков и обязанности ознакомления работников с графиками, неполное отражение в них предусмотренных сведений;
  • о несоответствии начала, окончания, продолжительности и чередования рабочих смен в табеле по сравнению с графиком сменности;
  • о привлечении работников к сверхурочным работам в отсутствие оснований (и как вариант – об отсутствии своевременной и полной оплаты сверхурочно отработанных часов (нарушение ст. 99 ТК РФ));
  • о нарушении требований при ведении суммированного учёта рабочего времени (ст. 104 ТК РФ).

Сведения по оплате труда. Проверяются документы по учёту рабочего времени и платёжные документы. Могут быть выявлены нарушения:

  • при установлении сроков выплаты заработной платы. Согласно ст. 136 ТК РФ зарплата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым, коллективным договором;
  • сроков выплаты отпускных. По правилам ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Пример 2

Работодатели не всегда дословно воспринимают формулировку «заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца». Зачастую выплаты происходят, к примеру, в следующем порядке: 20-го числа текущего месяца – аванс, 10-го числа следующего месяца – окончательный расчёт. Инспекторы считают это нарушением, указывая, что между выплатами должно проходить не более чем полмесяца (15 дней).

Сведения о соблюдении требований по охране труда. Для проверки могут быть запрошены:

  • поимённый список работников, обязанных проходить медосмотры;
  • заключительные акты от медицинской организации по итогам проводимых медосмотров;
  • документы, подтверждающие проведение медосмотров за счёт средств работодателя;
  • перечень работников, подлежащих обеспечению средствами индивидуальной защиты, с перечнем и периодичностью выдачи этих средств;
  • личные карточки учёта выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвоживающих средств, сертификаты соответствия к ним.

Нарушением считается отсутствие хотя бы одного из документов (при наличии работников, в отношении которых они должны оформляться).

Результаты

По результатам поверки не позднее даты её окончания, указанной в распоряжении, составляется акт (приложение 2 к приказу № 532), где фиксируются выявленные нарушения. На основании акта выдаётся предписание об их устранении. В течение 15 дней с даты получения акта учреждение вправе представить на него возражения. Если требования инспекторов будут проигнорированы, учреждение привлекут к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ – невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего госконтроль (надзор). Сумма штрафа для юридического лица составляет от 10 до 20 тыс. руб.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×